Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Какой тип сюжета называется телеологическим?




односюжетное, однонаправленное повествование, которое еще называется целенаправленным

Какой тип сюжета называется амбивалентным?

Это тип сюжета в котором смысл неоднозначный и развязка двойственная.

Какой тип сюжета называется хроникальным?

Сюжет, где события рассредоточены и на «равных» правах развертываются независимые один от другого событийные комплексы, имеющие свои начало и конец. События не имеют между собой причинно-следственных связей и соотнесены друг с другом лишь во времени.(«Одиссея»Гомера).

Какие сюжеты называются концентрическими?

Сюжеты, события которых соотносятся между собой по-разному. На первый план выдвигается какая-то одна жизненная ситуация, произведение строится на одной событийной линии.

Что такое перипетии? с каким понятием традиционной сюжетологии они могут быть соотнесены?

Перипетии – внезапные и резкие сдвиги в судьбах персонажей – всевозможные повороты от счастья к несчастью, от удачи к неудаче или в обратном направлении. Перипетии имели большое значение в героических сказаниях древности, в волшебных сказках. Немалую роль перипетии играют в архетипических сюжетах, в которых действие движется от завязки к развязке и выявляются конфликты преходящие, локальные.

Это неожиданный поворот в развитии сюжета. Внезапная перемена в жизни, неожиданное осложнение, трудно преодолимое препятствия.

 

VII тема. Композиция.

В чем суть широкого и узкого подходов к пониманию композиции литературного произведения?

Широкий подход произведения – свое построение имеет каждый уровень. Узкий - некоторые исследователи считают, что первокирпичик не должен пересекаться ни с каким другим пониманием. Тематический принцип, композиция тематическая.

 

Какие уровни композиции могут быть выявлены в произведении при широком подходе к пониманию этой категории?

1. Композиция сюжета – расстановка автором событий и поступков персонажей.

2. Внесюжетные элементы текста(лирические отступления, вставные новеллы)

3. Персонажный уровень расстановка персонажей в произведении (Вулич и казак – персонажи, носящие какие-то из качеств Печорина)

4. Уровень художественных деталей (расстановка подробностей обстановки, поведения, характеров героев).

5. Языковой уровень – языковые средства, расстановка стилистических приемов.

6. Композиция повествования – смена композиционно – речевых форм изображения в тексте, смена тематически единых фрагментов текста, членение на главы, части, тома.

7. Все произведение в целом – композиция как соотнесенность разных уровней, слоев, сторон, художественной формы.

 

 

Какие нарушения в традиционной композиционной схеме развития фабулы могут присутствовать в произведении? В чем проявляется композиционный прием «задержанной» и «раздробленной» экспозиция? Что такое «регрессивная развязка» как форма построения сюжета?

Цель композиции расположить все куски так, чтобы они замыкались в полное выражение идеи.

Задержанная экспозиция – изложение начинается с уже развивающегося действия, и лишь постепенно автор ознакомляет нас с ситуацией героев.

Регрессивная развязка – это такая развязка, которая включает в себя элементы экспозиции и как бы освещает все известные из предшествующего изложения перепетии обратным светом. Пушкин «метель».

 

Назовите три основных вида композиционно-речевых форм изображения. Какие разновидности включает каждый из них?

А) специфические внутри текстовые дискурсы цитатного типа (письма, дневники)

Б) основные модификации повествования.

В) диалог и медитация

 

5. Как определяют понятие композиции сторонники узкого подхода к пониманию композиции (авторы московского учебника – Тюпа, Тамарченко, Бройтман)?

6. В каких «планах», аспектах произведения может проявляться точка зрения как композиционный прием? Кто может быть ее носителем?

1 аспект определяема ли позиция автора в пространстве,

1. Совпвдение пространственных позиций персонажа и повествователя. В этом случае рассказчик находиться в той же точке пространства, все время или частично.

А) Автор целиком перевоплощается в это лицо, т.е. принимает на данный момент его идеалогию, психологию.

Б) автор следует за персонажем, но не перевоплощается в него. Он не сливается с героем в плане мысли оценок.

В) автор может быть прикреплен к целой к целой группе людей, но мы можем уловить его присутствие в каком-либо месте.

2 аспект – позиция автора не совпадает с точки зрения какого-либо персонажа.

2. Отсутствие совпадений пространственной позиции автора с позицией персонажа.

А) последовательный обзор – описание ведется с перемещенной позиции, т.е. наблюдатель движется по полю описания, точка зрения повествователя скользит от одного персонажа к другому, а смонтирована в одну картинку для читателя.

Б) использование движущейся позиции наблюдателя. Передача движения повествователя в виде одной сцены.

В) обобщенное описание с некоторой, достаточно удаленной позиции.

 

7. Как проявляется в тексте смена точки зрения в плане фразеологии?

 

Когда автор описывает разных героев различным языком или вообще использует в том или ином виде элементы чужой или замещенной речи при описании. При этом автор может описывать одно действующее лицо с точки зрения другого действующего лица, использовать свою собственную точку зрения или прибегать к точке зрения какого то третьего наблюдателя.

 

8. Какие композиционные формы встречаются в произведениях в плане их пространственно-временной организации?

Описание, повествование, рассуждение.

Что понимает Б.А. Успенский под «психологической» точкой зрения? С помощью каких языковых средств обозначается переход к психологической точке зрения какого-то персонажа?

Исследователь имеет в виду различие между двумя возможностями для автора: «ссылаться на то или иное индивидуальное сознание», «оперировать данными какого- то восприятия» или описывать события объективно, основываясь на известных ему фактах». Когда авторская точка зрения опирается на то или иное индивидуальное сознание (восприятие)» называется психологической точкой зрения, например «Надежда федоровна лежала в своей постели, вытянувшись, окутанная с головою в плед. Глядя на нее Лаевский мысленно попросил у нее прощения и подумал, что если небо не пусто и в самом деле там есть Бог, то он ее сохранит, если же Бога нет, то пусть она погибнет, жить ей незачем»

 

 

10. Какие языковые приметы внешнего описания (точка зрения наблюдателя-репортера) вы можете назвать?

 

VIII тема. Понятие мотива.

 

Какие два принципиально разные подхода к понятию «мотив» сложились в литературоведении? Какие ученые представляют каждое из них?

А) в основе повторяемость элементов (Веселовский, Пропп).в эпических пр-х

Б) тема неразложимой части произведения (Томашевский) в лирике.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...