Последствия присоединения России к ВТО
По этому вопросу до сих пор нет единого мнения. Наиболее критичная позиция, как уже отмечалось, у региональных властей. Вступление в ВТО дает новому члену дополнительные возможности выхода на международные рынки, но и накладывает существенные ограничения на способы и механизм государственного регулирования национальной экономики и внешнеэкономической деятельности. К сожалению, все плюсы как правило содержат минусы. Чего будет больше – зависит от конкретных условий. Россия – очень большая и очень диверсифицированная страна. Представляется боле правомерным анализ последствий начинать с регионов и от этих результатов переходить к обобщению на страну в целом, а не наоборот. В общем виде можно отметить следующие плюсы: Вступление должно способствовать расширению товарооборота – росту импорта и увеличению экспорта. Следует помнить, однако, что главным условием продвижения наших товаров является их конкурентоспособность, а не членство в ВТо. Вероятное расширение потоков импорта требует серьезного анализа как на национальном, так и на региональном уровнях. Оно может привести не только к снижению цен в результате роста конкуренции и насыщения рынка товарами и услугами, но и к серьезным отрицательным последствиям: крушению местного производства, снижению налоговых поступлений в бюджет. Росту безработицы, обострению социальных проблем и др. В условиях огромной дифференциации структуры производства и уровней экономического развития регионов эта проблема требует особого внимания. Возрастают возможности производственной кооперации и использования других форм международного взаимодействия, что должно способствовать росту концентрации, повышению технического уровня производства, использованию современных методов организации и управления. Такого рода процессы, как правило. Приводят к росту безработицы, если не будет соответствующего расширения производства. О чем, по-видимому, следует позаботиться заранее. Нелишне вспомнить и опыт структурной перестройки ведущих капиталистических стран в 70-е годы прошлого столетия и масштабные кризисы, которые ее сопровождали.
Увеличение притока иностранного капитала на наши рынки, а к нам придут, как правило, мощные международные корпорации, должно способствовать процессу укрупнения и модернизации отечественных предприятий – тех из них, которые выдержат конкуренцию. Следует иметь в виду, что предприятия, ушедшие под иностранный капитал, могут быть закрыты, перестроены на выпуск другой продукции или выведены за рубеж, для того, чтобы избавиться от ненужных конкурентов. Пример – Польша. После вступления в ВТО в 1999 г. темпы экономического развития в той стране существенно сократились, тяжелая промышленность в основной своей части ушла под иностранный капитал, резко выросла безработица. Росси получит доступ к квазисудебной системе ВТО и своего представителя в ее структурах, т.е. возможность отстаивать на равных с торговыми партнерами свои права в случаях нарушения правил эффективной и недискриминационной торговли. Это не означает автоматического устранения действующих в настоящее время санкций против нашей страны, но улучшает перспективы их пересмотра и создает возможность утрясать в будущем конфликтные ситуации, не доводя их до принятия санкций. В случае нарушения наших прав. В свою очередь, можно требовать устранения дискриминационных условий, вплоть до применения соответствующих санкций. Упор надо делать на регионы. Люди живут и работают не в среднем по стране, а в конкретных климатических, природных и социально – экономических условиях, и реакция на изменения условий хозяйствования будет разной, так же как и мероприятия, необходимые для их корректировки. Особое внимание в регионах надо обратить на подготовку кадров, владеющих международной тематикой; мониторинг мировых товарных рынков; оценку конкурентоспособности экспортных и импортозамещающих предприятий.
ВТО и Сибирь
Период адаптации экономики к ВТО после подписания всех документов – пять лет. Это будет время переговоров и взаимных уступок, а затем давление на российскую экономику пойдет по нарастающей. «Период адаптации можно растягивать довольно долго, но это не снимает всей остроты проблем, – говорит ведущий научный сотрудник Института экономики и организации промышленного производства СО РАН (Новосибирск) Владимир Клисторин. – Сибирь по структуре ее производства не должна так сильно проиграть, как многие другие регионы России. За исключением, пожалуй, машиностроения, но оно и так находится в тяжелом положении. Эта отрасль в значительной степени была ориентирована на оборону, а ВТО не даст ей заказов по определению». Таким образом, необходим анализ влияния Всемирной торговой организации на экономику регионов и отраслей экономики, особенно на среднесрочную перспективу – 10–20 лет. Априори можно предположить, что регионы, имеющие импортозамещающую промышленность и не обладающие сырьевой базой, а как следствие и экспортными потоками, пострадают больше всего. По нашим данным, во всей Сибири анализ влияния ВТО провели лишь несколько регионов, в частности Томская область и Республика Бурятия. Скрупулезного исследования по Сибирскому федеральному округу нет, хотя, согласно данным Российской академии наук, на половину его регионов вступление в ВТО окажет существенное воздействие. Например, для экспортно-ориентированной экономики Иркутской области должно быть максимально использовано временное повышение тарифов при вступлении в ВТО для повышения конкурентоспособности обрабатывающей промышленности. Не менее важен вопрос изменения структуры управления всей экономикой. В первую очередь это касается энергополитики и систем двойного ценообразования на энергоносители. Уже отмечалось, что резкое повышение цен на газ приведет к шоковым последствиям для населения, а разделение «Газпрома», за которое ратует Евросоюз, принесет потери до 5 млрд. долларов ежегодно, которые не компенсируются 4 млрд. долларов дискриминационных выплат от ВТО.
Очевидно, что именно в регионах будут формироваться новые уровни экономики для защиты внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции и для повышения конкурентоспособности отечественных товаров и услуг. Открытие рынков приведет к потоку импорта, который может смести целые отрасли промышленности. Из тенденций переговоров и требований стран-участников ВТО можно понять, что ощутимый удар в Сибири будет нанесен по машиностроению (авиационному, технологического оборудования, приборостроению), металлургии (как черной, так и цветной), химической промышленности (фармацевтике), пищепрому (в частности, алкогольной и мясомолочной отраслям), а также по экспорту алмазов и металлов платиносодержащей группы. Последует остановка множества смежных производств. ВТО не дает никаких гарантий, что внешние рынки принесут компаниям новые перспективы – им нужно самим завоевывать рынки. Шансы для расширения есть, но чтобы ими воспользоваться, нужно действовать. Необходим нормальный диалог между властью и бизнесом, для которого, по сути, это все и делается. Хотя представители федеральных министерств и ведомств и заявляют о большой кампании по взаимодействию с деловыми кругами (с 2000 года проведено более 600 встреч и конференций различного уровня, в том числе в регионах), многие предприятия Сибири, в отличие от центральных, не представляют себе всех последствий вступления в ВТО. В лучшем случае оценивается лишь собственное производство. Не учитывается, что вступление в ВТО затронет многие отрасли через цепочку межотраслевых связей, не анализируется, к каким изменениями это приведет во всей производственной структуре. Общеизвестно, что, например, в российском сельском хозяйстве производительность труда в 10 раз ниже, чем на Западе, а это означает его слабую конкурентоспособность. Поэтому переговоры по этому вопросу наиболее сложны. Впрочем, по-видимому, проблем с механизмами поддержки сельского хозяйства (товарные интервенции, товарные кредиты, продовольственные корпорации) не будет. Хотя ВТО их и не признает, считая непрозрачными, а потому не учитываемыми, но наше субсидирование устроено так, что проводится в рамках бюджетного процесса.
Последний раунд консультаций по сельскому хозяйству прошел 21 июня 2005 года в Женеве. Позиция России по разрешенным объемам господдержки осталась неизменной: за точку отсчета взят репрезентативный период 1993−1995 годов с объемом поддержки в 9,5 млрд. долларов. Уровень таможенной защиты сельского хозяйства не уменьшается ни по одному из базовых сельскохозяйственных товаров, а по ряду из них Россия имеет право увеличить ставки таможенных пошлин на переходный период. По словам руководителя российской делегации по переговорам о вступлении России в ВТО Максима Медведкова, «мы должны получить возможность тратить на сельское хозяйство существенно больше, чем сейчас, но переговоры по этому вопросу еще не завершены». Похоже, федеральный центр, его основные ведомства и крупнейшие российские корпорации достигли консенсуса в отношении Сибири, которая остается сырьевой базой страны. При этом Сибирский федеральный округ в целом находится на этапе стабильного экономического роста и может сильно пострадать от неготовности принять новые правила игры. Это в равной степени коснется и внешнего, и внутреннего рынков. Выход – четко продуманная и взвешенная политика государства в отношении отечественных компаний. Проиграют от вступления в ВТО и те компании, которые производят товары на экспорт. В особой группе – продукция нефтегазовой промышленности: затруднений с ее поставкой за рубеж не возникает. В обозримом будущем проблемы компаний этой отрасли будут сведены лишь к созданию инфраструктуры, позволяющей без затруднений экспортировать произведенное (добытое). У других отраслей, таких как черная и цветная металлургия, лесная и угольная промышленность, машиностроение, могут возникнуть проблемы с экспортом и усилится конкуренция с импортной продукцией на внутреннем рынке. Для них вступление в ВТО – важный вопрос, поскольку они вполне могут попасть под экономические санкции за недобросовестную конкуренцию и демпинг. Уже сейчас ежегодно штрафы накладываются более чем на 100 российских предприятий реального сектора экономики. Выиграют многие российские импортеры, поставляющие продукцию иностранных фирм в регионы. Для них вступление в ВТО – безусловное благо. Снизятся таможенные пошлины на ввозимую ими продукцию, финансовое обслуживание контрактов с контрагентами существенно облегчится. Кроме того, выиграют и потребители: из-за наплыва импорта резко усилится конкуренция и цены понизятся.
Скорее всего, открытие границ для внешней торговли приведет к определенной демонополизации рынка. Особенно это коснется финансовых услуг: на рынок придут иностранные компании страхового и банковского сектора. От этого выиграют отдельные регионы и некоторые участники рынка. Сырьевые отрасли Сибири получат хорошие шансы пробиться на новые рынки, и сделать это им будет легче, чем другим. Но и здесь возникнут проблемы, связанные со слаборазвитой инфраструктурой транспортировки, складирования, дефицитом вагонного парка. Сибирь может получить преимущества от того, что здесь ослабнет монополизм таких финансовых государственных структур, как Сбербанк РФ или Внешторгбанк. Кроме того, легальные экспортно-импортные сделки должны сопровождаться финансированием и страхованием, а это открытие новых видов услуг для местных компаний. Для несырьевого бизнеса, производящего потребительские товары и продукцию высокого передела, в борьбе с импортом необходимы лучшие условия по налогам. Только тогда они смогут воспользоваться своими главными козырями – близостью к рынкам (экономия на транспортных расходах) и знанием местного потребителя. Хотят того власти или нет, но нужно сокращать налоги на малый и средний бизнес. Для сравнения: в валовом внутреннем продукте Китая доля консолидированного бюджета (формируемого за счет налогов) составляет 20%, а России – 35%, то есть налоговая нагрузка у нас сильнее. Основные доходы в федеральный бюджет приносит внешнеэкономическая деятельность (ввозные и вывозные таможенные пошлины). В 2005 году ее доля составила 27,6% от всей доходной части бюджета. Доля налога на добавленную стоимость (НДС) падает: в 2003 году он формировал 50% бюджета страны, в 2004-м – 47%, а в 2005-м – 33,8%. Его становится все сложнее собирать. Сейчас НДС давит на отечественные перерабатывающие отрасли. Если мы хотим иметь налоговую систему, близкую к существующей за рубежом, то нагрузка на бизнес должна снижаться, а налоги на население – расти. Впрочем, существующая российская налоговая система не является предметом торга при вступлении в ВТО. «Ключевой налог для международной торговли – на добавленную стоимость – соответствует всем международным соглашениям, конвенциям по его взиманию, – говорит начальник информационно-аналитического отдела Межрегиональной инспекции МНС России по СФО Дмитрий Куницын. – Все изменения, которые будут осуществляться с января 2006 года, в значительной степени соответствуют параметрам по вступлению в ВТО, и «подстройки» внутреннего законодательства не будет. В России, по сравнению с теми же странами Европы, невысокое налогообложение. Для торговли ключевой вопрос – НДС. В будущем времени планируется перейти от разрешительного порядка его возврата к заявительному, а авансы по экспорту не будут облагаться. Мы идем в русле всего мирового сообщества, и каких-либо глобальных изменений не произойдет. В то же время с 2006 года (согласно Федеральному Закону №119 от 22 июля 2005 года) предприятия станут заявлять экспортный НДС не в отдельной налоговой декларации, а в единой, то есть будет подтверждаться нулевая ставка, а налоговые вычеты – предоставляться в общем режиме. Это даст возможность сократить реальные сроки возврата НДС с экспортных поставок». Взвешенный подход Можно констатировать: вопрос, вступать в ВТО или нет, сейчас уже не стоит столь остро. Это подтвердил и Президент РФ Владимир Путин: «ВТО – не абсолютное зло и не абсолютное добро, а инструмент, и им надо уметь пользоваться». Присоединяться к ВТО нужно – на нее приходится более 90% мирового товарооборота. Но входить не с крейсерской скоростью. «Большая часть проблем защиты экономических интересов отраслей и предприятий России с использованием инструментов, которые предлагаются правилами ВТО, связана с тем, что значительная часть компаний все еще не готова работать в конкурентной среде, – считает ответственный секретарь рабочей группы Российского союза промышленников и предпринимателей по вступлению России в ВТО и реформе таможенной политики Борис Вишневский. – Мы вправе требовать от правительства поддержки, но только тогда, когда позиция бизнеса консолидирована, понятна и не выходит за правовые рамки ВТО». В мировом масштабе идеологию Всемирной торговой организации можно представить так – политика протекционизма стран в отношении собственных производителей если не сводится к нулю, то, по крайней мере, ставится под жесткий контроль. В результате происходит резкое усиление товарной специализации регионов и стран на те виды продукции, по которым они имеют явные конкурентные преимущества. Для Сибири это по-прежнему означает специализацию на поставках природных ресурсов. Причем за счет резкого сокращения производства в перерабатывающих отраслях. Если для них не будет налоговых преференций от государства, то негативные последствия для экономики Сибири будут много большими, чем выигрыш России от вступления в ВТО. Выбор стратегии предпринимателейВысказывания предпринимателей, работающих на внутреннем потребительском рынке, по поводу вступления России в ВТО пока сдержанны и осторожны – все ждут, когда будут известны полные и точные условия. Негативные или позитивные оценки этого процесса зависят от того, насколько уверенно компания себя чувствует на рынке, насколько она прозрачна, насколько эффективен ее менеджмент. Кроме того, оценки предпринимателей зависят от наличия в компании иностранных акционеров, прибыльности бизнеса, его капитализации, рентабельности отрасли в целом.В целом же чем эффективнее компания, тем более лояльны высказывания ее руководства относительно вступления в ВТО. Предприниматели сходятся во мнении, что отечественные предприятия, которые сегодня прочно стоят на ногах, выпускают качественный продукт, имеют бренд, эффективный сбыт, внедрили западные стандарты качества, наладили аудит и т.д., – будут успешно развиваться и дальше, они готовы к ужесточению конкуренции. А мелкие или неэффективные компании либо уйдут с рынка, либо будут консолидированы.Правда, подобная участь грозит более 80% средних российских компаний. Еще в начале года журнал «Эксперт» провел исследование основных показателей деятельности 5727 компаний российского среднего бизнеса (с годовым оборотом в 2005 году от 80 до 230 млн. рублей) за период с 2000 по 2005 год. В результате выяснилось, что только 1884 из них (32,9% выборки) продемонстрировали за этот период значительный рост стоимости основных средств (ОС), связанный с модернизацией производства.Но выяснились и другие важные вещи. Например, подавляющее большинство средних предприятий растет сегодня за счет общего расширения рынка. Очевидно, что вступление в ВТО существенно ограничит возможности такого экстенсивного развития. Между тем отраслей, в которых рост ОС происходит без существенного роста рынка, то есть за счет отвоевания долей у конкурентов, очень немного: кроме сырьевого и околосырьевого сектора это электронная и подшипниковая промышленность, а также сельское хозяйство.Гармонично развивающихся компаний, демонстрирующих одновременно рост основных средств, выручки и прибыли выше среднего уровня, выявлено 533 – лишь 9,3% всего среднего бизнеса. Это компании либо сверхуспешные в успешных отраслях, либо успешные в отраслях неуспешных. Важно, что у этих компаний рост основных средств отстает от роста стоимости внеоборотных активов, потому что они выстраивают успешные системы распространения продукции, не отдавая прибыль посредникам. Аналогично, правда менее интенсивно, ведут себя компании, показывающие одновременно рост и ОС, и прибыли. В выборке оказалось 510 таких предприятий, или 8,9% обследованных.А вот компании, демонстрирующие рост ОС и выручки (729 предприятий, 12,7% выборки), не смогли выстроить свои системы сбыта и, несмотря на рост выручки, не могут добиться прибыли – она оседает у посредников. Компании же, имеющие только рост основных средств (1039 предприятий, 18,1% от участвующих в выборке), заботятся лишь о производстве – у них нет ни роста выручки, ни прибыли. Понятно, что такая стратегия рано или поздно привела бы эти компании к краху и без всякого ВТО. Так что вступление России в эту организацию лишь существенно ускорит естественные процессы «отбраковки» и сократит время, отпущенное нашим предпринимателям на исправление ошибок в стратегии. Если же времени не хватит, сегмент средних российских компаний сократится на четыре пятых – выживут лишь «гармоничные» предприятия и предприятия, наращивающие одновременно ОС и прибыль, – вместе их менее 20%.Заключение Главный положительный момент, на который указывают предприниматели, – это то, что все отечественные производители теперь всерьез возьмутся за улучшение эффективности бизнеса, прежде всего за снижение издержек и увеличение производительности труда. Известно, что отечественный товар сегодня очень дорогой и по соотношению цены и качества уступает импортному продукту. Приведение отечественного продукта к адекватному соотношению цены и качества, безусловно, будет выгодно и потребителю, и рынку в целом. Кроме того, ВТО будет стимулировать наших производителей более эффективно развивать экспорт. И об этом сегодня говорят производители мебели, фармацевтики, текстиля.Многие отечественные производители считают, что вступление России в ВТО приведет к оздоровлению экономики в целом. Так, многие рынки сегодня устроены самостийно, при наличии же ВТО отраслевые связи и правила будут едиными и прозрачными. Возрастут и требования к государственному регулированию экономики, и ответственность чиновников за устанавливаемые правила игры.И, наконец, по мнению предпринимателей, после вступления в ВТО не следует ждать большого наплыва товаров в нашу страну. Такой рынок, как российский, – объект внимания в основном транснациональных компаний, которые уже и так здесь присутствуют. Для большинства же остальных иностранных производителей российский рынок все еще остается весьма рискованным.В целом можно сделать вывод, что нашим предпринимателям немного не хватило времени, чтобы подготовиться к вступлению страны в ВТО. По оценкам, лет через пять ситуация на рынке была бы совершенно иная: у них были бы более прочные позиции. Вступление в ВТО – это не одномоментное дело, а довольно продолжительная процедура, при которой отдельные договоры заключаются с каждым из членов ВТО. При этом в соглашениях прописывается, какие сектора и по каким позициям будут открыты для иностранного доступа. Сейчас же идёт торг со странами-участницами ВТО и международными организациями, поскольку каждая сторона блюдёт свои интересы, и Россия в том числе.
Список использованной литературы
1. «Бюллетень отечественного товаропроизводителя», №1 (7). 2. «Ведомости», №39 (602) 11 марта 2002. 3. Вестник ИНЖЭКОНА, 2006, №4 (13) 4. А. Водянов, В. Лапенин, Г. Исаев. Российский экономический журнал. 2002, №7. С. 44 – 46. 5. «Всемирная торговая организация и Россия». М., 2006. С. 8. 6. Всемирная торговая организация. История создания, принципы деятельности РСПП, Москва, 2006. С. 12. 7. Горбань Т.Н. Гуриев Ф.В. Юдаева Д.И. Россия в ВТО: мифы и реальность. Вопросы экономики. 2002, №2. С. 61 – 82, 89 – 101. 8. Деловая хроника, №3 (5). 9. Информационно-аналитический журнал «Торгпред», спецвыпуск. 10. Кузнецова И.П. ВТО и Россия: «Правила игры». ЭКО. 2006, №8. С. 2 – 32. 11. Ю. Петров. Присоединение России к ВТО: к оценке последствий и обоснованию стратегии. Российский экономический журнал. 2002, №11 – 12. С. 46. 12. Регион: экономика и социология, 2002, №4. 13. «Российская газета», 2 февраля 2002 г., N o 21 (2889). 14. Сильвестров С.Н. Овчинников Ю.А. В ВТО вступать надо. ЭКО. 2002, №3. С. 39 – 45. 15. «Эксперт», №41 (301) от 5 ноября 2001.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|