Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Какими терминами в эстетике и литературоведении передаются категории формы и содержания?




Внешний мир и внутренний мир.

Что входит в понятие «внутренний мир художественного произведения»?

Персонажи (портрет, поведение, речевая деятельность), события(сюжеты, эпизоды), хронотоп(где, когда).

 

3. Из чего складывается художественное содержание литературного произведения?

Содержание литературного произведения являет собой единство объективного и субъективного начал. Это совокупность того, что познано автором, и того, что им выражено.

Что относится к форме литературного произведения (событию рассказывания»)?

«Тело» - философская форма, артефакт, текст, событие рассказывания.

 

Какое определение понятию «текст» дают литературоведы? Как оно соотносится с лингвистическим понятием «текста»?

Текст – это собственно речевая грань литературного произведения, выделяемая в нем наряду с предметно-образным аспектом (мир произведения) и идейно – смысловой сферой (художественное содержание). Текст для лингвиста – это акт применения естественного языка, обладающий определенным комплексом свойств. Ему присущи связность и завершенность. Он имеет ясно выраженные начало и конец, составляя цепь предложений, которая является минимальной коммуникативной единицей.

ТЕКСТ – ПРОИЗВЕДЕНИЕ РЕЧЕВОГО ПРОЦЕССА, ОБЛАДАЮЩЕЕ ЗАВЕРШЕННОСТЬЮ, ОБЪЕКТИВИРОВАННОЕ В ВИДЕ ПИСЬМЕННОГО ДОКУМЕНТА – ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ.

ТЕКСТ – СОБСТВЕННО РЕЧЕВАЯ ГРАНЬ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ВЫДЕЛЯЕМАЯ В НЕМ НА РЯДУ С ПРЕДМЕТНО-ОБРАЗНЫМ АСПЕКТОМ (МИР ПРОИЗВЕДЕНИЯ) И ИДЕЙНО-СМЫСЛОВЙ СФЕРОЙ (ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ) – ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ.

 

Какой подход к литературоведению породил термины «событие рассказывания» и «событие, о котором рассказывается»? Что обозначают современные литературоведы с помощью этих терминов?

«Событие рассказывания» - такое общение между субъектом высказывания в художественном произведении и его адресатом-читателем, в ходе которого или посредством которого произведение изображает и оценивает свой предмет. СОБЫТИЕ РАССКАЗЫВАНИЯ – ЭТО ФОРМА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. СОБЫТИЕ, О КОТОРМ РАССКАЗЫВАЕТСЯ – ЭТО СОДЕРЖАНИЕ.

 

Как соотносятся между собой понятия «тема» и «проблема»?

Тема – это то, что познает писатель в жизни, явление действительности, которое нашло отражение в произведении.

Проблема – это осмысление автора, вопрос, который он ставит. Это вопрос, который он поставил в произведении.

8. Какова структура темы как предмета изображения? Из каких компонентов «мира произведения» она складывается?

Как соотносятся понятия «проблема» и «идея» произведения?

Проблема – это осмысление автора, вопрос, который он ставит. Идея – это то, что хотел сказать автор.

 

10. Что такое тенденциозность литературного произведения (идейно эмоциональная оценка)? Как она может быть выражена в произведении?

VI тема. Сюжет и фабула

Какие подходы к разграничению понятий фабулы и сюжета, существующие в современном литературоведении, выделяют авторы московского учебника по Теории литературы (Тамарченко, Тюпа, Бройтман)?

А. фабула дает событие так, как они развивались в жизни (источник – биографический опыт автора, традиция, «естественная последовательность»), сюжет – так как помещает автор(нарушенная последовательность). Томашевский называет фабулой «совокупность событий в их взаимной внутренней связи», а сюжетом, художественно построенное распределение событий в произведении. Фабула и сюжет – разные событийные подходы.

В. Фабула трактуется как событийная основа, совокупность связных элементов или краткая схема действия, пересказ во всей полноте. При таком подходе сюжет считается динамичным аспектом произведения, действие во всей полноте, в сочетании «связных» и «свободных» элементов.(В. Крайзер) Фабула и сюжет – событийные части динамического целого

С. Фабула развивается в направлении к полюсу тематического единства завершаемой действительности произведения. Писатель владеет всем ходом события. Сюжет – в направлении к полюсу завершающей реальной действительности произведения. Фабула и сюжет – обозначение не разных событийных рядов как при первом подходе, и не событийной части и всего динамического целого, как при втором подходе, а разных сторон одного и того же событийного ряда. Цепь событий, составляющих жизнь героя – фабула.(Бахтин)

 

Томашевский: фабула – это совокупность событий, их взаимные связи. Сюжет – художественное распределение событий в произведении. Фабула дает событие так, как они развивались в жизни (источник – биографический опыт автора, традиция, «естественная последовательность»), сюжет – так как помещает автор (нарушенная последовательность) Томашевский называет фабулой «совокупность событий в их взаимной внутренней связи», а сюжетом – художественно-построенное распределение событий в произведении.

Что такое художественное событие и чем оно отличается от обыденного происшествия?

Художественное событие – переход персонажем границ, которые разделяют части, сферы изображения художественного пространства и времени. Лотман: событием в тексте является перемещение персонажа через границу семантического поля.

 

 

Что такое «ситуация» и «коллизия»? Каков механизм движения сюжета?

Ситуация – взаимоотношения, фабулярное развитие от одной ситуации к другой(Томашевский),. Между двумя более ли менее значимыми событиями образуются взаимные отношения и круг включенных в действо лиц называется ситуацией.

Когда конкретное частное противоречие выявлено или изменение в ситуации уже началось, т.е. стало очевидным, это значит, что ситуация превратилась в коллизию.

Сюжет произведения осуществляется через возникновение очередной коллизии, которая влечет за собой новое событие.

Механизм:

1.Усложнение ситуации с введением новых персонажей.

2.Удаление персонажа

3.Изменение связей.

 

 

Какие основные элементы сюжета выделяет традиционное литературоведение? Охарактеризуйте их с точки зрения фазы конфликта, которую отражает фрагмент текста, определяемый соответствующим термином?

Экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог.

Конфликт – напряжение, возникающее между персонажами или их поступками, на которые опирается сюжет.

1. Природный(физический) – в борьбе с природой «Мцыри».

2. Социальный – человек или общество бросает другому человеку вызов(Чацкий)

3. Внутренний (психологический) – конфликт с совестью.

4. Провиденциальный – человек противостоит законам судьбы или Богу.

Существует два рода сюжетных конфликтов:1. Противоречия локальные и преходящие, 2. Устойчивые конфликтные состояния.

 

Что литературоведы называют термином «внесюжетные элементы текста»?

Вставные новеллы, лирические отступления, рассказ в рассказе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...