Бронзовые зеркала. Узнать «волю богов». Гадание по печени
БРОНЗОВЫЕ ЗЕРКАЛА
Подобно другим народам, этруски обожествляли вещи, и многие предметы, окружавшие их, жили как бы двойной жизнью. Особой популярностью пользовались зеркала, бронзовые пластины разных конфигураций с ручкой. Исследования показали, что бронзовые зеркала использовались не только как предметы повседневного обихода. Этруски видели в них также своеобразный инструмент, с помощью которого человек мог вступить в магические отношения с потусторонним миром. Гравировка на обратной стороне зеркала была связана с верой в возможность заглянуть в потусторонний мир. А само зеркало служило символом возрождения души, обновления ее неуничтожимого второго «я». При этом, исходя из тезиса эквивалентности семантики вещи и ее изображения, можно полагать, что все зеркала так или иначе несли в себе смысл смерти – возрождения души, связанной с присутствием какой–то помещавшейся в голове жизненной энергии (быть может, равноценной энергии тела как целого). В самом деле, большинство зеркал (а они были в изобилии найдены в захоронениях) были круглой формы. Семантически эта форма эквивалентна изображению человеческой головы или лица. На зеркалах действительно нередко изображаются лица. Нередко диск зеркала членится на 3 зоны: в нижней изображены божества подземного мира, персонажи демонического и хтонического характера; в средней – мифологическая сцена; в верхней – богиня зари на колеснице, как правило, это квадрига – символ Солнца. В таком случае само зеркало воспринимается как солнечный диск, восходящий из вод океана или, напротив, заходящий за них. По сути, это еще одна метафора головы и заключенной в ней возрождающей силы.
УЗНАТЬ «ВОЛЮ БОГОВ»
В древние века религия не была только личным делом каждого человека. Она пронизывала все области жизни, в том числе государственную и общественную. Религия помогала решать многие проблемы, для которых не могли найти разумного объяснения. Поэтому ответственность за судьбы людей, городов и целых государств была переложена на богов. Знать «волю богов» было крайне важно, и для этого были изобретены разного рода гадания. Так, чтобы узнать «волю богов», этруски устраивали своеобразную «обсерваторию». На земле очерчивался священный квадрат, разделенный двумя средними линиями, из которых одна шла с севера на юг, другая – с запада на восток. На пересечении этих линий и становился жрец–прорицатель. Все четыре стороны квадрата были, в свою очередь, поделены на секции, каждая из которых находилась в ведении того или иного бога. По понятиям этрусков, это было как бы зеркало неба, поделенного на участки таким же образом. Видя, над какой секцией находится знамение, предсказатель определял, какой бог его послал. То есть в каждом отдельном случае можно было найти «ответственного» за знамение бога. В такую своеобразную форму этрусская цивилизация облекла всеобщее и древнее, как мир, желание узнать «волю богов». Разграфленное в клетку «этрусское небо» было нововведением, оно позволило приблизить небо к земле. И отныне наука, логика, расчет всегда шли у них рядом с молитвой и жертвоприношением. Любопытная заметка на эту тему опубликована в газете «Советская Россия» от 25 апреля 1989 года. Она называется «Кибернетика этрусков». Ее автор полагает, что слово «кибернетика» происходит от слов «кюбе», что означает «гадательные кубики», и «нео» – «течь, плыть». Таким образом, первоначальным смыслом слова «кибернетика» было: «руководить плаванием с помощью гадательных кубиков» Словом, гадательные кубики оказались инструментом кибернетики древних. Гадание же и в самом деле было поставлено на «научную» основу. Этруски изобрели много разных видов гаданий. Но все они – наблюдения над полетом птиц, над внутренностями животных, над молниями и другими явлениями природы – были не чем иным, как высокой степенью анимизма, восходившей еще к неолитической эпохе. Колыбелью этих верований были гроты Альтамира и Дордони, в которых жили охотники и колдуны, робко пытавшиеся приручить непонятные им силы природы. В их наскальные рисунки уходит своими корнями и анималистическое искусство, тесно связанное с природой.
Однако несмотря на то, что, по убеждению этрусков, все в мире предопределено, их сознание не забыло оставить лазейку в этой жестко детерминированной системе. Поскольку каждый следующий шаг от уже достигнутого определялся по знамениям, то человеку давалась возможность выбора на основании их правильной, с его точки зрения, информации. Собственно говоря, с этой целью и проводились гадания.
ГАДАНИЕ ПО ПЕЧЕНИ
Среди этрусских памятников есть один любопытный предмет– бронзовая печень овцы, – найденный в 1877 году в окрестностях Плаценции, нынешней Дьячонцы. Выпуклая сторона этого сакрального предмета разделена на 2 части линией и обозначена двумя словами: Луна и Солнце. Вогнутая сторона модели тщательно разделена на секторы, на которых выгравированы имена богов, как добрых, так и злых. Бортик печени отделен от центральной части линией. На самом бортике черточками обозначены 16 участков с именами богов. Вероятно, 16 богов на бортике соответствуют 16 регионам неба. А сама модель печени является как бы проекцией этрусского верхнего мира. Назначение этой модели печени неясно, но можно предположить, что она была своего рода наглядным пособием для обучения сложному искусству предсказаний. Форма букв свидетельствует о том, что это изделие относятся к III веке до н. э., а возможно, и более позднему времени. Искусство предсказания по печени – гаруспиция – было сложным. Жрец, предсказывающий по внутренностям судьбу, должен был в совершенстве знать форму печени, ибо малейшее ее изменение предопределяло будущее. Особое внимание уделялось put iocineris – пирамидальному отростку. Большой отросток предвещал счастье, малый – несчастье и смерть, расчлененный отросток угрожал городу войной и расколом, нарост на его вершине трактовался как победа в войне. Понятно, почему гаруспики именно пирамидальному отростку придавали такое большое значение: разнообразие его форм открывало широкие возможности для фантазии.
Кроме печени, гадали еще по сердцу и легким, но реже. В бронзовом этрусском зеркале, найденном в городе Вульги, выгравирован процесс гадания; гаруспик склонился над столиком, на котором лежат трахея и легкое, а в левой руке он держит печень. Для гадания имело значение также, какому животному принадлежали внутренности. Требования были строгими: животные должны были быть совершенно здоровыми и не оказывать сопротивления, когда их вели к жертвенному алтарю. Обычай этрусков гадать по внутренностям жертвенных животных берет свое начало у ассиро–вавилонян и прослеживается у ряда народов вплоть до наших дней. Так, один из исследователей уже в 1950 году писал об албанцах: «Они очень верят в предзнаменования и предсказания. Человек, искушенный в этом искусстве, читает будущее, рассматривая… лопаточные кости овец… Эта кость делится на части, каждая из которых имеет свое значение. Одно углубление означает дом. Его большая или меньшая глубина указывает, будет ли дом пустым или полным добра. Так же предсказывают урожай. Нечто вроде выступа показывает, будут ли умножаться стада. Маленькие дырочки на плоской плоскости – это колыбели, и предсказатель может определить, родится ли ребенок». Предсказание по лопаточной кости до недавнего времени существовало и у эвенков. Гаруспиции играли в жизни этрусков огромную роль. Ни одно дело, будь то государственное и или частное, не обходилось без участия гаруспиков и их благословения. На зеркале из Тосканы выгравирована сцена, где изображена группа людей, окружавших молодого человека, изучающего печень. Надпись дала возможность исследователям истолковывать эту сцену как относящуюся к основанию города Тарквиний.
Не меньшую роль играли гаруспики в жизни Рима и всей Римской империи. Так сложилось, что хотя римляне были современниками этрусков, образ мышления последних был им чужд. Римляне унаследовали некоторые обычаи этрусков, однако из всего их религиозного и магического «опыта» римлян больше всего интересовали гаруспиции. то есть предсказания по внутренностям жертвенных животных. Более того, по предложению римского императора Клавдия (41–54 гг. н. э. ) была предпринята попытка превратить гаруспицию в «государственное» учение. Тацит пишет: «Выступил Клавдий в сенате и с докладом об учреждении коллегии гаруспиков, дабы не заглохла по нерадивости древнейшая наука Италии: к ним часто обращались в трудные для государства дни, по их указанию восстанавливались священнодействия и в последующем более тщательно отправлялись; этрусская знать по собственному желанию или побуждаемая римским сенатом хранила преемственность этих знаний; теперь, однако, это делается гораздо небрежнее из–за всеобщего равнодушия к благочестию и распространения чужеземных суеверий. И хотя ныне во всем установилось благополучие, все же должно воздать благодарение богам за их благосклонность и не допускать, чтобы священные обряды, усердно почитавшиеся в тяжелые времена, оказались преданными забвению в счастливые. Исходя из этого и был составлен сенатский указ, предписывавший верховным жрецам рассмотреть, что необходимо для сохранения и закрепления искусства гаруспиков» (Тацит. Анналы, XI, 15). Искусство гаруспиков продержалось в Риме очень долго и пережило свою славу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|