Какой тип сюжета называется телеологическим?
односюжетное, однонаправленное повествование, которое еще называется целенаправленным Какой тип сюжета называется амбивалентным? Это тип сюжета в котором смысл неоднозначный и развязка двойственная. Какой тип сюжета называется хроникальным? Сюжет, где события рассредоточены и на «равных» правах развертываются независимые один от другого событийные комплексы, имеющие свои начало и конец. События не имеют между собой причинно-следственных связей и соотнесены друг с другом лишь во времени.(«Одиссея»Гомера). Какие сюжеты называются концентрическими? Сюжеты, события которых соотносятся между собой по-разному. На первый план выдвигается какая-то одна жизненная ситуация, произведение строится на одной событийной линии. Что такое перипетии? с каким понятием традиционной сюжетологии они могут быть соотнесены? Перипетии – внезапные и резкие сдвиги в судьбах персонажей – всевозможные повороты от счастья к несчастью, от удачи к неудаче или в обратном направлении. Перипетии имели большое значение в героических сказаниях древности, в волшебных сказках. Немалую роль перипетии играют в архетипических сюжетах, в которых действие движется от завязки к развязке и выявляются конфликты преходящие, локальные. Это неожиданный поворот в развитии сюжета. Внезапная перемена в жизни, неожиданное осложнение, трудно преодолимое препятствия.
VII тема. Композиция. В чем суть широкого и узкого подходов к пониманию композиции литературного произведения? Широкий подход произведения – свое построение имеет каждый уровень. Узкий - некоторые исследователи считают, что первокирпичик не должен пересекаться ни с каким другим пониманием. Тематический принцип, композиция тематическая.
Какие уровни композиции могут быть выявлены в произведении при широком подходе к пониманию этой категории? 1. Композиция сюжета – расстановка автором событий и поступков персонажей. 2. Внесюжетные элементы текста(лирические отступления, вставные новеллы) 3. Персонажный уровень расстановка персонажей в произведении (Вулич и казак – персонажи, носящие какие-то из качеств Печорина) 4. Уровень художественных деталей (расстановка подробностей обстановки, поведения, характеров героев). 5. Языковой уровень – языковые средства, расстановка стилистических приемов. 6. Композиция повествования – смена композиционно – речевых форм изображения в тексте, смена тематически единых фрагментов текста, членение на главы, части, тома. 7. Все произведение в целом – композиция как соотнесенность разных уровней, слоев, сторон, художественной формы.
Какие нарушения в традиционной композиционной схеме развития фабулы могут присутствовать в произведении? В чем проявляется композиционный прием «задержанной» и «раздробленной» экспозиция? Что такое «регрессивная развязка» как форма построения сюжета? Цель композиции расположить все куски так, чтобы они замыкались в полное выражение идеи. Задержанная экспозиция – изложение начинается с уже развивающегося действия, и лишь постепенно автор ознакомляет нас с ситуацией героев. Регрессивная развязка – это такая развязка, которая включает в себя элементы экспозиции и как бы освещает все известные из предшествующего изложения перепетии обратным светом. Пушкин «метель».
Назовите три основных вида композиционно-речевых форм изображения. Какие разновидности включает каждый из них? А) специфические внутри текстовые дискурсы цитатного типа (письма, дневники)
Б) основные модификации повествования. В) диалог и медитация
5. Как определяют понятие композиции сторонники узкого подхода к пониманию композиции (авторы московского учебника – Тюпа, Тамарченко, Бройтман)? 6. В каких «планах», аспектах произведения может проявляться точка зрения как композиционный прием? Кто может быть ее носителем? 1 аспект определяема ли позиция автора в пространстве, 1. Совпвдение пространственных позиций персонажа и повествователя. В этом случае рассказчик находиться в той же точке пространства, все время или частично. А) Автор целиком перевоплощается в это лицо, т.е. принимает на данный момент его идеалогию, психологию. Б) автор следует за персонажем, но не перевоплощается в него. Он не сливается с героем в плане мысли оценок. В) автор может быть прикреплен к целой к целой группе людей, но мы можем уловить его присутствие в каком-либо месте. 2 аспект – позиция автора не совпадает с точки зрения какого-либо персонажа. 2. Отсутствие совпадений пространственной позиции автора с позицией персонажа. А) последовательный обзор – описание ведется с перемещенной позиции, т.е. наблюдатель движется по полю описания, точка зрения повествователя скользит от одного персонажа к другому, а смонтирована в одну картинку для читателя. Б) использование движущейся позиции наблюдателя. Передача движения повествователя в виде одной сцены. В) обобщенное описание с некоторой, достаточно удаленной позиции.
7. Как проявляется в тексте смена точки зрения в плане фразеологии?
Когда автор описывает разных героев различным языком или вообще использует в том или ином виде элементы чужой или замещенной речи при описании. При этом автор может описывать одно действующее лицо с точки зрения другого действующего лица, использовать свою собственную точку зрения или прибегать к точке зрения какого то третьего наблюдателя.
8. Какие композиционные формы встречаются в произведениях в плане их пространственно-временной организации? Описание, повествование, рассуждение. Что понимает Б.А. Успенский под «психологической» точкой зрения? С помощью каких языковых средств обозначается переход к психологической точке зрения какого-то персонажа?
Исследователь имеет в виду различие между двумя возможностями для автора: «ссылаться на то или иное индивидуальное сознание», «оперировать данными какого- то восприятия» или описывать события объективно, основываясь на известных ему фактах». Когда авторская точка зрения опирается на то или иное индивидуальное сознание (восприятие)» называется психологической точкой зрения, например «Надежда федоровна лежала в своей постели, вытянувшись, окутанная с головою в плед. Глядя на нее Лаевский мысленно попросил у нее прощения и подумал, что если небо не пусто и в самом деле там есть Бог, то он ее сохранит, если же Бога нет, то пусть она погибнет, жить ей незачем»
10. Какие языковые приметы внешнего описания (точка зрения наблюдателя-репортера) вы можете назвать?
VIII тема. Понятие мотива.
Какие два принципиально разные подхода к понятию «мотив» сложились в литературоведении? Какие ученые представляют каждое из них? А) в основе повторяемость элементов (Веселовский, Пропп).в эпических пр-х Б) тема неразложимой части произведения (Томашевский) в лирике.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|