2.5 Правила расконсервации и консервации деталей и узлов, марки и назначение консервирующих материалов
Консервация – это защита металлических поверхностей механизмов от коррозии, от разрушения в результате химического или электрохимического воздействия на них внешней среды. Предполагается, что оборудование и механизмы в это время не будут эксплуатироваться и подвергаться мероприятиям ремонта и обслуживания. Вся процедура консервации состоит из трех этапов. На первом выполняется удаление с поверхностей оборудования всевозможных загрязнений, а также следов коррозии. Завершают этот этап меры по обезжириванию поверхностей, пассивированию и сушке. Вторая стадия предполагает обработку защитными средствами, которые подбираются на основе индивидуальных требований эксплуатации оборудования и механизмов. К универсальным средствам обработки можно отнести антикоррозийные порошки и жидкостный ингибитор. Третий этап предусматривает упаковку оборудования. Существуют различные способы защиты механизмов и аппаратов от коррозии в период их постройки и хранения до начала монтажа и эксплуатации. При выборе способа консервации следует также учитывать и способ расконсервации, который должен быть простым и экономичным. Наиболее распространенным способом консервации является нанесение на поверхность слоя консистентной смазки: предохранительной СП 2, пушечной, смазки К 17, технического вазелина, смесей консистентных смазок с минеральными маслами. При этом способе гарантийный срок хранения не превышает одного года, а расконсервация механизмов трудоемка и длительна. Консервацию механизмов следует проводить в сухую погоду при температуре окружающего воздуха не ниже 0°С или в сухом отапливаемом помещении. На крупные детали смазку наносят кистью, небольшие по размерам детали окунают в ванну с расплавленной смазкой. Как правило, смазку наносят на консервируемые поверхности дважды. При консервации двигателей масляную систему прокачивают авиационным маслом до выступания его из всех зазоров сопрягаемых поверхностей, смазываемых под давлением. В цилиндры двигателей консервант заливают через отверстия для форсунок, а затем проворачивают коленчатый вал на один-два оборота. При консервации редукторов вскрывают крышки редуктора и подшипников и после промывки зацепления бензином кистью или наливом наносят смазку.
Часто в качестве подготовительной операции для покрытия нерабочих поверхностей применяют лакокрасочные материалы. Так, наружные поверхности котлов покрывают алюминиевой краской на битумном лаке. Более современный способ консервации и снижения агрессивности среды осуществляется введением летучих ингибиторов или сухой консервацией силикагелем, основанной на его способности осушать находящийся внутри механизма или аппарата воздух до относительной влажности не более 30-40%, при которой коррозионные процессы практически не протекают. При этих способах необходимо обеспечить надежную герметизацию внутренних полостей. Ингибированным называют воздух, насыщенный парами летучего ингибитора в специальной установке. При прохождении ингибированного воздуха по внутренним полостям и при контакте его с поверхностью металла происходит десублимация ингибитора, который осаждается на поверхности в виде сплошного кристаллического слоя. В качестве ингибиторов применяют моноэтаноламин и НДА (диксан), т. е. нитрит дециклогексиламина. При консервации способом проработки механизм заполняют жидкой консервационной смазкой до рабочего уровня, обеспечивающего запуск и проработку механизма, после чего включают его в работу на холостом ходу в течение 5-10 мин. Этот способ широко применяется при консервации турбинных механизмов, двигателей внутреннего сгорания и др.
Результаты консервации фиксируют в специальных актах, составленных представителем ОТК, бригадиром, проводившим консервацию, и лицом, ответственным за консервацию. В формуляр механизма заносят: время консервации, наименование консервирующих составов, дату и результаты осмотра консервации, способ консервации. Расконсервацию проводят промывкой холодной водой до тех пор, пока взятая проба воды не будет иметь нейтральную реакцию. Слив воды с растворенным в ней НДА в количестве свыше 0, 01 мг/л в канализацию или за борт запрещен и должен производиться в специальные емкости для последующей очистки. При консервации (расконсервации) механизмов должны строго выполняться следующие правила техники безопасности и противопожарные мероприятия: 1. Консервация производится специальными работниками, получившими соответствующий инструктаж, под руководством лица, ответственного за консервацию, при постоянном контроле ОТК с соблюдением требований охраны труда и противопожарной безопасности. 2. Персонал, обслуживающий ванны консервации, должен быть обеспечен клеенчатыми или брезентовыми фартуками, резиновыми перчатками или рукавицами и приспособлениями, предотвращающими соприкосновение рук с консервирующими материалами. Возле ванны на участке консервации установить деревянные трапы. 3. Химикаты хранить на складе химических реактивов в специальной закрытой таре с этикетками и выдавать только лицам, ответственным за приготовление растворов и смесей. 4. Запрещается хранение и принятие пищи на участке консервации. Перед принятием пищи тщательно вымыть руки во избежание попадания реактивов запрещается мыть руки в моющих растворах 5. Курение, зажигание спичек и пользование открытым огнем на участке, предназначенном для консервации, категорически запрещается 6. В целях противопожарной безопасности категорически запрещается производить мойку деталей уайт-спиритом или бензином, если предусмотрена только протирка ветошью, смоченной в уайт-спирите или бензине. 7. Количество уайт-спирита или бензина на участке консервации не должно превышать сменной потребности. Участки обеспечить необходимыми противопожарными средствами (огнетушителями, ящиком с песком, асбестовыми одеялами и др. В ветошь, смоченную бензином или уайт-спиритом, бывшую к употреблении при протирке деталей, узлов и агрегатов, складывать в металлические ящики с плотно закрывающейся крышкой и надписью – «Огнеопасно! ».
Вопросы для самоконтроля:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|