Министерство культуры Российской Федерации
Вопросы кандидатского экзамена по педагогики для аспирантов и соискателей
1. Сущностная и функциональная характеристика педагогики как науки. 2. Характеристика терминологии (языка, категориального аппарата) педагогической науки. 3. Проблема единства и целостности мирового образовательного пространства. 4. Общемировые тенденции развития современной педагогической науки. 5. Система антропологических наук и место в ней педагогики. 6. Проблема диалектической взаимосвязи педагогики и психологии. 7. Педагогическая антропология как методологическая основа современной педагогики. 8. Характеристика традиционных и инновационных подходов к проблеме развития личности. 9. Педагогическая деятельность, ее объективный и субъективный характер. 10. Методологические основания научно-исследовательской педагогической деятельности. 11. Системность и структурированность научно-педагогического знания. 12. Проблема внедрения достижений педагогической науки в практику работы образовательных учреждений различного уровня. 13. Современная система образования: демократические преобразования, модели образования, основные тенденции развития. 14. Сущность целостного педагогического процесса и его характеристика. 15. История образования и педагогической мысли как отрасль научного знания. 16. Историко-педагогический процесс как единство развития образовательной практики и педагогической теории. 17. Проблема периодизации всемирного историко-педагогического процесса. 18. Принципы анализа всемирного историко-педагогического процесса. 19. Базисные педагогические традиции. 20. Аналитическая характеристика образовательного идеала историко-педагогическом контексте.
21. Проблема детства в философско - и религиозно - педагогических и собственно педагогических воззрениях в исторической ретроспективе. 22. Формирование представлений о профессии и учителя и его подготовке в историко-педагогическом процессе. 23. Развитие педагогического образования в истории образовательных концепций и систем. 24. Динамика развития педагогики как науки с точки зрения одного из ведущих методологических подходов (цивилизационного, аксиологического, парадигмального, культурологического, религиозного, формационного). 25. Анализ приоритетных педагогических проблем современности в исторической ретроспективе (например, проблема самостоятельности, или активности, или принципов обучения, воспитания и т. д.). 26. Социокультурные детерминанты формирования мировой и национальных образовательных систем на примере различных исторических периодов (Античности, Средневековья, Возрождения, Просвещения, Нового времени) или цивилизационных регионов. 27. Оценка развития мировой и отечественной педагогической мысли на основе принципов анализа всемирного историко-педагогического процесса. 28. Макро (в мировом масштабе) и микро (на примере отдельной страны или ступени образования) уровень анализа мировой педагогической культуры. 29. Проблема педагогического целеполагания в контексте развития культуры. 30. Общекультурные и региональные традиции развития педагогики и образования. 31. Проблема ретроинновации и исторической реконструкции в контексте интерпретации мирового педагогического наследия в современных условиях (на примере любой авторской системы или деятельности какого-либо образовательного учреждения). 32. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса и педагогической мысли. 33. Происхождение воспитания и основные теории, объясняющие этот феномен.
34. Воспитание как общественное и педагогическое явление. 35. Культурологические основания воспитательного процесса. 36. Основные противоречия, закономерности и принципы воспитательного процесса. 37. Ребенок как объект воспитательно-образовательного процесса и как субъект деятельности. 38. Педагогическое взаимодействие в воспитании. Этапы воспитательного взаимодействия. 39. Теоретический, методический и технологический уровень педагогического исследования воспитания. 40. Основные направления воспитания личности.(Базовая культура личности и пути ее формирования.) 41. Проблема системы воспитания. 42. Сущность и типология воспитательных систем. 43. Закономерности развития воспитательных систем. 44. Характеристика современных образовательных учреждений различного уровня как воспитательных систем. 45. Сущностная характеристика основных методов, средств и форм воспитания личности. 46. Детский коллектив как субъект воспитания. 47. Учитель (воспитатель) в системе учебно-воспитательного процесса. 48. Семья в системе воспитания и социализации личности. 49. Сущность и понятие педагогической технологии и техники. 50. Педагогическое общение. 51. Научные основы процесса обучения (культурологические, психологические, этнические, физиологические, социально- нормативные, информационные). 52. Функции процесса обучения, их характеристика. Проблема целостности в реализации функции обучения. 53. Дидактическая интерпретация содержания образования на различных уровнях обучения. 54. Психолого-дидактическое проектирование и реализация принципов, методов, форм и средств обучения в контексте решения основополагающих задач образования. 55. Теоретические основы интенсификации обучения посредством использования традиционных (инновационных, вариативных личностно - ориентированных, развивающих и др.) технологий обучения. 56. Своеобразие инновационной образовательной среды для различных возрастных групп обучающихся. 57. Динамика развития личности обучающегося в процессе обучения. Основные пути управления процессом развития личности в условиях вариативных образовательных систем. 58. Понятие управления и менеджмента. Теоретико-методологические основания управления образовательными системами.
59. Принципы управления педагогическими системами в свете современной системы образовательных ценностей. 60. Государственно - общественная система управления образованием. 61. Образовательное учреждение как объект управления (на примере учреждений различных типов и уровней образования). 62. Управленческие функции и методы руководства образовательными системами. 63. Характеристика стилей управления образовательными системами. 64. Своеобразие управления развивающимися образовательными учреждениями и учреждениями, работающими в режиме функционирования. 65. Характеристика моделей управления образовательной системой (внешнее, внутреннее, саморазвитие). 66. Традиционные и инновационные технологии управления образовательными системами. 67. Современные аспекты организации дополнительного образования и управления им. 68. Своеобразие современного школьного управления и самоуправления. 69. Мониторинг качества образования и образовательных услуг. 70. Цель, задачи, виды и содержание педагогической диагностики и анализа деятельности школы.
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ Кандидатский экзамен «Общая педагогика, история педагогики и образования»
Билет № 1. 1. Сущностная и функциональная характеристика педагогики как науки. 2. Культурологические основания воспитательного процесса. 3. Цель, задачи, виды и содержание педагогической диагностики и анализа деятельности школы.
Зав.профильной кафедры, к.п.н., доцент ______________Г.Х. Калимуллина
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|