Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экологические проблемы современности.




 

                                             Содержание.

 

                                                                                                                     Стр.

 

Введение…………………………………………………………………… 2

 

1. Взаимоотношение человека и природы…………………………….. 2

 

2. Сущность экологической проблемы………………………………… 6

 

3. Методологические аспекты современной экологии……………….  7

 

3.1. Основные понятия экологии…………………………………….. 7

 

3.2. Методы экологии…………………………………………………. 9

 

3.3. Структура экологического знания………………………………. 10

 

3.4. Междисциплинарный характер экологических исследований.. 13

 

4. Экологический кризис и пути его преодоления…………………… 16

 

Заключение………………………………………………………………... 20

 

Литература………………………………………………………………… 22

 

 

 

 


                                              Введение.

 

Одна из характерных особенностей современного мира - обострение глобальных проблем, которые по своему характеру выходят за рамки интересов различных классов и общественных систем, и от решения которых в решающей степени зависит будущее, более того само существование человечества

Проблема предотвращения отрицательных воздействий материально-производственной деятельности человечества на естественное окружение, ставшая одной из самых насущных проблем современности, является новой беспрецедентной в истории человеческого общества.

Начиная с 70-х годов нашего столетия уверенность в “ безграничности человеческой изобретательности “ начала заметно уступать место серьёзной обеспокоенности состоянием окружающей среды, все более изменяющимся под воздействием этой изобретательности не в лучшую сторону.

Прогрессирующее ухудшение состояния окружающей среды становится реальным фактом, пренебрежение которым чревато весьма опасными последствиями. Поэтому вопросу охраны природы и бережного отношения к использованию её ресурсов никогда не становились столь серьёзно, последовательно и масштабно, как в наше время. Интерес к проблемам экологии глубоко мотивирован всем ходом современной научно-технической революции, вложившей в руки человека мощные средства преобразования окружающего мира. Возрастающая экологическая опасность, обнаружила противоречивость и сложность такого явления как научно-технический прогресс (НТП).

“ Нынешняя, полная чудес и противоречий, фаза прогресса “- писал основатель Римского клуба А. Печчеи, - “ принеся человеку множество щедрых подарков, в то же время глубоко изменила всю нашу маленькую человеческую вселенную, поставила перед человеком невиданные доселе задачи и грозит ему неслыханными бедами “. (21)

 

1. Взаимоотношения человека и природы.

Проблема взаимоотношений человека и природы во всей её целостности всегда была предметом глубокого философского интереса. К ней, так или иначе, обращались крупнейшие мыслители прошлого, пытавшие определить место и роль человека в универсуме. В связи с этим встаёт вопрос: как соотносится экологическая проблема, ставшая одной из наиболее актуальных и требующих неотложных естественнонаучных, технико-экономических и социально-политических решений, с вечно философской проблемой взаимоотношений человека и природы?

Философское поле анализа простирается от человека, взятого во всей его целостности, до природы в трёх её основных значениях: универсума, соотносящейся с человеческим обществом части универсума и внутренней основы человека. Экологическое поле уже. Базисным для экологии является почерпнутое из понятийного аппарата экологии животных и растений понятие среды. Среду можно определить как часть природы, в которой существует человек, средоточием которой он является, непосредственно сталкиваясь с ней в своей деятельности.(9)

Между философским и конкретно-экологическим уровнями, как и между понятиями “природа ” и “природная среда “, нет непроходимой пропасти. Совокупность учитываемых характеристик природной среды возрастает по мере того, как человек получает всё больше информации о влиянии природы на его существование и всё большую часть природы превращает в среду своего обитания.

 Зависимость человека от природы, от естественной среды обитания существовала на всех этапах человеческой истории. Она, однако, не оставалась постоянной, а изменялась диалектически противоречивым образом.

С одной стороны, по мере развития производительных сил общества, по мере того, как взаимоотношения человека с естественной средой обитания всё более опосредовались создаваемой им “ второй природой “, человек повышал свою защищенность от негативных воздействий природы и стихийных бедствий, что позволяло не только обеспечить более стабильные комфортные условия существования, но и осваивать для обитания и для продуктивного труда все новые территории.

Поскольку главный канал связи между человеком и природой идет через производство, специфика взаимоотношений человека с природной средой и перспективы их существеннейшим образом зависят от уровня развития производительных сил общества и характера производственных отношений. Бурный рост первых и несоответствие, в которое они приходят со вторыми, определяют социальные корни экологических трудностей, но также создают и соответствующие предпосылки их преодоления. Становление классового общества, развитие системы товарно – денежных отношений и классово – обусловленных форм разделения труда, сопровождающееся «разделением» (Ф.Энгельс) индивида, отчуждением его результата труда и трудовой деятельности, а стало быть, самоотчуждением, ведёт его к отчуждению от

преобразуемой природной среды, к ощущению его разрыва с природой.

  В наши дни эта зависимость нередко обнаруживается крайне драматическим образом, поскольку масштабы применения многих видов ресурсов, необходи-мых для хозяйственной деятельности, да и просто для существования челове- чества, приводят к исчерпанию имеющихся на планете запасов этих ресурсов. В орбиту человеческой деятельности вовлекается неуклонно расширяющийся спектр процессов, явлений и веществ природы, которые к тому же используются с нарастающей интенсивностью, так что человеческое общество втягивается во всё более тесные и многообразные связи с миром окружающей природы.

Таким образом, не только человек зависит от природы, но и сама окружаю - щая человека природа зависит от него, от масштабов, форм и направлений его деятельности. И эта зависимость природы от человека проявляется не только в интенсивном, достигающем предельных значений, вовлечении в его деятель - ность природных ресурсов, но и в глубоких и нередко негативных воздействиях самой этой деятельности на окружающую среду.

Взаимодействие человека и природы, общества и среды его обитания в результате бурного роста промышленного производства во всём мире, причём производства, которое опирается на существующие многоотходные технологии, достигло предельных, критических форм и размеров. Во весь рост встал вопрос об угрозе самому существованию человечества вследствие исчерпания природ - ных ресурсов и опасного для жизни человека загрязнения среды его обитания. Именно этими противоречиями во взаимоотношениях общества и природы и оп ределяется существо экологической проблемы.

       Получают распространение две противоположные концепции: покоре-

ния природы и подчинения ей. В первом варианте люди обязываются ещё более усилить борьбу с природой и упускается из виду то, что человек борется с породившей его природой, т.е. с естественной основой своего существования и стало быть, такую борьбу необходимо вести очень осторожно. Противополож –ный вариант (только подчинение человека природе) тоже чреват опасностями прежде всего потому, что требует отказа от творческой, преобразующей дея –тельности людей по отношению к природе.

  Природа выступает в качестве предпосылки и условия развития общества.

Общество – это обособившаяся часть природы, человек – вершина эволюции.

«Он составляет неизбежное проявление большого природного процесса, зако –номерно длящегося в течении, по крайней мере, двух миллиардов лет» (5).

  Являясь частью природы, человек постепенно, в процессе труда и общения формировался как социальное существо. Собственно, в философско-методоло- ческом плане проблема - «общество – природа» - встаёт перед нами как про- блема взаимоотношения биосоциального существа – человека с окружающей

его природной средой. Природа является основанием жизни человека, его фи-зического и духовного развития.

   Человек в ходе практической деятельности постепенно покорил своей

воле животный и растительный мир, поставил себе на службу «органичес-

кую силу природы», приступил к производству. С этого времени можно        сказать, что человек окончательно нарушил неписаный «договор» с приро-

дой и только через тысячелетия научился в той или иной мере предвидеть отдаленные последствия своего активного вмешательства в природу. Он  понял, что своими действиями нарушил равновесие в природе. Одним из

первых философов, поставивших вопрос о плате человечества за прогресс

в производительных силах, был Ф.Энгельс, который писал, что не стоит                        

слишком «слишком обольщаться нашими победами над природой. За каж- дую такую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, правда, в пер- вую очередь те последствия, на которые мы рассчитывали, но во вторую и   третью очередь совсем другие, непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают значение первых» (15). В сущности, после победы над        животным и растительным миром у человека остался только один враг – он сам.

Сегодня нам стало понятно, что эти непредвиденные последствия распро- страняются не только на природу, но и на многие сферы человеческой жизни.

  Как же сделать, чтобы преобразования в средствах производства умень- шили своё негативное воздействие на природную сферу, чтобы расцвет науки и техники не обесценивал эмоциональную нравственную сферу?

   «Расстыкованность» разных осей социального прогресса приводит к поистине кризисной ситуации. Иными словами, перед человечеством встала   задача научиться сочетать изменения в научно-технической, социальной и духовной сферах, чтобы между ними не разрушалась естественная гармония.   

      Осознав свою ответственность перед природой, общество постепенно

выработало целую систему религиозных запретов и государственных зако –

нов, регулирующих отношение человека с окружающей средой. Известно, что многие первобытные племена карали нарушителей таких запретов не - медленной смертью. Такая же участь ожидала и тех, кто убивал животных больше, чем это было необходимо для пропитания. Нужно отдать должное народам древних государств Азии, которые первыми стали разрабатывать указы об охране животного и растительного мира. Считают, например,что монголы загибали носки своих сапог для того, чтобы не повредить травя – ной покров степей.

       Работы Декарта и Бэкона положили начало тенденции,характерной для классического естествознания, обоснования всемогущей роли челове – ческого разума как основного орудия познания и покорения природы. Че- ловечество, постепенно освобождаясь от гнёта природных уз и от сковы - вающего инициативу влияния авторитетов, устами этих двух мыслителей заявило о своей уникальности в системе природы и о безграничных своих возможностях в предстоящем процессе освоения её богатств. Ф.Бэкон боль-шое внимание уделял разработке путей освобождения человеческого разу – ма от опеки догм и авторитетов (идолов), приближал время его «совершен – ствования», за которым должно последовать «улучшение положения человека и расширение его власти над природой» (4). Он призывал людей оставить взаимные распри и объединить свои усилия для захвата «штур – мом неприступных крепостей» природы (3).

        Р.Декарт основной своей задачей считал создание «практической» философии, при «помощи которой, зная силу и действие огня, воды,воз – духа, звёзд, небес и всех других окружающих нас тел так же отчётливо,как мы знаем различные занятия наших ремесленников, мы могли бы точно таким же способом использовать их для всевозможных применений и тем самым сделать хозяевами и господами природы» (10).

           Таким образом, обобщая все вышесказанное, можно отметить две тенденции в развитии взаимоотношений между человеком и природой:

1) начиная с далёкого прошлого, мера господства человека над при-

 родой постоянно расширяется, ускоряющимися темпами увеличивается состав веществ и энергий, вовлекаемых в сферу производительного труда,  а современная научно-техническая революция открывает перспективу абсо –лютной власти человека над природными процессами в планетарном масш - табе,

   2) неуклонно нарастает дисгармония в отношениях между человеком   и природой. Каждая качественно новая ступень в деле овладения силами природы оказывается «прогрессом» и в деле разрушения естественного базиса человеческого существования. Следствием этих тенденций стало     возникновение экологии - учения о взаимоотношении организмов с окру-

жающей средой на различных уровнях организации живого. 

 

 

                         2.Сущность экологической проблемы.

   Последние десятилетия, на которые приходится развитие НТР, принес- ли человечеству небывалое прогрессивное изменение его производительных сил, но и столь же небывалое обострение экологической проблемы, застав - ляющей всерьёз задуматься о пределах исчерпаемости природных ресурсов и возможностях восстановительных процессов природы противостоять сти - хийным последствиям человеческой деятельности. Однако вызывает ли                                        сам по себе научно –технический прогресс и применение его достижений разрушение природной среды, истощение природных ресурсов и ухудшение условий человеческого существования? Одним словом: в чём же сущность экологической проблемы, какие реальные вопросы она ставит перед чело - вечеством, каковы пути её теоретического и практического решения?                     Чем же обеспечивается диалектически противоречивое единство во взаимо-действии общества и природы, человека и среды его обитания - эта пред - посылка и условие жинедеятельности человека? К.Маркс дал ответ на этот вопрос: оно обеспечивается материальным производством. «Труд есть пре- жде всего процесс, совершающийся между человеком и природой,процесс,                                    в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует. регули- рует и контролирует обмен веществ между собой и природой» (16).      Именно благодаря этому обмену веществ достигается единство человека и природы, её преобразование и приспособление её к потребностям человека, создание «второй природы» - искусственной среды обитания человека, обу – словленной особенностями его культуры и социальной организации.

       С точки зрения марксизма принципиальным является то обстоятель - ство,что взаимодействие общества и природы носит исторический харак –

тер, что формы и масштабы и тенденции этого взаимодействия изменяются в ходе общественного развития. Так, критикуя тех естествоиспытателей, которые считали,что «только природа действует на человека» и «только     природные условия определяют повсюду его историческое развитие»,        Ф.Энгельс в своё время отмечал, что подобная точка зрения «страдает         односторонностью и забывает, что и человек воздействует обратно на при - роду, изменяя её, создаёт себе новые условия существования» (15).              

       Материальное производство, деятельность человека выступают как   мощный фактор, воздействующий на среду его обитания не только в пози-

тивном, но и в негативном плане. Экология человека, его взаимодействие с окружающей средой становятся поэтому существенной проблемой, имею-   щей и самостоятельное значение, причём ключ к её решению, лежит в                  анализе социальных факторов и в учёте особенностей производства, обу - словленного этими факторами.

            Для философского анализа экологической проблемы характерно    выявление её связей с различными сторонами общественного бытия и об -             ращение к вопросам большого социального и гуманистического звучания.

Кроме чисто научного (познавательного) и технологического, а также со-                                       циально-экономического, политического (в том числе международно-право-

вого) аспектов, необходимо учитывать также большое значение социальных, культурных, идеологических,этико-гуманистических., эстетических аспектов                                 экологической проблемы, которые  и образуют её содержание как проблемы комплексной.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...