Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Актуальность исследования.




Проблемы семьи, внутрисемейных взаимоотношений всегда находились в сфере интересов философов, психологов, социологов, педагогов.

♦         В процессе исторического развития семьи и общества, отношение к семье
постоянно изменялось под воздействием господствующего в данном обществе
способа производства, образа жизни, общественных отношений, системы
ценностей (И.В. Бестужев-Лада, И.С.Кон, А.Г. Харчев и др.).

Социально-экономические преобразования в стране в конце XX - начале XXI в., повлекшие за собой изменение привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентации, не могли не отразиться на семье.

Современная семья переживает глубокий кризис: разрушены нравственные представления о браке и семье, повреждены устои семьи, утрачено традиционное восприятие родительства и детства (А.И. Антонов, И.В. Бестужев-Лада А.Б.Орлов, B.C. Собкин, В.К. Шабельников). Деформация коснулась и сферы семейного воспитания: утратилось его традиционное

ф.       понимание, прервалась преемственность педагогической традиции в семье,

родители некомпетентны в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства, утрата родителями традиционных нравственных ориентиров не позволяет семье удержать юных от порока. Представители

■      старшего поколения, вырастившие своих детей в яслях и детском саду, не

всегда готовы к выполнению социальных ролей бабушек и дедушек, не владеют традиционными приемами воспитания детей, не способны помогать детям и внукам мудрым наставничеством и сердечным участием.

Ребенок стал чужим и непонятным для большинства взрослых, равнодушных к нему. Проявляя повышенную заботу об одежде, питании, развлечениях детей, взрослые не реализуют с ними возможности общения, не говоря уже о диалоге, в результате чего формируется неадекватная самооценка детей, приводящая впоследствии к их духовному краху, одиночеству,

*          цинизму, неприятию мира (А.И Антонов, Л.М Семенюк, Д.И Фельдштейн).

4
^           Следствием кризиса семьи являются, по мнению И.В. Бестужева-Лады,

А.Б.Орлова, Д.И. Фельдштейна и др. многочисленные проблемы детства:

ухудшение состояния здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения,

спровоцированное в т.ч. нарушением внутрисемейных родительских и детско-

«      родительских отношений, нарушение процессов формирования нравственной

сферы (дошкольники с трудом усваивают систему нравственных эталонов), эстетическая неразвитость и т.д.

В настоящее время педагогическая наука и практика все чище заявляют о проблемах общественного воспитания и незаменимости семейного воспитания, о том, что действенность и сила семьи несопоставима ни с каким, даже высоко квалифицированным воспитанием в детском саду, а в последующем в школе. Для ребенка первым кругом общения остается семья. Родители - первейшие воспитатели детей, это неизбежная реальность. Они необходимы ребенку для конструирования своего «Я», его социальности и как гражданина сегодняшнего и завтрашнего дня (К. Рой, Ж.-Ф. Шало).

Выход из сложившейся кризисной ситуации педагоги и психологи -

ф      исследователи видят в содействии укреплению семьи, ' развитию ее

воспитательного потенциала посредством: восстановления в общественном сознании традиционной ценности брака, семьи, престижа материнства и отцовства, возрождении отечественной культурно-исторической и религиозной

Л       традиций, творческого воссоздания в современных условиях традиционного

уклада жизни общества и семьи, формирования в государстве системы социально-педагогической и духовно-нравственной поддержки семейного воспитания (И.В.Бестужев-Лада, И.В.Добряков, Г.Г.Лидерс, Г.Г.Кравцов, Р.В.Овчарова, ИЛ.Хоменко, Г.Г.Филиппова, В.К.Шабельников и др.); а также перехода от традиционных к новым принципам образования и воспитания в семье - равенства, диалогизма, сосуществования, соразвития, свободы, единства и принятия (А.Б. Орлов).

Воспитание в российской семье исторически основывалось на

*      традиционных формах семейного уклада: жизни семьи в соответствии с

5
.        годовым кругом традиционных праздников, общей трудовой жизни семьи,

ответственном отношении к воспитанию малолетних и уходу за престарелыми

членами семьи, использовании в воспитании народного художественного

творчества, совместной продуктивной деятельности и пр. (Г.Н. Волков, Е.С.

,*>      Бабунова, Г.И. Батурина, Г.Ф. Кузина и др.).

Актуальность темы  исследования  обусловлена теоретической

неразработанностью проблемы развития воспитательного потенциала семьи

средствами семейного театра, творчески воссозданными при поддержке

образовательного учреждения; а также современным состоянием работы

детского сада с семьей дошкольника.

В деле вычленения проблемы семейного воспитания из круга широких

педагогических проблем, в становлении её как самостоятельной области

*       исследований (в России лишь со второй половины XIX столетия наука о
семейном воспитании стала выделяться из общей педагогики), важную роль
сыграли работы отечественных педагогов и психологов К.Д. Ушинского, П.Ф.
Каптерева, Е.И. Конради, П.Ф. Лесгафта, И.А. Сикорского, М.М. Манасеиной,

..       Е.Н. Водовозовой и др.

В трудах известных педагогов и общественных деятелей К'.'Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, Д.И. Писарева, П.Ф. Каптерева, а в последующие годы А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинского подчеркивалась решающая роль семьи в формировании личности ребенка, в воспитании его нравственно-духовных, эмоциональных, интеллектуальных качеств.

А.С. Макаренко писал, что семья является первичным коллективом, где все являются полноправными членами со своими функциями и обязанностями, в том числе и ребенок.

После 1917 года и до начала 90-х годов в России господствующей формой воспитания детей была не семья, а государственные 'педагогические учреждения (ясли, детский сад, школа).

Исследования 40 - 60 - х гг. показали, что ни один вопрос воспитания

*       ребенка не может быть успешно решен детским садом без сотрудничества

6

,        с семьей (Т.А.Маркова, В.Г.Нечаева, Л.А. Пеньевская, О.И.Соловьева). Семье

оказывалась педагогическая помощь в разных формах, провозглашалась неразрывность общественного и семейного воспитания детей, но при ведущей роли общественного.

4           В 70-е годы, в связи с повышением требований к воспитанию,

возрастанием общей культуры семьи, необходимостью использования ее
педагогического потенциала, под руководством Т.А.Марковой были проведены
исследования, которые конкретизировали содержание      педагогического

просвещения родителей; даны практические рекомендации по работе с семьей. Д.Д. Бакиевой, СМ. Гарбей, Д.О. Дзинтере, Л.В. Загик, М.И. Иззатовой, В.М. Ивановой, Л.Ф. Островской, Н.А.Стародубовой предпринимались попытки определить содержание педагогических знаний и умений,

*       необходимых родителям для успешного решения задач воспитания
дошкольника.

Проблема взаимоотношений семьи и общества, развития внутрисемейных
отношений приобрела особую значимость лишь с середины 80-х годов и была
ш        связана с кампанией гласности и попытками реформирования общественного

строя.

Особенности внутрисемейных отношений изучали психологи А. И. Захаров, А. С. Спиваковская, А. Я. Варга, М. Буянов, Г. Хоментаускас, 3. Матейчек, Э. Г. Эйдемиллер и др.

Педагоги в этот период исследуют вопросы взаимодействия семьи, детского сада и школы в предупреждении педагогической защищенности детей (Р.В.Овчарова); влияния дошкольного учреждения на повышение педагогической культуры молодой семьи (О.Л. Зверева), взаимодействия детского сада и семьи в педагогической коррекции отношении дошкольников со сверстниками (В.И.Безлюдная).

С середины 90-х пристального внимания потребовала проблема общения родителей и детей в семье, проявления любви к детям со стороны взрослых,

•       которая раскрывается в их диалогическом общении с детьми, что является

7
ш       фундаментом позитивного, здорового, духовно-нравственного развития детей

(А.В.Петровский, Ю.Б. Гитшенрейтер, А.Н. Евсеева).

В связи с отсутствием достаточно разработанной, единой концепции

семейного воспитания значительно возрос интерес к проблеме развития

*      воспитательного потенциала семьи (Е.П. Арнаутова, В.М. Иванова);
гармонизации детско-взрослых отношений (В.М. Даринская); исследователями
предприняты попытки определения средств и новых форм взаимодействия
дошкольного образовательного учреждения с семьей (Н.В.Корниенко,
О.В.Огороднова, О.В.Солодянкина, Г.В.Глушкова, Т.А.Данилина).

Эти исследования значительно обогатили теорию и практику дошкольного воспитания. Однако проведенный нами анализ литературы показал что, использование театра в качестве средства развития воспитательного потенциала семьи недостаточно исследовано, хотя для этого имеются большие возможности.

Театральное искусство с давних времен и по сей день является предметом
изучения философов, искусствоведов, психологов и педагогов (К.С.
^       Станиславский, Г.А.Товстоногов, Н.И. Сац, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,

В.А. Сухомлинский, Н.А.Ветлугина, Р.И.Жуковская и др.). Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает ему реальную возможность адаптироваться в социальной действительности.

Интерес к театральной деятельности со стороны науки и практики возрастает. Однако ее традиционно рассматривают лишь в рамках взаимодействия в диаде «ребенок-педагог» (Л.С. Фурмина, СИ. Мерзлякова, Н.Ф. Сорокина и др.).

Впервые проблему гуманизации воспитательного процесса в нуклеарной однодетной семье средствами домашнего театра изучала Р.К. Сережникова (1995). Её работа была направлена на поиск путей и средств преодоления отчуждения между родителями и детьми, формирование гуманных взаимоотношений между родителями и детьми, не посещавших ДОУ,

*      средствами домашнего театра.

8 Последние десятилетия такого рода исследования не проводились, хотя

ученые касались этого вопроса в связи с развитием взаимодействий детского

сада с семьей (О.В.Огороднова).

Обращение к сложившейся практике дошкольных учреждений и

•      проведенная нами диагностика показывают, что при развивающемся
позитивном отношении родителей и воспитателей к взаимодействию по
вопросам воспитания дошкольника, продолжают сохраняться традиционные
формы и методы работы детского сада с семьей; педагоги ограничиваются
организацией и руководством театрализованных игр детей, не используя
семейный театр как средство развития воспитательного потенциала семьи.

Анализ выполненных исследований и практического опыта выявил ряд противоречий между

*      1) осознаваемой педагогами дошкольных образовательных учреждений
необходимостью развития воспитательного потенциала семьи и теоретической
неразработанностью путей и средств решения данной проблемы;

2) сохраняющимися традиционными формами и методами взаимодействия детского сада с семьей и необходимостью освоения педагогами новых форм, методов, а также технологий развития взаимодействия;

3) потребностью творческого воссоздания в современных условиях традиций домашнего театра и невниманием педагогов к театру как развивающему воспитательный потенциал семьи средству и форме взаимодействия детского сада с семьей.

Противоречия позволяют определить проблему исследования; каковы возможности семейного театра в детском саду как средства развития воспитательного потенциала семьи дошкольника?

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования - воспитательный потенциал семьи дошкольника.

Предмет исследования - процесс развития воспитательного потенциала семьи средствами семейного театра в детском саду.

9
fl           Гипотеза исследования:
семейный театр в детском саду способен стать

средством развития воспитательного потенциала семьи, если:

- организация семейного театра в ДОУ основана на принципах доверия,
сотворчества, взаимопонимания и принятия;

«•          - психолого-педагогическое сопровождение разворачивающейся семейной

театральной деятельности осуществляется в соответствии с индивидуальными, возрастными особенностями детей и родителей;

- содержание педагогического взаимодействия педагогов с семьей
определено с учетом уровня развития воспитательного потенциала семьи;

- в качестве «пускового механизма» развития воспитательного потенциала
средствами семейного театра выступает обогащенная предметно-развивающая
среда, обеспечивающая успешное введение всех участников в театральную
культуру.

Формулировка цели и определение гипотезы исследования позволили нам выдвинуть следующие задачи:

1) проанализировать состояние проблемы развития воспитательного
ф,              потенциала семьи средствами театра;

2) определить компоненты воспитательного потенциала семьи, разработать их содержательные характеристики, применительно к культурно-досуговой деятельности, уровни развития и состояние в практике;

3) спроектировать теоретическую семейно-общественную модель театра -«Семейный театр в детском саду», интегрирующую традиции общественного и домашнего театров;

4) разработать и апробировать технологию развития воспитательного

*

потенциала семьи дошкольника средствами семейного театра в детском

саду, выявить ее развивающий эффект.

Методологической основой исследования являются концептуальные

философские и психолого-педагогические положения: о семейном воспитании

*       (И.А. Ильин, B.C. Соловьев, А.С.Хомяков и др.); о специфике семейного

10
щ      воспитания как части общего воспитания (П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт,

А.Н.Острогорский, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, и др.); о роли

семейного воспитания в формировании личности ребенка (П. П. Блонский, Н.К.

Крупская, СТ. Шацкий, В. А. Сухомлинекий, Ш.А. Амонашвили, И.С. Кон и

•       др.); о значении театрального искусства в развитии воспитательного
потенциала семьи (Р.М.Быков В.В. Ванслов, П.М.Ершов, А.П.Ершова,
М.О.Кнебель, К.С.Станиславский, Н.И.Сац, и др.); о роли дошкольного

образовательного учреждения в укреплении и гармонизации внутрисемейных

»

взаимоотношения.

В исследовании были использованы научные труды в области семейной
педагогики (Ю.П.Азаров, Л.В. Загик, Т.А.Куликова, Т.А. Маркова, О.Л.
Зверева, В.К.Котырло); семейной психологии (Л.Я. Варга, С.В.Ковалев,
Р.В.Овчарова, А.В.Петровский, А.С. Спиваковская, И.Г.Швец); философские и
педагогические концепции досуга как феномена культуры и образования (О.С.
Газман, Б.С. Гершунский, А.Е.Коробков, Н.Б. Крылова, В.К. и О.В. Крючек,
С.А. Шмаков и др.)
4           Значимыми для диссертационного исследования были идеи гуманизации и

демократизации, развивающиеся в области психологии и педагогики семьи, семейного общения и развития личности.

Для решения поставленных задач нами был использован комплекс методов, взаимообогащающих и дополняющих друг друга: изучение и теоретический анализ психолого-педагогической, искусствоведческой и научно-методической литературы, изучение и обобщение массового

г'

педагогического опыта, опросные методы: (опрос, анкетирование, интервьюирование), наблюдение, педагогический эксперимент, тестирование, анализ педагогической документации, анализ и обобщение результатов исследования.

Сочетание различных методов исследования содействовало рассмотрению психолого-педагогических фактов и явлений во всей их сложности,

*      взаимосвязи и взаимообусловленности.

11

i             Организация и этапы исследования. Избранная методологическая основа

и поставленные задачи определили ход теоретико-экспериментального исследования. Опытно-экспериментальную базу исследования составили детские сады городского округа - г. Фролово Волгоградской области: МДОУ

щ      «Детский сад общеразвивающего вида № 2 «Теремок», МДОУ «Детский сад

общеразвивающего вида № 6 «Березка», МДОУ «Центр развития ребенка №12 «Сказка»; средняя общеобразовательная школа № 1 им. М.Горького (начальное звено).

На разных этапах исследования было охвачено 270 семей, 205 детей в возрасте от 3 до 9 лет, 2 учителя, 98 воспитателей. Исследование выполнялось в несколько этапов:

• Первый этап (2002-2003) - поисково-теоретический. На этом этапе
анализировалось состояние проблемы в философской и психолого-
педагогической, искусствоведческой литературе, исторический опыт
отечественной педагогики по теме исследования; изучалось состояние
проблемы детско-взрослых взаимоотношений в семье, формировались цели,

д.      задачи исследования, гипотеза, определялась структура работы.

Второй этап (2003-2004) - опытно-экспериментальный. Изучались
возможности семейного театра в развитии воспитательного потенциала семьи
дошкольника, осуществлялся поиск методов и форм непосредственной работы

4       с родителями и детьми, апробировалась разработанная автором технология

развития воспитательного потенциала семьи дошкольника средствами семейного театра в детском саду.

Третий этап (2004 -2006) - обобщающий. Осуществлены анализ,

систематизация и обобщение результатов исследования, сформулированы К

основные выводы и рекомендации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...