Раздел 2. Философские проблемы технических наук
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Направление: 06.06.01 Биологические науки Раздел 1. Философия науки 1. Понятие и функции науки. Наука как деятельность и как социальный институт. 2. Научное мировоззрение и его специфика. Наука и другие формы познавательной деятельности (мифология, религия, искусство, обыденное познание). 3. Специфика научного познания. Уровни и формы научного познания. 4. Философия и наука. Философия как первая историческая форма научного познания мира. 5. Философия науки в системе научного знания. Предмет и функции философии науки. 6. Место и роль науки в развитии культуры. Сциентизм и антисциентизм. 7. Формирование позитивистской традиции в философии науки. Идеал позитивного знания в классическом позитивизме. 8. Эволюция позитивизма: эмпириокритицизм. Теория познания эмпириокритицизма, критика опыта. 9. Неопозитивизм в философии науки: логико-лингвистическая проблематика научного познания. 10. Критический рационализм К. Поппера. Проблема роста научного знания. 11. Постпозитивистская проблематика в философии науки. Основные постпозитивистские концепции. 12. Динамика научного знания в постпозитивистской концепции Т. Куна. «Структура научных революций». 13. Постпозитивизм в философии науки: концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса. 14. Постпозитивизм в философии науки: «эпистемологический анархизм» П. Фейерабенда. 15. Антисциентизм в философии науки: основные философские направления. 16. Идея специфики социально-гуманитарного познания. «Науки о природе» и «науки о культуре»: объектное и методологическое различие. 17. Наука как системная целостность. Структура научного знания, основные формы его развития.
18. Проблемные ситуации в науке. Научная проблема и научный факт как формы развития научного знания. 19. Научная гипотеза как форма развития научного знания. Требования к выдвижению научных гипотез. 20. Научная теория как высшая и наиболее развитая форма научного знания. Типы научных теорий. 21. Основания науки в системе научного знания. Виды оснований науки. 22. Идеалы, принципы и нормы в научном исследовании. 23. Научная картина мира и ее роль в научном познании и в структуре мировоззрения в целом. 24. Проблема истины в научном познании. Демаркация научного знания и ее критерии. 25. Уровни и методы научного познания. Классификация научных методов. 26. Общенаучные и частнонаучные методы в научном познании. 27. Методы научного познания теоретического уровня. 28. Методы научного познания эмпирического уровня. 29. Методы систематизации и обработки знаний: анализ, синтез, индукция, дедукция, классификация, аналогия. 30. Систематизация и классификация научного знания. Специфика естественнонаучного и социально-гуманитарного познания. 31. Основные стадии исторического развития науки. 32. Донаучная стадия. Предпосылки возникновения науки и специфика ее развития в эпоху античности. 33. Научное знание в средние века. Наука и религия, знание и вера. 34. Особенности формирования науки в эпоху Возрождения. Становление экспериментального естествознания. 35. Проблема метода научного познания в эпоху Нового времени. Рационализм и эмпиризм. Формирование идеалов логически математизированного и опытного научного знания. 36. Классическая наука: этапы формирования, основные характеристики. 37. Неклассическая наука: история развития, основные характеристики. 38. Постнеклассический этап развития научного знания: основные принципы и характеристики. 39. Понятие и типы научной рациональности. Развитие научного знания и эволюция научной рациональности.
40. Динамика научного знания. Факторы, формы, механизмы развития науки. 41. Традиции и новации в развитии науки. Научные революции. 42. Понятие глобальных научных революций. Основные глобальные научные революции в развитии науки. 43. Научная коммуникация и ее основные формы. Проблема научногоэтоса. 44. Научные сообщества и их исторические типы. Научные школы и направления в современной науке. 45. Системный подход в научном познании. Понятие и структура системы. Эволюция системных представлений в научном познании. 46. Синергетический подход в современном научном познании. 47. Математизация и информатизация в современном научном познании. 48. Роль науки в современной техногенной цивилизации. Наука и глобальные проблемы современности. 49. Социальные ценности и выбор стратегии исследовательской деятельности. Внутринаучные ценности и их роль в развитии современной науки. 50. Этические проблемы современной науки. Экологическая этика и ее основания.
Раздел 2. Философские проблемы естественных, сельскохозяйственных наук 51. Живая природа как предмет научного исследования. Понятие «жизни» в философском и естественнонаучном знании. 52. Понятия «болезнь» и «здоровье», «норма» и «патология» в науках о живой природе. 53. Научные методы в системе естественных и сельскохозяйственных наук. 54. Научные теории и парадигмы в системе естественнонаучного и сельскохозяйственного знания. 55. Основные принципы теории эволюции Ч. Дарвина. Критика теории эволюции в 20-21 вв. 56. Основные этапы формирования клеточной теории: учения о растительной и животной клетках. 57. Генетика и селекция в системе современного естественнонаучного и сельскохозяйственного знания. 58. Русский космизм и проблема «незавершенности» эволюции. «Цефализация» как фактор эволюционного развития. 59. Категории «биосфера» и «ноосфера» в учении В.И. Вернадского. 60. Экологические проблемы в свете естественнонаучного и сельскохозяйственного знания.
Направление: 05.06.01 Науки о земле Раздел 1. Философия науки 1. Понятие и функции науки. Наука как деятельность и как социальный институт. 2. Научное мировоззрение и его специфика. Наука и другие формы познавательной деятельности (мифология, религия, искусство, обыденное познание).
3. Специфика научного познания. Уровни и формы научного познания. 4. Философия и наука. Философия как первая историческая форма научного познания мира. 5. Философия науки в системе научного знания. Предмет и функции философии науки. 6. Место и роль науки в развитии культуры. Сциентизм и антисциентизм. 7. Формирование позитивистской традиции в философии науки. Идеал позитивного знания в классическом позитивизме. 8. Эволюция позитивизма: эмпириокритицизм. Теория познания эмпириокритицизма, критика опыта. 9. Неопозитивизм в философии науки: логико-лингвистическая проблематика научного познания. 10. Критический рационализм К. Поппера. Проблема роста научного знания. 11. Постпозитивистская проблематика в философии науки. Основные постпозитивистские концепции. 12. Динамика научного знания в постпозитивистской концепции Т. Куна. «Структура научных революций». 13. Постпозитивизм в философии науки: концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса. 14. Постпозитивизм в философии науки: «эпистемологический анархизм» П. Фейерабенда. 15. Антисциентизм в философии науки: основные философские направления. 16. Идея специфики социально-гуманитарного познания. «Науки о природе» и «науки о культуре»: объектное и методологическое различие. 17. Наука как системная целостность. Структура научного знания, основные формы его развития. 18. Проблемные ситуации в науке. Научная проблема и научный факт как формы развития научного знания. 19. Научная гипотеза как форма развития научного знания. Требования к выдвижению научных гипотез. 20. Научная теория как высшая и наиболее развитая форма научного знания. Типы научных теорий. 21. Основания науки в системе научного знания. Виды оснований науки. 22. Идеалы, принципы и нормы в научном исследовании. 23. Научная картина мира и ее роль в научном познании и в структуре мировоззрения в целом. 24. Проблема истины в научном познании. Демаркация научного знания и ее критерии.
25. Уровни и методы научного познания. Классификация научных методов. 26. Общенаучные и частнонаучные методы в научном познании. 27. Методы научного познания теоретического уровня. 28. Методы научного познания эмпирического уровня. 29. Методы систематизации и обработки знаний: анализ, синтез, индукция, дедукция, классификация, аналогия. 30. Систематизация и классификация научного знания. Специфика естественнонаучного и социально-гуманитарного познания. 31. Основные стадии исторического развития науки. 32. Донаучная стадия. Предпосылки возникновения науки и специфика ее развития в эпоху античности. 33. Научное знание в средние века. Наука и религия, знание и вера. 34. Особенности формирования науки в эпоху Возрождения. Становление экспериментального естествознания. 35. Проблема метода научного познания в эпоху Нового времени. Рационализм и эмпиризм. Формирование идеалов логически математизированного и опытного научного знания. 36. Классическая наука: этапы формирования, основные характеристики. 37. Неклассическая наука: история развития, основные характеристики. 38. Постнеклассический этап развития научного знания: основные принципы и характеристики. 39. Понятие и типы научной рациональности. Развитие научного знания и эволюция научной рациональности. 40. Динамика научного знания. Факторы, формы, механизмы развития науки. 41. Традиции и новации в развитии науки. Научные революции. 42. Понятие глобальных научных революций. Основные глобальные научные революции в развитии науки. 43. Научная коммуникация и ее основные формы. Проблема научногоэтоса. 44. Научные сообщества и их исторические типы. Научные школы и направления в современной науке. 45. Системный подход в научном познании. Понятие и структура системы. Эволюция системных представлений в научном познании. 46. Синергетический подход в современном научном познании. 47. Математизация и информатизация в современном научном познании. 48. Роль науки в современной техногенной цивилизации. Наука и глобальные проблемы современности. 49. Социальные ценности и выбор стратегии исследовательской деятельности. Внутринаучные ценности и их роль в развитии современной науки. 50. Этические проблемы современной науки. Экологическая этика и ее основания.
Раздел 2. Философские проблемы технических наук 51.Понятие техники. Техника как предмет философского анализа. 52.Основные этапы формирования философии техники. 53.Наука, техника, технология: понятия и характер взаимодействия. 54.Научные понятия и научные законы в системе технического знания (на примере научной специальности).
55.Методы научного исследования в системе технического знания. 56.Научные теории как основа технического знания. Основополагающие научные теории (на примере научной специальности). 57.Системный подход в технических науках. Технические системы и их специфика. 58.Математические методы в системе технического знания. 59.Информатизация и компьютеризация современной науки. 60.Информационные технологии и развитие информационного общества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|