Совершенствование структуры АПК
Целью развития аграрно-промышленного комплекса в долгосрочной перспективе является формирование эффективного конкурентоспособного, устойчивого и экологически безопасного агропромышленного производства, которое соответствовало бы мировому уровню и обеспечивало продовольственную безопасность страны. Преобразования в аграрно-промышленном комплексе намечается проводить в соответствии с Программой совершенствования агропромышленного комплекса Республики Беларусь на 2011—2015 годы и другими государственными программами. Приоритетным направлением институциональных преобразований в АПК должно стать развитие кооперации на базе предприятий по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, создание продуктовых специализированных и многоотраслевых агропромышленных формирований. В них могут входить и финансовые структуры, которые в ряде случаев будут создаваться самими объединениями. Кооперативные организации станут стержнем организационной структуры АПК. Кооперацией намечается охватить большинство фермерских хозяйств, широкое развитие получит торгово-закупочная и сбытовая кооперация. Важнейшим направлением развития сельского хозяйства должна стать интенсификация производства на основе модернизации производственно-технической базы и внедрения достижений научно-технического прогресса. Системно-комплексное переоснащение отрасли высокопроизводительными машинами и агрегатами нового поколения обеспечит значительный рост производительности труда и экономию материальных ресурсов. Развитие конкурентных отраслей АПК Беларуси (молочное и мясное скотоводство, льноводство, картофелеводство и др.) прежде всего направлено на использование природно-климатических факторов. Зональная, региональная, внутрихозяйственная специализации и размещение сельскохозяйственного производства по территории страны должны отвечать сложившемуся производственно-экономическому и природному потенциалу.
62.!Роль, значение и показатели развития розничной торговли Торговля - одна из крупных отраслей экономики Республики Беларусь. В структуре ВВП доля торговли и общественного питания составляет 10,2 %, численность занятых в розничной торговле и общественном питании - 14,3 % занятых в экономике (2007 г.). Управление отраслью осуществляет Министерство торговли Республики Беларусь. Деятельность торговли и общественного питания регулируется Законом Республики Беларусь «О торговле». За 1991-2007 гг. наблюдался постоянный и устойчивый рост общего объема розничного товарооборота. Хотя в 1995 г. он уменьшился в сопоставимых ценах к уровню 1990 г. почти в 1,5 раза, однако в 2007 г. к уровню 1990 г. вырос в 1,6 раза и составил 38168 млрд рублей в действующих ценах. Рассматривая розничный товарооборот по формам собственности, можно проследить процесс становления в Беларуси многоукладной торговой системы. Постепенно повышается доля частной собственности в структуре розничного товарооборота и снижается доля государственного сектора. Если в 1990 г. доля государственной собственности в общем объеме розничного товарооборота составляла 65,8 %, а частной — 34,2 % (в основном потребительская кооперация), то в 2003 г. доля государственной собственности уменьшилась до 18,4 %, а частной, наоборот, возросла до 79,8 %. За анализируемый период значительно снизилась роль потребительской кооперации (в 2003 г. - 10,2 %), которая обслуживает в основном сельских жителей. В розничной торговле сформировалась иностранная собственность, ее доля в 2003 г. составила 1,8 %.
Число магазинов в розничной торговле значительно расширилось за 1991-2003 гг., однако сокращается сеть магазинов потребительской кооперации на селе. Одновременно идет процесс сокращения торговой площади, приходящейся на один магазин, число палаток и киосков. Вместе с тем наблюдаются и некоторые прогрессивные тенденции, связанные с постоянным увеличением обеспеченности населения торговыми площадями. Так, если в 1990 г. обеспеченность городского населения в среднем по стране составляла 209 м2 на 1000 жителей, то в 2002 г. она достигла 253 м2 при нормативе 280 м2 (90 % норматива), сельского населения - 263 м2 при нормативе 300 м2 (88 %). Торговое обслуживание сельского населения, особенно жителей малых населенных мест, во многом определяется раз витием потребительской кооперации. Правительством страны принята Программа совершенствования деятельности потребительской кооперации на 2011-2015 годы. В качестве основной цели развития торговой отрасли потребительской кооперации определено внедрение сетевых принципов организации торговли. 63!.Роль, значение и развитие общественного питания, бытового обслуживания в социально-потребительском комплексе национальной экономики Общественное питание определяется как вид торговли, включающий производство, переработку, реализацию, организацию потребления продуктов питания с оказанием либо без оказания сопутствующих услуг населению. Управление отраслью осуществляет Министерство торговли Республики Беларусь. Одним из главных показателей развития общественного питания является удельный вес продукции собственного производства в розничном товарообороте, который на протяжении последних лет составляет от 70 % до 75 %. За 2007 г. он составил 75,7 %, наиболее высокий этот показатель в г. Минске (82,5 %) и Могилевской области (79,8 %). Ежегодно увеличивается товарооборот общественного питания (в сопоставимых ценах) в расчете на 1 жителя республики: 2005 г. - 131 тыс. руб., 2006 г. - 154 тыс. руб., 2007 г. - 195 тыс. руб. Приоритетным является открытие объектов общественного питания, основанных на традициях белорусской национальной кухни 116 и национальной кухни народов мира. Например, только в г. Минске представлено более 30 кухонь народов мира. Около 70 % общедоступных предприятий - это рестораны, кафе, бары. В основном это предприятия 1 и 2 наценочных категорий, только 68 из них (или 0,6 % от числа всех объектов) имеют наценочные категории люкс и высшую.
Правительством республики утверждена система государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики, в которой предусмотрен норматив обеспеченности населения местами в общедоступной сети предприятий общественного питания по республике не менее 17 на 1000 человек. В настоящее время он составляет 19,9 мест на 1000 человек (2004 г. -18,6 мест, 2005 - 19,1 место, 2006 - 19,9 мест). Наиболее высокие показатели сложились в Брестской (21,4 места), Гомельской (21,0) и Могилевской (20,3) областях. Постоянное внимание направлено на выполнение задач, поставленных Правительством Республики Беларусь по развитию придорожного сервиса. За 2004-2006 гг. число данных предприятий увеличилось на 44,4 %. В соответствии с Программой «Дороги Беларуси», утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 апреля 2006 г. № 468, на республиканских и местных автомобильных дорогах за 2007 г. открыто 52 объекта общественного питания придорожного сервиса при годовом задании - 40.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|