Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Моделирование экономического роста. Межотраслевой баланс в развитии национальной экономики.




- это расчет важнейших макроэк. параметров соц-эк. разви­тия на перспективу. Пара­метры эк роста: ВВП, уровень потребления домашних хозяйств, уровень потребления гос.учреждений, объемы инвестиций, объемы экспорта-импорта продукции и услуг, а также определяемые этими величинами объемы вы­пуска продукции в основных отраслях экономики. Прогноз­ные значения параметров определяются в виде темпов роста, др. коэффициентов, удельных весов, % в сопоставимых ценах базисного года.

При обосновании прогнозных значений ВВП используют методы расчета на основе СНС (производственный, распределительный, конечного использования, балансовый), а также экономико-мат. моделирование. В основе метода конечного использ-я ВВП лежит уравнение Кейнса: Y=C+G+I+Xn.

На­иболее распространенным инструментом моделирования эк.роста выступает метод межотраслевого баланса в СНС, который обеспечивает расчет системы взаимоувязанных макроэк. показателей и пропор­ций НЭ: валовой выпуск товаров и услуг и его отраслевую структуру; ВВП, его отраслевую, стоимостную структуры и пропорции по направ­лениям конечного использования; объемы и состав внешне­торгового оборота и др. в разрезе отраслей на­р. хоз-а. Полученная на его основе информация позволяет рассчитать показатели и величины функционирования НЭ. Экономико-мат. модель межотраслевого балан­са представляется в виде системы уравнений и в матричной форме имеет вид: А-Х+У=Х, где А - матрица коэффициентов прямых мат. затрат; X— общественный продукт; Y— конечный продукт.

Для установления колич. связей между объемом и динамикой пр-ва и объемом и динамикой используемых ресурсов в прогнозировании соц.-эк. развития применяются факторные модели. Показатели эк. роста в этих моделях ставятся в зависимость от одного (однофакторная модель) или нескольких факторов (многофакторная) пр-ва.

В большинстве моделей эк. роста состояние экономики в момент времени t задается показателями: Y(t) - нац доход (ВВП); C(t) - потребление; I(t) - инвестиции; L(t) - объем трудовых ресурсов; K(t) — капитал.

Связи между указанными величинами в моделях определяются следующими соотношениями (t изменяется непрерывно):

У(t)=L(t)*f(K(t)/L(t))

Факторные модели используются преимущественно на первоначальной стадии прогнозных расчетов, параметры которых на следующем этапе должны быть уточнены на основе балансовых расчетов.

 

9. Система прогнозирования и планирования национальной экономики.

.Государственное регулирование социально-экономических процессов на основе разработки и реализации прогнозов и программ, или индикативное планирование, стало ведущим методом государственного управления экономикой в переходный к рыночным отношениям период. Индикативное планирование призвано выполнять три важные функции:

1) информационную — планами и прогнозами государство информирует субъекты хозяйствования о предпочтительной экономической политике, что позволит им формировать на этой основе свои бизнес-планы;

2) стабилизационную — дает возможность ориентироваться в долгосрочных установках и целях правительства и действовать сообразно с ними;

3) согласительную — позволяет правительству и негосударственным субъектам хозяйствования достигать единства по ключевым вопросам экономической политики в ходе взаимных консультаций и согласований.

Государственное прогнозирование социально-экономического развития рассматривается как деятельность государственных органов по разработке прогнозов и программ социально-экономического развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы и как система научно обоснованных представлений о целях, критериях, принципах, направлениях и приоритетах социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий период с обоснованием целевых ориентиров, основных прогнозируемых показателей и мер по обеспечению их достижения. Система государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь включает:

• на долгосрочную перспективу — Национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет и Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 10 лет;

• среднесрочную перспективу — Программу социально-экономического развития Республики Беларусь на 5 лет;

• краткосрочную перспективу — годовой прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь.

Прогнозы и программы социально-экономического развития включают количественные показатели и качественные характеристики состояния и развития экономической и социальной сфер, научно-инновационной и инвестиционной деятельности, внешнеэкономических связей, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки. Они разрабатываются исходя из комплексного анализа сложившейся социально-экономической, демографической и экологической ситуации, научно-технического и производственного потенциалов Республики Беларусь, внешних условий, состояния природных ресурсов и перспективы изменения указанных факторов. Прогнозы разрабатываются в целом по республике, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по административно-территориальным единицам в нескольких вариантах с учетом оценки вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов.

Разработка государственных прогнозов и программ социально-экономического развития Республики Беларусь проводится Советом Министров Республики Беларусь.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...