Управление денежными средствами и их эквивалентами
Денежные средства и их эквиваленты – это деньги в кассе, на депозитных счетах, на расчётных счетах. К эквивалентам денежных средств относят: •ликвидные краткосрочные финансовые вложения •ценные бумаги других предприятий •государственные казначейские билеты •государственные облигации •ценные бумаги, выпущенные местными органами власти При управлении денежными средствами и их эквивалентами финансовому менеджеру необходимо решить вопрос об оптимальном запасе наличных средств и принять решение о покупке государственных ценных бумаг. Система эффективного управления денежными средствами подразумевает выделение 4 крупных блоков процедур, требующих внимания финансового менеджера: 1)расчёт финансового цикла 2)анализ движения денежных средств 3)прогнозирование денежных потоков 4)определение оптимального уровня денежных средств Эффективное управление остатками денежных средств на текущих счетах заключается в: - обеспечении денежными средствами выполнения текущих операций; - поддержании необходимого резерва средств для осуществление непредвиденных платежей; - наличие средств в ликвидной форм и для участия в незапланированных выгодных финансовых операциях (например, на финансовом рыке). Причины дефицита денежных средств на расчетных счетах и в кассе организации могут быть следующими: I.Внутренними, состоящими в: 1) Падении объема продаж, вследствие потери одного или более крупных потребителей; недостатков в управлении ассортиментом продукции 2) Недостатках в системе управления финансами - слабое финансовое планирование; отсутствие оптимальной организационной структуры финансовых служб; отсутствие управленческого учета; потеря контроля над затратами; низкая квалификация кадров
II. Внешними, заключающимися в кризисе неплатежей; применении неденежных форм расчетов; конкуренции со стороны других товаропроизводителей; росте цен на энергоносители; давлении налогового законодательства; высокой стоимости заемных средств и инфляции. Деньги на текущем счете практически не приносят дохода, с их увеличением возрастают потери доходов от долгосрочных вложений, но одновременно повышается ликвидность. Задача финансового менеджера заключается в нахождении разумного компромисса между доходностью от вложения денежных средств и поддержанием необходимой ликвидности. В случае, если необходимо повысить ликвидность, необходимо принять определенные меры по увеличению притока денежных средств, либо по уменьшению оттока денежных средств. Эти меры могут носить как долгосрочный, так и краткосрочный характер. Вместе с тем, увлекаться аккумулированием денежных средств в виде наращения величины их остатков на расчетных счетах организации также нецелесообразно. В теории финансового менеджмента предлагается рассматривать хранение денежных средств на текущем счете как хранение одного из видов запасов и применять модели, разработанные в теории управления запасами для оптимизации остатков денежных средств. Примером такого подхода является модель В.Баумола, в которой заложено, что фирма при появлении излишка денег на счете сверх рассчитанной суммы оптимального запаса использует его для покупки краткосрочных ценных бумаг в целях получения дохода, а при снижении запаса денег продает часть этих бумаг, повышая запас денег до оптимального уровня. На зарубежных фирмах такой опыт имеет достаточно широкое использование. Отечественные организации пока, в основном, лишены такой возможности и чаще сталкиваются не с проблемой поддержания оптимального запаса денежных средств на счете, а с проблемой постоянного отсутствия денег для оплаты просроченных счетов.
Существуют и другие формализованные модели (например, модель Миллера-Орга), однако все из них имеют существенные для отечественной практики ограничения.
Управление дебиторской задолженностью Дебиторская задолженность – краткосрочное финансирование предприятием (часто вынужденное) своего контрагента по сделке Дебиторская задолженность включает: - неоплаченные счета за поставленную продукцию - векселя к получению - другие коммерческие ценные бумаги Управление дебиторской задолженностью — отдельная функция финансового менеджмента, основной целью которой является увеличение прибыли компании за счёт эффективного использования дебиторской задолженности как экономического инструмента. В основе квалифицированного управления дебиторской задолженностью фирмы лежит принятие финансовых решений по следующим фундаментальным вопросам: учёт дебиторской задолженности на каждую отчётную дату; диагностический анализ состояния и причин, в силу которых у фирмы сложилось негативное положение с ликвидностью дебиторской задолженности; разработка адекватной политики и внедрение в практику фирмы современных методов управления дебиторской задолженностью; контроль за текущим состоянием дебиторской задолженности. Задачами управления дебиторской задолженностью являются: ограничение приемлемого уровня дебиторской задолженности; выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств; определение скидок или надбавок для различных групп покупателей с точки зрения соблюдения ими платёжной дисциплины; ускорение востребования долга; уменьшение бюджетных долгов; оценка возможных издержек, связанных с дебиторской задолженностью, то есть упущенной выгоды от неиспользования средств, замороженных в дебиторской задолженности. Участники В современной экономике управление дебиторской задолженностью давно вышло за пределы функций только лишь финансового менеджмента. В современной коммерческой организации в процессе управления задействованы следующие лица и структурные подразделения:
Генеральный директор Коммерческий отдел и отдел продаж (коммерческий директор, руководитель отдела продаж, менеджеры по продажам) Финансовый отдел (финансовый директор, финансовый менеджер) Юридический отдел и служба безопасности Классификация дебиторской задолженности: 1)по причинам образования: - оправданная задолженность связана с нормальными сроками документооборота, т.е. это задолженность, срок погашения которой еще не наступил или менее 1 месяца; - неоправданная дебиторская задолженность связана с ошибками в оформлении документов, нарушением условий договоров и т.п.; - безнадежная задолженность – это счета, которые покупатели не оплатили. Они списываются на убытки по истечении срока исковой давности. 2)по статьям бухгалтерского баланса: - покупатели и заказчики; - векселя к получению; - дочерние и зависимые общества; - авансы выданные; - прочие дебиторы. 3)по срокам ее образования: - краткосрочная (платежи ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты); - долгосрочная (более 12 месяцев). Факторы, влияющие на дебиторскую задолженность: 1)внешние: состояние экономики, состояние расчетов в стране, эффективность денежно-кредитной политики, уровень инфляции, сезонность выпуска продукции, емкость рынка, степень его насыщенности; 2)внутренние: кредитная политика предприятия, виды используемых расчетов, и в частности гарантирующих платеж, состояние контроля и др Методы управления и сокращения дебиторской задолженности: 1)контроль состояния счетов просроченной дебиторской задолженности; 2)проведение ранжирования дебиторов с целью выявления должников, на которые приходится большая доля просроченной задолженности; 3)анализ задолженности по видам продукции с целью определения невыгодных товаров с точки зрения инкассации; 4)оценки реальной стоимости ценных бумаг и учетов возможности ее продажи; 5)работы с должниками, в том числе работы с использованием внесудебных процедур;
6)контроль за состоянием и сбалансированным изменением дебиторской и кредиторской задолженности; 7)диверсификация покупателей; 8)оптимизация кредитной политики; 9)разработка мероприятий мотивации персонала сбыта; 10)стимулирование досрочной оплаты за продукцию; 11)стимулирование своевременной оплаты за продукцию через введение системы поощрений и системы санкций за несвоевременную оплату и др. Способы рефинансирования ДЗ следующие: - факторинг; - учет и залог векселей; - форфейтинг; - иные формы ее краткосрочного финансирования При изучении состава ДЗ особое внимание уделяют анализу данных о резервах по сомнительным долгам и фактических потерях, связанных с невозвратом этой задолженности.
11)Отличительные черты стратегического, долгосрочного и краткосрочного финансового планирования Финансовое планирование — инструмент управления финансами предприятия. Финансовое планирование — это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития организации. Основными целями этого процесса являются установление соответствия между наличием финансовых ресурсов организации и потребностью в них, выбор эффективных источников формирования финансовых ресурсов и выгодных вариантов их использования. Объектами финансового планирования являются: движение финансовых ресурсов; финансовые отношения, возникающие при формировании, распределении и использовании финансовых ресурсов; стоимостные пропорции, образуемые в результате распределения финансовых ресурсов. Финансовое планирование на предприя–тии включает три основных подсистемы: перспективное финансовое планирование, те–кущее финансовое планирование, оперативное финансовое планирование. Стратегическое финансовое планирова–ние определяет важнейшие показатели, пропор–ции и темпы расширенного воспроизводства, является главной формой реализации целей предприятия. Охватывает период 3—5 лет. Период от 1 года до 3 лет носит условный харак–тер, так как зависит от экономической стабиль–ности и возможности прогнозирования объемов финансовых ресурсов и направлений их исполь–зования. В рамках стратегического планирова–ния определяются долгосрочные ориентиры раз–вития и цели предприятия, долгосрочный курс действий по достижению цели и распределению ресурсов. Ведется поиск альтернативных вариан–тов, осуществляется выбор лучшего, и на его ос–нове стоится стратегия предприятия. Долгосрочное финансовое планирова–ние является планированием «осуществле–ния». Охватывает период 1—2 года. Основы–вается на разработанной финансовой стратегии и финансовой политике по отдельным аспектам финансовой деятельности. Данный вид финан–сового планирования заключается в разработ–ке конкретных видов текущих финансовых планов, которые дают возможность предприя–тию определить на предстоящий период все источники финансирования ее развития, сформи–ровать структуру ее доходов и затрат, обеспе–чить ее постоянную платежеспособность, а также определить структуру ее активов и капитала предприятия на конец планируемого периода.
Результатом текущего финансового пла–нирования является разработка трех основных документов: плана движения денежных средств; плана отчета о прибылях и убытках; плана бухгал–терского баланса. Основной целью построения этих до–кументов является оценка финансового поло–жения предприятия на конец планируемого пе–риода. Текущий финансовый план составляется на период, равный 1 году. Это объясняется тем, что за 1 год в основном выравниваются сезон–ные колебания конъюнктуры рынка. Годовой фи–нансовый план разбивают поквартально или по–месячно, поскольку в течение года потребность в денежных средствах может меняться и в ка–ком-то квартале (месяце) может оказаться не–достаток финансовых ресурсов. Краткосрочное (оперативное) финан–совое планирование дополняет долгосроч–ное, оно необходимо в целях контроля за поступ–лением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресур–сов. Финансовое планирование включает со–ставление и исполнение платежного календаря, кассового плана и расчет потребности в кратко–срочном кредите.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|