Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Антимонопольное регулирование




Вопросами антимонопольного регулирования занимается Департамент ценовой политики. Министерства экономики респ.Беларусь

Основными задачами Департамента в области антимонопольной политики являются:

организация и осуществление государственного контроля за деятельностью организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающих

доминирующее положение на товарном рынке, деятельностью субъектов естественных монополий;

разработка программ и осуществление мер по демонополизации экономики, организация, формирование и ведение Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, Государственного реестра субъектов естественных монополий;

создание условий для развития конкуренции, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, действующих на товарных рынках республики.

 

Основу антимонопольного законодательства составляет Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», определяющий организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции в целях обеспечения необходимых условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, содействия и развития добросовестной конкуренции, защиты прав и законных интересов потребителей. В целях реализации Закона создана и постоянно совершенствуется правовая база антимонопольного контроля и регулирования, регламентирующая следующие основополагающие вопросы:

Государственная антимонопольная политика направлена на ограничение монополистической деятельности и создание здоровой конкуренции. Антимонопольная политика республики способствует снижению и ликвидации административных, экономических, правовых, информационных и организационных барьеров для входа на рынки новых хозяйствующих субъектов, достижению эффективности защиты прав собственников и равных условий конкуренции для предприятий всех форм собственности.

Ценовая политика и основные задачи

Задачи государственной политики в области ценообразования возложены на Департамент ценовой политики. Мин.эконом

 

Основными задачами Департамента в области ценообразования являются:

выработка предложений об основах государственной политики в области ценообразования, определение форм и способов государственного ценового регулирования, осуществление контроля за ценообразованием, в том числе за соблюдением законодательства о ценообразовании в строительстве, разработка методологии формирования и применения цен и тарифов;

разработка методов и средств, направленных на проведение единой государственной ценовой политики на основе научных исследований, изучения и использования мирового опыта путем осуществления в рамках компетенции Департамента мер ценового регулирования.

Республиканские органы государственного управления, областные и Минский городской исполнительные и распорядительные органы в пределах полномочий, предоставленных им законодательством, осуществляют прямое (административное) регулирование цен (тарифов) путем установления:

· фиксированных цен (тарифов);

· предельных цен (тарифов);

· предельных торговых надбавок (скидок) к ценам;

· предельных нормативов рентабельности, используемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену (тариф);

· порядка определения и применения цен (тарифов);

· декларирования цен (тарифов).

1) Государственную политику в области ценообразования в соответствии с Конституцией Республики Беларусь определяет Президент Республики Беларусь.

Задачи:

-отменить ограничение надбавок в оптовой и розничной торговле и обязательное составление экономического обоснования уровня применяемых цен (тарифов) на -товары (работы, услуги);

-сохранить государственное регулирование цен только на продукцию организаций-монополистов и социально значимые товары (работы, услуги), определяющие жизненный уровень населения.

 

 

Экономический рост НЭ

Экономический рост — процесс количественного увеличения, создания и качественного совершенствования потребительных и капитальных благ в соответствии с объемом и структурой складывающихся общественных потребностей.

Общими показателями экономического роста являются:

• увеличение реального ВВП за определенный период времени (прирост экономического потенциала);

• увеличение реального ВВП на душу населения за определенный период времени

К важнейшим предпосылкам, способствующим экономическому росту в республике, следует отнести:

- благоприятное экономико-географическое положение в центре Европы на перекрестке важнейших торгово-коммуникационных систем между экономически развитыми западноевропейскими странами и регионами Евразии, обладающими богатейшими природными ресурсами;

- достаточно хорошую обеспеченность земельными, лесными, водными ресурсами, отдельными видами минерально-сырьевых ресурсов, позволяющими удовлетворять перспективные потребности в калийной и каменной соли, известковом и цементном сырье, тугоплавких и керамических глинах, строительных, формовочных и стекольных песках, песчано-гравийных материалах, облицовочном камне;

- относительно высокий уровень развития научно-технического и производственного потенциалов;

- обеспеченность трудовыми ресурсами и квалифицированными кадрами.

В Концепции социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 г. в качестве конечной цели проводимых в республике экономических преобразований названо достижение стандартов уровня и качества жизни развитых европейских государств, среды обитания на основе создания высокоэффективной социально ориентированной рыночной экономики, восприимчивой к научно-техническому прогрессу, к постоянно меняющимся общественным и личным потребностям человека. Достижение этой цели предполагается осуществлять поэтапно, с выделением на каждом этапе задач и комплекса мер по их реализации.

Первый этап - восстановительный (до 2000 г.), на котором закреплялись положительные тенденции, наметившиеся в экономике республики.

Второй этап (2001-2005) - создание условий для возобновления устойчивого экономического роста.

Третий этап (2006-2010) - активная структурная перестройка национальной экономики.

Четвертый этап (2011-2015) - начальный период устойчивого экономического развития.

Рынки

Рынок – это механизм, сводящий продавцов и покупателей для купли-продажи товаров.

Принципами функционирования рынка являются частная собственность на средства производства и конкуренция.

При рыночной экономике рынки действуют во всех сферах хозяйствования.

Важнейшими рыночными институтами являются рынки факторов производства, финансовые и рынок товаров и услуг.

Рынок факторов производства (или рынок ресурсов): земля, труд, средства производства, Эти факторы непосредственно воздействуют на производство и экономический рост.

Финансовые рынки — это рыночные институты, где продаются и покупаются различные финансовые активы.

Делятся на рынок денег и рынок капитала. В свою очередь рынок капитала подразделяется на:

-рынок ценных бумаг

-рынок кредитов

Стратегической целью институциональных преобразований в Республике Беларусь является создание системы институтов, необходимых для становления и развития рыночной экономики, позволяющей решать задачи повышения уровня жизни людей, модернизации производства, сохранения как воспроизводственного потенциала природного комплекса, так и целостности и безопасности страны.

 

38. Рынок рабочей силы. Сводный баланс Рынок труда. Рынок труда – система рыночных институтов, организаций и учреждений государственного сектора, общественных объединений (профсоюзов и др.), решающих проблемы воспроизводства рабочей силы, использования труда.

Государственное регулирование на рынке труда осуществляют органы службы занятости, в соответствии с Государственной программой содействия занятости, по направлениям: трудоустройство, направление на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, переселение на новое место жительства и работы, с их согласия, финансовая поддержка из средств Фонда социальной защиты населения.

Постепенно снижается женская и молодежная безработица. В составе безработных удельный вес женщин уменьшился

В результате проведения активных мер политики занятости, предусмотренных мероприятиями Государственной программы содействия занятости населения, уровень безработицы к численности экономически активного населения снизился

К решаемым проблемам относятся условия и механизмы найма работников, порядок и уровень оплаты их труда, объемы и структура занятости, уровень и динамика безработицы, направления и механизмы повышения квалификации и переквалификации работников и многое другое.

Сводный баланс трудовых ресурс позволяет получить развернутую характеристику численности, состава трудовых ресурсов, их распределения по социальным формам хозяйства, общественным группам населения, отраслям и формам собственности Он составляется в среднегодовом исчислении,Выявляются сложившиеся тенденции формирования трудовых ресурсов по городской и сельской местности, изменение структуры занятых в национальной экономике, по ее отраслям, по формам собственности. Анализируется фактическая занятость населения республики и областей с выделением трудоизбыточных и трудонедостаточных регионов

При разработке сводного баланса трудовых ресурсов выделяются два этапа. На первом этапе, еще до того как станут известны конкретные объемы производства, проектировки по росту производительности труда, капитальные вложения,– разрабатывается предварительный баланс трудовых ресурсов. Он ориентирован лишь на определение ресурсов труда, которыми будет располагать общество в перспективе. Для этого рассчитывается общая численность трудовых ресурсов, учащихся 16 лет и старше, обучающихся с отрывом от производства; занятых в домашнем и личном подсобном хозяйстве, индивидуальной трудовой деятельностью; На втором этапе производится корректировка предварительного баланса с учетом конкретных параметров развития экономики республики (региона). Расчеты ведутся в нескольких вариантах.

 

Результатом разработки прогнозного баланса трудовых ресурсов региона должно стать определение избытка или дефицита трудовых ресурсов.

Показатели сводного баланса трудовых ресурсов достаточно полно отражают главные стороны занятости населения, поэтому баланс используется при прогнозе занятости населения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...