Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем,
состоят в том, что: • представлен целостный анализ состояния проблемы развития 12 4 • определена новая конструктивная форма взаимодействия ДОУ с семьей - семейный театр в детском саду, - объединяющая семьи с детьми дошкольного возраста в целях развития воспитательного потенциала при поддержке педагогов; * • теоретически обосновано и реализовано в практике дошкольных образовательных учреждений содержание взаимодействия по развитию воспитательного потенциала семьи средствами семейного театра в детском саду. Научная новизна исследования заключается в том, что: • исследованы культурно-исторические и педагогические предпосылки создания семейного театра в детском саду; • разработана «семейно-общественная» модель театра (интегрирующая традиции общественного и домашнего театров в целях взаимообогащения и дальнейшего развития), как средства развития воспитательного потенциала семьи, включающая в себя четыре взаимосвязанных компонента: целевой, содержательно-методический, коммуникативно-процессуальный, результа- «- тивно-диагностический; • разработана технология развития воспитательного потенциала семьи 4 • исследованы возможности использования новой формы взаимодействия с семьей (семейный театр) в рамках современной педагогической концепции сотрудничества. Теоретическая значимость: • конкретизированы сущность и содержание понятия воспитательного потенциала семьи;
• определены компоненты воспитательного потенциала семьи, разработаны их содержательные характеристики, уровни развития, применительно к культурно-досуговой деятельности; * • выявлены особенности развития воспитательного потенциала семьи 13 # средствами семейного театра в условиях детского сада; • творчески воссозданы традиции домашнего театра в новой форме -семейный театр в детском саду. Практическая значимость проведенного исследования обусловлена тем, * что выводы и рекомендации нашли свое отражение в работе дошкольных Содержащиеся в работе теоретические и научно-практические материалы «Управление развитием взаимодействий образовательных учреждений с семьей» для слушателей ФГЖ и ППРО; в методической работе в ДОУ. Достоверность и обоснованность основных положений и выводов обеспечивается методологией исследования; системой методов, адекватных целям, задачам, объекту и предмету исследования; системным подходом к решению проблемы: опытно-экспериментальной работой, осуществляемой на протяжении пяти лет. Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты работы обсуждались на заседаниях научно-исследовательской лаборатории проблем образования родителей ГОУ ВПО «Волгоградский государственный педагогический университет».
Основные положения работы нашли свое отражение в докладах и • выступлениях на областных и межрегиональных научно-практических 14 научно-практических конференциях (г. Санкт-Петербург, 2005; г. Пятигорск, 2005), научно-методических семинарах заведующих и старших воспитателей дошкольных образовательных учреждений г.Фролово., на заседаниях я методических объединений педагогов дошкольного образования г. Фролово Волгоградской области. Результаты исследования внедрены в практику работы МДОУ № 2, 6, 12 г.Фролово Волгоградской области. На защиту выносятся следующие положения: 1. Решение проблемы развития воспитательного потенциала семьи предполагает выбор оптимальных средств, среди которых особое место занимает совместная театральная деятельность воспитывающих взрослых и детей. 2. Семейный театр - творчески воссозданное средство развития щ особенностями. Семейный театр объединяет традиции общественного и домашнего театров в целях взаимообогащения и дальнейшего развития театрального искусства. Семейный театр - специфическая форма передачи опыта предшествующих поколений, интегрирующая накопленную веками мудрость русского народа, создающая определенный жизненный уклад окружающей ребенка семейной микросреды. 3. Семейный театр представляет собой конструктивную форму 4. Развитие воспитательного потенциала семьи дошкольника в семейном * реализации творческих возможностей воспитывающих взрослых и детей.
15 5. Дня развития воспитательного потенциала в семейном театре необходимо использование педагогической технологии, направленной на: • развитие открытых, доверительных отношений с семьей, осознание родителями воспитательной, творчески-развивающей функций, функции организации досуга; • постижение традиций домашнего и общественного театраи ценности их интеграции и развития в новых культурно-исторических условиях; • выявление причин, сдерживающих формирование и развитие гармоничных детско-взрослых взаимоотношений в семье. Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. 139 ходе реализации программы «Чудо по имени театр» с отношениями педагогов ДОУ, не принимавших участие в эксперименте. Анализируя ответы на вопросы анкеты (охватили 48 педагогов экспериментальных ДОУ и 50 педагогов ДОУ, не участвующих в эксперименте) (приложение 10) мы получили следующие результаты, которые выразили в % соотношении и отразили в таблице (табл. 12). Таблица 12 Сравнительная таблица ответов педагогов экспериментальных и Контрольных МДОУ
140
Как видно из приведенных данных, педагоги экспериментальных ДОУ ориентированы на конструктивное взаимодействие с семьями воспитанников, придают большее внимание художественно-творческому развитию ребенка (85 %). В большинстве случаев отдают предпочтение нетрадиционным формам сотрудничества с родителями (68%), знакомы с семейными традициями своих воспитанников (85%), общение с родителями основывают на доверии, дружбе, сотрудничестве. И самое ценное - педагоги отказались от мифа о «закрытости», о невозможности достучаться до семьи. Они пришли к выводу, что главное во 141 взаимодействии с семьей - это проявить открытость своей души, сделать первый шаг навстречу семье, и она ответит тебе взаимностью. Таким образом, разработанная нами технология дала положительные результаты и доказала эффективность использования семейного театра в детском саду как средства развития воспитательного потенциала семьи. Выводы. 1. В процессе эксперимента нами были разработаны содержательные 2. Разработана и апробирована технология развития воспитательного потенциала семьи дошкольника средствами семейного театра в детском саду, выявлен ее развивающий эффект. 3. Подтверждено, что семейный театр может являться уникальным средством развития воспитательного потенциала семьи в случае заинтересованности родителей и педагогов этой формой взаимодействия. Театральное искусство явилось связующим звеном между семьей и дошкольным образовательным учреждением, позволило выйти на новый уровень диалога между педагогами, родителями и детьми.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|