Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Интересы участников переговоров и их противоречия

 

Вопрос – вступать или не вступать России в ВТО – по существу уже не стоит. Заинтересованность в его положительном решении – двусторонняя, за исключением возможно США, заявления которых о поддержке скорейшего нашего присоединения расходятся с их фактической позицией – выдвижением неприемлемых для нас условий.

Интересы Запада:

Россия глубоко вплетена в систему мирохозяйственных связей. Одна треть ВВП и 40% бюджета страны образуется во внешнеэкономической сфере. И хотя объемы ее экспорта, импорта товаров и слуг, накопленных объемов прямых иностранных инвестиций невелики, влияние страны на мирохозяйственные связи не ограничивается ее удельным весов в мировой торговле. В силу своего исторического опыта и евроазиатского положения наша страна принимает активное участие (которое в последнее время возрастает) в решении сложных международных проблем.

Россия занимает 1/7 часть земного шара, обладает до 30% от мировых запасов природных ресурсов, является одним из крупнейших поставщиков энергоресурсов. Ее влияние в этой области, по-видимому, будет возрастать, поскольку спрос на них на мировом рынке увеличивается в результате роста промышленного производства развивающихся стран (Китай, Индия и др.) Кроме того, запад оценивает отношения со странами Ближнего Востока как ненадежные, что усиливает его интерес к нашим рынкам. Россия оказывает также существенное влияние на мировой рынок металлопродукции, обеспечивая ЕС 100% поставок никеля, марганца, кобальта, титана, вольфрама, молибдена, 50% поставок алюминия, олова и др.

Страна привлекательна для Запада не только своими ресурсами, но и огромными потенциальными рынками товаров, услуг и инвестиций. На западе рынки перенасыщены, в России по многим позициям – не насыщены, а некоторые только формируются (фондовый рынок, страховой), хотя и развиваются высокими темпами. Не развит рынок труда.

В России еще не до конца разрушена индивидуальная база и относительно низкая стоимость рабочей силы при сохраняющемся высоком ее качестве.

Кроме того, Запад надеется, что после вступления России в ВТо наша страна станет более предсказуемой, а ее экономика – более прозрачной, что облегчит процессы взаимодействия, а условия для бизнеса сделает менее рискованными.

Интересы России:

Став членом ВТО, Россия сможет улучшить свои возможности доступа товаров и капитала на мировые рынки, в том числе и добиваться устранения дискриминационных мер по отношению к нашим товарам, прямой ущерб от которых оценивается в 2,5-4 млрд. дол. Страна также получит доступ к квазисудебной системе разрешения споров, а также возможность иметь в ней своего полномочного представителя. В качестве полноправного члена Россия сможет принимать участие в выработке новых и корректировке старых «правил игры», которые как уже отмечалось, постоянно расширяются применительно к новым требованиям мирохозяйственных связей.

Возможность воспользоваться достаточно отлаженной системой норм и правил развития страны в условиях рыночных отношений (собственная практика в этой области, у России, по существу, отсутствовала) уже способствовала становлению законодательной системы, которая строилась с учетом требований ВТО. Ну и очевидно, что жит вне правил, по которым живет практически весь мир, по крайней мере, неразумно, и очень важно ими владеть. Руководство страны рассматривает вступление в ВТо, в том числе, и как инструмент, который будет способствовать продвижению реформ в стране.


Матрица краткосрочных эффектов от вступления в ВТО для различных субъектов экономической деятельности

Вид товаров

Пользуются ли субсидиями

Производители

Потребители

Промежуточных продуктов Конечных продуктов

Экспортируемые

Да +, – –, – –, –
Нет +, 0 –, 0 –, 0

Импортоконкурирующие

Да –, – +, – +, –
Нет –, 0 +, 0 +, 0

Не конкурирующие с импортом

Да 0, – 0, – 0,–
Нет 0 0 0

 

В таблице систематизируются некоторые из возможных краткосрочных последствий для субъектов региональной экономики от введения правил ВТО. Здесь необходимо дать пояснения.

Для случая экспортируемых товаров: «+, –» означает, что если производитель экспортируемого товара ранее пользовался экспортными субсидиями, не допускаемыми в рамках ВТО, то после ослабления внешнеторговых ограничений он выигрывает в результате расширения доступа на внешний рынок, но проигрывает из-за отмены субсидий; «–, –» означает, что если потребители экспортируемой продукции (промежуточной и конечной) ранее получали государственную поддержку, то они проигрывают дважды: во-первых, закупая товары по возросшим в результате расширения экспорта ценам внутреннего рынка и, во-вторых, теряя производственные субсидии и социальные трансферты; «+, 0», «–, 0» означает, что если производители и потребители экспортируемой продукции ранее не пользовались государственной поддержкой, то они безразличны к её отмене и эффект становится однозначным.

Для случая импортоконкурирующих товаров: снижение торговых барьеров приводит к снижению цен на импортируемые продукты и ужесточению конкуренции на внутреннем рынке, поэтому проигрывают производители, а выигрывают потребители импортоконкурирующей продукции. Но если они теряют субсидии, то оценка эффекта усложняется.

Для случая товаров, не конкурирующих с импортом: «0, –» означает, что если продукт не конкурирует с импортом, то вступление в ВТО не оказывает прямого воздействия на условие спроса и предложения на рынке данного продукта, хотя потеря субсидий даёт негативный характер.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...