Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем,




состоят в том, что:

• представлен целостный анализ состояния проблемы развития
воспитательного потенциала семьи в педагогической теории и практике;

12

4           • определена новая конструктивная форма взаимодействия ДОУ с семьей

- семейный театр в детском саду, - объединяющая семьи с детьми дошкольного возраста в целях развития воспитательного потенциала при поддержке педагогов;

*           • теоретически обосновано и реализовано в практике дошкольных

образовательных учреждений содержание взаимодействия по развитию воспитательного потенциала семьи средствами семейного театра в детском саду.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

• исследованы культурно-исторические и педагогические предпосылки создания семейного театра в детском саду;

• разработана «семейно-общественная» модель театра (интегрирующая традиции общественного и домашнего театров в целях взаимообогащения и дальнейшего развития), как средства развития воспитательного потенциала семьи, включающая в себя четыре взаимосвязанных компонента: целевой, содержательно-методический, коммуникативно-процессуальный, результа-

«-      тивно-диагностический;

• разработана технология развития воспитательного потенциала семьи
дошкольника средствами семейного театра в детском саду, выявлен ее
развивающий эффект для всех субъектов взаимодействия;

4          • исследованы возможности использования новой формы взаимодействия

с семьей (семейный театр) в рамках современной педагогической концепции сотрудничества.

Теоретическая значимость:

• конкретизированы сущность и содержание понятия воспитательного потенциала семьи;

• определены компоненты воспитательного потенциала семьи, разработа­ны их содержательные характеристики, уровни развития, применительно к

культурно-досуговой деятельности;

*

• выявлены особенности развития воспитательного потенциала семьи

13

#          средствами семейного театра в условиях детского сада;

• творчески воссозданы традиции домашнего театра в новой форме -семейный театр в детском саду.

Практическая значимость проведенного исследования обусловлена тем,

*         что выводы и рекомендации нашли свое отражение в работе дошкольных
образовательных учреждений и способствовали повышению уровня развития
воспитательного потенциала семьи. Исследование сопровождалось
реализацией технологии развития воспитательного потенциала семьи
дошкольника средствами семейного театра в детском саду, программы «Чудо
по имени театр», которая используется в работе дошкольных учреждений,
учреждений дополнительного образования и культуры и является модулем
региональной программы граждаиско-патриотической направленности
«Воспитание маленького волжанина».

Содержащиеся в работе теоретические и научно-практические материалы
по развитию воспитательного потенциала семьи могут быть использованы в
системе педагогического образования родителей, повышения квалификации
щ      работников дошкольных учреждений, школ, при разработке программы курса

«Управление развитием взаимодействий образовательных учреждений с семьей» для слушателей ФГЖ и ППРО; в методической работе в ДОУ.

Достоверность и обоснованность основных положений и выводов обеспечивается методологией исследования; системой методов, адекватных целям, задачам, объекту и предмету исследования; системным подходом к решению проблемы: опытно-экспериментальной работой, осуществляемой на протяжении пяти лет.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты работы обсуждались на заседаниях научно-исследовательской лаборатории проблем образования родителей ГОУ ВПО «Волгоградский государственный педагогический университет».

Основные положения работы нашли свое отражение в докладах и

•          выступлениях на областных и межрегиональных научно-практических

14
f       конференциях в г. Волгограде (2003-2005), международных и всероссийских

научно-практических конференциях (г. Санкт-Петербург, 2005; г. Пятигорск,

2005), научно-методических семинарах заведующих и старших воспитателей

дошкольных образовательных учреждений г.Фролово., на заседаниях

я       методических объединений педагогов дошкольного образования г. Фролово

Волгоградской области.

Результаты исследования внедрены в практику работы МДОУ № 2, 6, 12

г.Фролово Волгоградской области.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Решение проблемы развития воспитательного потенциала семьи

предполагает выбор оптимальных средств, среди которых особое место

занимает совместная театральная деятельность воспитывающих взрослых и

детей.

2. Семейный театр - творчески воссозданное средство развития
воспитательного потенциала семьи, приобщения детей и взрослых к миру
театра, художественным ценностям, характеризующееся интегративными

щ       особенностями. Семейный театр объединяет традиции общественного и

домашнего театров в целях взаимообогащения и дальнейшего развития театрального искусства. Семейный театр - специфическая форма передачи опыта предшествующих поколений, интегрирующая накопленную веками мудрость русского народа, создающая определенный жизненный уклад окружающей ребенка семейной микросреды.

3. Семейный театр представляет собой конструктивную форму
взаимодействия ДОУ с семьей, объединяющую семьи с детьми дошкольного
возраста в целях развития воспитательного потенциала этого социального
института при поддержке педагогов.

4. Развитие воспитательного потенциала семьи дошкольника в семейном
театре становится возможным при его целенаправленной организации
педагогами ДОУ, как культурно-досуговой деятельности, значимой для

*       реализации творческих возможностей воспитывающих взрослых и детей.

15 5.  Дня развития воспитательного потенциала в семейном театре

необходимо использование педагогической технологии, направленной на:

• развитие открытых, доверительных отношений с семьей, осознание родителями                     воспитательной, творчески-развивающей функций, функции организации досуга;

• постижение традиций домашнего и общественного театраи ценности их интеграции и развития в новых культурно-исторических условиях;

• выявление причин, сдерживающих формирование и развитие гармоничных детско-взрослых взаимоотношений в семье.

Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

139 ходе реализации программы «Чудо по имени театр» с отношениями педагогов

ДОУ, не принимавших участие в эксперименте.

Анализируя ответы на вопросы анкеты (охватили 48 педагогов

экспериментальных ДОУ и 50 педагогов ДОУ, не участвующих в

эксперименте) (приложение 10) мы получили следующие результаты,

которые выразили в % соотношении и отразили в таблице (табл. 12).

Таблица 12

Сравнительная таблица ответов педагогов экспериментальных и

Контрольных МДОУ

 

Вопросы анкеты Педагоги Педагоги
п/п   экспериментальных контрольных ДОУ
    ДОУ(%) (%)
1. Какому направлению в работе с детьми Вы уделяете большее внимание:    
  • физическое развитие; 10 30
  • интеллектуальное развитие; 5 30
  • развитие      познавательных    
  способностей,      поисковой   25
  деятельности;    
  • художественно-творческое (в    
  т.ч. театральное, музыкальное, 85 15
  изобразительное искусство)    
2. В общении с родителями Вы предпочитаете (тон):    
  • официально - деловой, 2 45
  • поучительный, 2 27
  • доверительный - дружеский 96 38
3. Часто ли Вы обсуждаете с родителями вопросы, касающиеся развития и воспитания ребенка:    
  • да, 80 25
  • нет, - 25

140

 

  • недостаточно, 20 36
  • никогда   14
4. Какие формы взаимодействия с семьей вы используете чаще всего: • традиционные (родительские    
  собрания, беседы, посещение 32 73
  семьи, деловые игры и т.д)    
  • нетрадиционные (проведение    
  социалог. срезов, совместные    
  досуги, праздники, гостиные и    
  т.д) 68 27
5. Знакомы ли Вы с традициями семей вашей группы:    
  • да, 85 15
  • нет, 3 69
  • не знаю 12 16
6. Считаете ли Вы возможным организовать семейный театр в группе;    
  * да, 100 10
  * нет, - 63
  • не знаю - 27

Как видно из приведенных данных, педагоги экспериментальных ДОУ ориентированы на конструктивное взаимодействие с семьями воспитанников, придают большее внимание художественно-творческому развитию ребенка (85 %). В большинстве случаев отдают предпочтение нетрадиционным формам сотрудничества с родителями (68%), знакомы с семейными традициями своих воспитанников (85%), общение с родителями основывают на доверии, дружбе, сотрудничестве.

И самое ценное - педагоги отказались от мифа о «закрытости», о невозможности достучаться до семьи. Они пришли к выводу, что главное во

141 взаимодействии с семьей - это проявить открытость своей души, сделать первый шаг навстречу семье, и она ответит тебе взаимностью.

Таким образом, разработанная нами технология дала положительные результаты и доказала эффективность использования семейного театра в детском саду как средства развития воспитательного потенциала семьи.

Выводы.

1. В процессе эксперимента нами были разработаны содержательные
характеристики компонентов воспитательного потенциала семьи
дошкольника:    педагогического,     социально-психологического,
культурно-досугового; определены уровни его развития.

2. Разработана и апробирована технология развития воспитательного потенциала семьи дошкольника средствами семейного театра в детском саду, выявлен ее развивающий эффект.

3. Подтверждено, что семейный театр может являться уникальным средством развития воспитательного потенциала семьи в случае заинтересованности родителей и педагогов                                                                   этой формой взаимодействия. Театральное искусство явилось связующим звеном между семьей и дошкольным образовательным учреждением, позволило выйти на новый уровень диалога между педагогами, родителями и детьми.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...