Актуальность исследования.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Проблемы семьи, внутрисемейных взаимоотношений всегда находились в сфере интересов философов, психологов, социологов, педагогов. ♦ В процессе исторического развития семьи и общества, отношение к семье Социально-экономические преобразования в стране в конце XX - начале XXI в., повлекшие за собой изменение привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентации, не могли не отразиться на семье. Современная семья переживает глубокий кризис: разрушены нравственные представления о браке и семье, повреждены устои семьи, утрачено традиционное восприятие родительства и детства (А.И. Антонов, И.В. Бестужев-Лада А.Б.Орлов, B.C. Собкин, В.К. Шабельников). Деформация коснулась и сферы семейного воспитания: утратилось его традиционное ф. понимание, прервалась преемственность педагогической традиции в семье, родители некомпетентны в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства, утрата родителями традиционных нравственных ориентиров не позволяет семье удержать юных от порока. Представители ■ старшего поколения, вырастившие своих детей в яслях и детском саду, не всегда готовы к выполнению социальных ролей бабушек и дедушек, не владеют традиционными приемами воспитания детей, не способны помогать детям и внукам мудрым наставничеством и сердечным участием. Ребенок стал чужим и непонятным для большинства взрослых, равнодушных к нему. Проявляя повышенную заботу об одежде, питании, развлечениях детей, взрослые не реализуют с ними возможности общения, не говоря уже о диалоге, в результате чего формируется неадекватная самооценка детей, приводящая впоследствии к их духовному краху, одиночеству,
* цинизму, неприятию мира (А.И Антонов, Л.М Семенюк, Д.И Фельдштейн). 4 А.Б.Орлова, Д.И. Фельдштейна и др. многочисленные проблемы детства: ухудшение состояния здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения, спровоцированное в т.ч. нарушением внутрисемейных родительских и детско- « родительских отношений, нарушение процессов формирования нравственной сферы (дошкольники с трудом усваивают систему нравственных эталонов), эстетическая неразвитость и т.д. В настоящее время педагогическая наука и практика все чище заявляют о проблемах общественного воспитания и незаменимости семейного воспитания, о том, что действенность и сила семьи несопоставима ни с каким, даже высоко квалифицированным воспитанием в детском саду, а в последующем в школе. Для ребенка первым кругом общения остается семья. Родители - первейшие воспитатели детей, это неизбежная реальность. Они необходимы ребенку для конструирования своего «Я», его социальности и как гражданина сегодняшнего и завтрашнего дня (К. Рой, Ж.-Ф. Шало). Выход из сложившейся кризисной ситуации педагоги и психологи - ф исследователи видят в содействии укреплению семьи, ' развитию ее воспитательного потенциала посредством: восстановления в общественном сознании традиционной ценности брака, семьи, престижа материнства и отцовства, возрождении отечественной культурно-исторической и религиозной Л традиций, творческого воссоздания в современных условиях традиционного уклада жизни общества и семьи, формирования в государстве системы социально-педагогической и духовно-нравственной поддержки семейного воспитания (И.В.Бестужев-Лада, И.В.Добряков, Г.Г.Лидерс, Г.Г.Кравцов, Р.В.Овчарова, ИЛ.Хоменко, Г.Г.Филиппова, В.К.Шабельников и др.); а также перехода от традиционных к новым принципам образования и воспитания в семье - равенства, диалогизма, сосуществования, соразвития, свободы, единства и принятия (А.Б. Орлов).
Воспитание в российской семье исторически основывалось на * традиционных формах семейного уклада: жизни семьи в соответствии с 5 ответственном отношении к воспитанию малолетних и уходу за престарелыми членами семьи, использовании в воспитании народного художественного творчества, совместной продуктивной деятельности и пр. (Г.Н. Волков, Е.С. ,*> Бабунова, Г.И. Батурина, Г.Ф. Кузина и др.). Актуальность темы исследования обусловлена теоретической неразработанностью проблемы развития воспитательного потенциала семьи средствами семейного театра, творчески воссозданными при поддержке образовательного учреждения; а также современным состоянием работы детского сада с семьей дошкольника. В деле вычленения проблемы семейного воспитания из круга широких педагогических проблем, в становлении её как самостоятельной области * исследований (в России лишь со второй половины XIX столетия наука о .. Е.Н. Водовозовой и др. В трудах известных педагогов и общественных деятелей К'.'Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, Д.И. Писарева, П.Ф. Каптерева, а в последующие годы А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинского подчеркивалась решающая роль семьи в формировании личности ребенка, в воспитании его нравственно-духовных, эмоциональных, интеллектуальных качеств. А.С. Макаренко писал, что семья является первичным коллективом, где все являются полноправными членами со своими функциями и обязанностями, в том числе и ребенок. После 1917 года и до начала 90-х годов в России господствующей формой воспитания детей была не семья, а государственные 'педагогические учреждения (ясли, детский сад, школа).
Исследования 40 - 60 - х гг. показали, что ни один вопрос воспитания * ребенка не может быть успешно решен детским садом без сотрудничества 6 , с семьей (Т.А.Маркова, В.Г.Нечаева, Л.А. Пеньевская, О.И.Соловьева). Семье оказывалась педагогическая помощь в разных формах, провозглашалась неразрывность общественного и семейного воспитания детей, но при ведущей роли общественного. 4 В 70-е годы, в связи с повышением требований к воспитанию, возрастанием общей культуры семьи, необходимостью использования ее просвещения родителей; даны практические рекомендации по работе с семьей. Д.Д. Бакиевой, СМ. Гарбей, Д.О. Дзинтере, Л.В. Загик, М.И. Иззатовой, В.М. Ивановой, Л.Ф. Островской, Н.А.Стародубовой предпринимались попытки определить содержание педагогических знаний и умений, * необходимых родителям для успешного решения задач воспитания Проблема взаимоотношений семьи и общества, развития внутрисемейных строя. Особенности внутрисемейных отношений изучали психологи А. И. Захаров, А. С. Спиваковская, А. Я. Варга, М. Буянов, Г. Хоментаускас, 3. Матейчек, Э. Г. Эйдемиллер и др. Педагоги в этот период исследуют вопросы взаимодействия семьи, детского сада и школы в предупреждении педагогической защищенности детей (Р.В.Овчарова); влияния дошкольного учреждения на повышение педагогической культуры молодой семьи (О.Л. Зверева), взаимодействия детского сада и семьи в педагогической коррекции отношении дошкольников со сверстниками (В.И.Безлюдная). С середины 90-х пристального внимания потребовала проблема общения родителей и детей в семье, проявления любви к детям со стороны взрослых,
• которая раскрывается в их диалогическом общении с детьми, что является 7 (А.В.Петровский, Ю.Б. Гитшенрейтер, А.Н. Евсеева). В связи с отсутствием достаточно разработанной, единой концепции семейного воспитания значительно возрос интерес к проблеме развития * воспитательного потенциала семьи (Е.П. Арнаутова, В.М. Иванова); Эти исследования значительно обогатили теорию и практику дошкольного воспитания. Однако проведенный нами анализ литературы показал что, использование театра в качестве средства развития воспитательного потенциала семьи недостаточно исследовано, хотя для этого имеются большие возможности. Театральное искусство с давних времен и по сей день является предметом В.А. Сухомлинский, Н.А.Ветлугина, Р.И.Жуковская и др.). Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает ему реальную возможность адаптироваться в социальной действительности. Интерес к театральной деятельности со стороны науки и практики возрастает. Однако ее традиционно рассматривают лишь в рамках взаимодействия в диаде «ребенок-педагог» (Л.С. Фурмина, СИ. Мерзлякова, Н.Ф. Сорокина и др.). Впервые проблему гуманизации воспитательного процесса в нуклеарной однодетной семье средствами домашнего театра изучала Р.К. Сережникова (1995). Её работа была направлена на поиск путей и средств преодоления отчуждения между родителями и детьми, формирование гуманных взаимоотношений между родителями и детьми, не посещавших ДОУ, * средствами домашнего театра. 8 Последние десятилетия такого рода исследования не проводились, хотя ученые касались этого вопроса в связи с развитием взаимодействий детского сада с семьей (О.В.Огороднова). Обращение к сложившейся практике дошкольных учреждений и • проведенная нами диагностика показывают, что при развивающемся
Анализ выполненных исследований и практического опыта выявил ряд противоречий между * 1) осознаваемой педагогами дошкольных образовательных учреждений 2) сохраняющимися традиционными формами и методами взаимодействия детского сада с семьей и необходимостью освоения педагогами новых форм, методов, а также технологий развития взаимодействия; 3) потребностью творческого воссоздания в современных условиях традиций домашнего театра и невниманием педагогов к театру как развивающему воспитательный потенциал семьи средству и форме взаимодействия детского сада с семьей. Противоречия позволяют определить проблему исследования; каковы возможности семейного театра в детском саду как средства развития воспитательного потенциала семьи дошкольника? Решение этой проблемы составляет цель исследования. Объект исследования - воспитательный потенциал семьи дошкольника. Предмет исследования - процесс развития воспитательного потенциала семьи средствами семейного театра в детском саду. 9 средством развития воспитательного потенциала семьи, если: - организация семейного театра в ДОУ основана на принципах доверия, «• - психолого-педагогическое сопровождение разворачивающейся семейной театральной деятельности осуществляется в соответствии с индивидуальными, возрастными особенностями детей и родителей; - содержание педагогического взаимодействия педагогов с семьей - в качестве «пускового механизма» развития воспитательного потенциала Формулировка цели и определение гипотезы исследования позволили нам выдвинуть следующие задачи: 1) проанализировать состояние проблемы развития воспитательного 2) определить компоненты воспитательного потенциала семьи, разработать их содержательные характеристики, применительно к культурно-досуговой деятельности, уровни развития и состояние в практике; 3) спроектировать теоретическую семейно-общественную модель театра -«Семейный театр в детском саду», интегрирующую традиции общественного и домашнего театров; 4) разработать и апробировать технологию развития воспитательного * потенциала семьи дошкольника средствами семейного театра в детском саду, выявить ее развивающий эффект. Методологической основой исследования являются концептуальные философские и психолого-педагогические положения: о семейном воспитании * (И.А. Ильин, B.C. Соловьев, А.С.Хомяков и др.); о специфике семейного 10 А.Н.Острогорский, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, и др.); о роли семейного воспитания в формировании личности ребенка (П. П. Блонский, Н.К. Крупская, СТ. Шацкий, В. А. Сухомлинекий, Ш.А. Амонашвили, И.С. Кон и • др.); о значении театрального искусства в развитии воспитательного образовательного учреждения в укреплении и гармонизации внутрисемейных » взаимоотношения. В исследовании были использованы научные труды в области семейной демократизации, развивающиеся в области психологии и педагогики семьи, семейного общения и развития личности. Для решения поставленных задач нами был использован комплекс методов, взаимообогащающих и дополняющих друг друга: изучение и теоретический анализ психолого-педагогической, искусствоведческой и научно-методической литературы, изучение и обобщение массового г' педагогического опыта, опросные методы: (опрос, анкетирование, интервьюирование), наблюдение, педагогический эксперимент, тестирование, анализ педагогической документации, анализ и обобщение результатов исследования. Сочетание различных методов исследования содействовало рассмотрению психолого-педагогических фактов и явлений во всей их сложности, * взаимосвязи и взаимообусловленности. 11 i Организация и этапы исследования. Избранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход теоретико-экспериментального исследования. Опытно-экспериментальную базу исследования составили детские сады городского округа - г. Фролово Волгоградской области: МДОУ щ «Детский сад общеразвивающего вида № 2 «Теремок», МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 6 «Березка», МДОУ «Центр развития ребенка №12 «Сказка»; средняя общеобразовательная школа № 1 им. М.Горького (начальное звено). На разных этапах исследования было охвачено 270 семей, 205 детей в возрасте от 3 до 9 лет, 2 учителя, 98 воспитателей. Исследование выполнялось в несколько этапов: • Первый этап (2002-2003) - поисково-теоретический. На этом этапе д. задачи исследования, гипотеза, определялась структура работы. • Второй этап (2003-2004) - опытно-экспериментальный. Изучались 4 с родителями и детьми, апробировалась разработанная автором технология развития воспитательного потенциала семьи дошкольника средствами семейного театра в детском саду. • Третий этап (2004 -2006) - обобщающий. Осуществлены анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, сформулированы К основные выводы и рекомендации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|