Промысловые лебедки для тралового лова можно классифицировать следующим образом.
а) по назначению: 1) траловые; 2) траловые, приспособленные для других видов лова; 3) ваерные; 4) вытяжные. Траловая лебедка — механизм универсального назначения, которая обслуживает все операции по спуску и подъему трала. Траловая лебедка, приспособленная для другого вида лова (например, тралово-сейнерная лебедка), помимо обслуживания всех операций по спуску и подъему трала, обеспечивает и работу того орудия лова, для которого она еще предназначена. На траулерах, имеющих промысловую схему с раздельными механизмами для работы с ваерами и для спуска-подъема трала, применяются промысловые лебедки двух видов: две ваерные лебедки, каждая из которых предназначена для работы с одним ваером; вытяжные лебедки, работающие с кабелями и вытяжными концами при спуске-подъеме трала. Вытяжных лебедок может быть две, для правого и левого борта с двумя барабанами каждая, или одна с двумя или четырьмя барабанами. Вытяжные лебедки также имеют турачки. б) по роду двигателя: 1) с приводом от двигателя внутреннего сгорания; 2) паровые; 3) электрические; 4) гидравлические. Лебедки, работающие от главного двигателя внутреннего сгорания, применяются обычно на малых траулерах и траловых ботах. На некоторых отечественных сейнерах установлены лебедки, работающие от вспомогательного двигателя. Паровые лебедки устанавливают на паровых траулерах, а электрические — на дизельных. Гидравлические лебедки еще мало распространены, несмотря на их преимущества в регулировке режимов работы. Насосы гидравлических лебедок на малых судах работают через привод от главного двигателя, а на больших судах — от отдельного электродвигателя.
в) по месту установки двигателя: 1) с нераздельным приводом; 2) с раздельным приводом. Нераздельным привод называется в том случае, когда паровая машина или электродвигатель установлены непосредственно на станине лебедки. Раздельным привод называется тогда, когда двигатель установлен в отдельном помещении (обычно в надстройке) и соединен с лебедкой валом или цепью. Гидравлические лебедки изготовляют всегда с нераздельным приводом — у них, как правило, малогабаритный гидромотор монтируется на станине лебедки. Лебедки, работающие от двигателя внутреннего сгорания, всегда с раздельным приводом, так как двигатель (даже вспомогательный) находится в машинном отделении. Паровые и электрические лебедки могут иметь как нераздельный, так и раздельный привод. г) по количеству и назначению валов, на которых расположены их рабочие органы: 1) одновальные — с одним ваерным (или для вытяжных лебедок — с одним грузовым) валом; 2) двухвальные — с ваерным и вспомогательным валами; 3) с валами дополнительных барабанов. У одновальных лебедок на ваерном валу помещаются ваерные барабаны, насаженные на вал свободно и соединяемые с ним муфтами. По концам ваерного вала расположены одинарные или двойные турачки. У двухвальных лебедок, кроме ваерного вала, имеется сплошной или разрезной вспомогательный вал с одинарными ту-рачками по концам. У лебедок отечественных БМРТ последних выпусков вместо вспомогательного вала по обеим сторонам лебедки имеются валы дополнительных барабанов. У лебедок РТМ типа «Тропик» дополнительные барабаны расположены впереди ваерного вала. На некоторых мощных лебедках установлены три дополнительных барабана. д ) по кинематической схеме привода: 1) с приводным машинным валом; 2) с приводным валом и цепной передачей к двигателю; 3) с редуктором на общей станине; 4) с раздельным редуктором и промежуточной передачей.
Приводной машинный вал имеется только у паровых лебедок с нераздельным приводом. У паровых лебедок с раздельным приводом иногда применяется приводной вал с цепной передачей к валу машины. Большинство электрических лебедок новейшей конструкции выполняется с редукторами, установленными на их станинах, и соединяется с электродвигателями при помощи промежуточных валов. Лебедки с отдельными редукторами и промежуточной передачей обычно приводятся в действие от двигателя внутреннего сгорания. В свою очередь, редукторы приводов траловых лебедок можно разделить по конструкции их передач на следующие виды: 1) червячные; 2) червячно-цилиндрические; 3) коническо-цилиндрические. Редукторы лебедок подразделяются по передаточному числу на односкоростные и двухскоростные. Двухскоростные редукторы служат для привода от двигателя внутреннего сгорания, а при электрическом приводе — для электродинамического торможения. По направлению вращения редукторы лебедок разделяются на нереверсивные и реверсивные. Кроме того, редукторы лебедок могут обеспечить одну или две скорости вращения вспомогательного вала по отношению к скорости вращения ваерного вала. Это встречается лишь на паровых лебедках. е) по устройству ваеро- и канатоукладчиков дополнительных барабанов. По способу действия ваероукладчики делятся на ручные и автоматические. Ручные ваероукладчики обычно имеют каретку, общую для обоих ваерных барабанов с роликами, направляющими ваера. Каретка вращением маховика вручную перемещается с помощью шестеренчатой и реечной передач. Общая каретка затрудняет правильную укладку ваера одновременно на обоих барабанах. При автоматических ваероукладчиках каждый барабан имеет автономный ваероукладчик, обеспечивающий правильность укладки ваера. По конструкции ваероукладчики могут быть: 1) винтовыми; 2) реечными с ручным реверсом каретки; 3) реечными с электромеханическим реверсом каретки; 4) реечно-цевочными с механическим реверсом каретки. Ручные ваероукладчики обычно выполняются реечными. Они установлены на лебедках прежних выпусков. На новых лебедках устанавливаются преимущественно автоматические ваероукладчики, чаще всего винтовые. Лишь канатоукладчики дополнительных барабанов выполняются ручными с отдельным приводом для каждого барабана.
Обычно все автоматические ваероукладчики имеют и ручной привод для установки кареток в нужные положения. ж) по способу управления ленточными стопорами и муфтами включения ваерных барабанов: 1) с ручным управлением; 2) с гидравлическим управлением. Гидравлическая система управления муфтами и стопорами может иметь как механический, так и электрический приводы к распределительным золотникам. Гидравлическая система управления позволяет применить также и дистанционное управление всеми рабочими органами лебедки с одного или нескольких пультов управления. Основным параметром при этом является тяговое усилие — оно обусловливает применимость лебедки для определенного размера трала, а значит и для определенного типа траулера.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|