Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методологические аспекты современной экологии .




Основные понятия экологии.                   

 

           ЭКОЛОГИЯ - одна из сравнительно молодых дисциплин. Термин -   «экология» был введён в употребление в 1866 г. Эрнстом Геккелем для обо-  значения науки, изучающей отношения организмов и их популяций друг с     

другом и с окружающей средой, к которой он отнёс все условия сущест - вования в широком смысле слова. Само слово «экология» состоит из двух греческих слов (oikos -  дом, logos – наука) (2). За столетний период развития и в особенности за несколько последних десятилетий значительно расшири-лся объём экологических исследований, появились методы управления эко-логическими системами.

           При современном понимании экология относится к числу фунда - ментальных подразделений биологии, изучающей надорганизменный уровень организации. Всем уровням организации жизни (ген, клетка,орган, организм, популяция и сообщество) соответствуют известные биологические системы (генетические и клеточные системы, системы органов, системы организмов, популяционные системы и экологические системы). Объектом экологии являются системы организмов, популяционные системы и экологические системы (экосистемы),причём каждая из этих групп анализируется как сис - тема живых организмов, взаимодействующих друг с другом и со средой их  обитания и составляющих такое единство(систему), в пределах которого осу- ществляется процесс трансформации энергии и органического вещества (22).

           ЭКОСИСТЕМА - это единство, включающее все организмы на дан- ном участке территории и взаимодействующее с физической средой таким        образом, что поток энергии создаёт чётко определённую трофическую струк- туру, видовое разнообразие и круговорот веществ. Не детализируя всей струк-   туры экосистемы, можно подчеркнуть, что чаще всего зелёные растения         (продуценты) из воды и углекислого газа, используя солнечную энергию и питательные элементы, производят органическое вещество, которое в       качестве пищи используется травоядными (консументы I – го порядка),      в свою очередь являющихся пищей для плотоядных, хищников (консумен-    ты 2- го порядка). Органические остатки в экосистеме редуцентами опять                                                                                                     превращаются в минеральные вещества. Понятие экосистемы очень широ- кое и не её величина, а функциональное единство компонентов, проявляю-  щееся через наличие взаимоотношений, взаимозависимости и причинно -       следственных связей, определяет основные параметры экосистем (19).              

       Каково место человека в экосистемах? Человек среди видов живых     организмов по своим функциям является консументом 1 –го и 2 –го поряд -               ков. т.к. в качестве пищи использует продукцию как растительного, так и         животного происхождения. Но главная особенность человека и его связей    с развитием экосистемы Земли на современном этапе - влияние особого            вида деятельности – антропогенной производственной деятельности, которая   по мере своего роста всё больше преобразовывает природные экосистемы и условия их функционирования (20).

    Понятие «окружающая среда» порой путают с понятиями «окружаю- щий мир», «среда обитания», «природная среда», «культурная среда».         Поэтому методологически важно подчеркнуть, что ныне определилось чёт - кое научное содержание указанного понятия, обозначающего динамичный  результат исторически развивающегося практического взаимодействия чело-    веческих сообществ с природой Земли: совокупность материальных взаимо- связей.

      Структура окружающей среды как целое выражает её антропогенную  природу (14). Исходная сфера естественная, представляющая собой природную среду, какой она была (и отчасти является) до человека и без   вмешательства человеческой деятельности. На этой основе посредством тру-       да создаётся искуственная сфера обитания, необходимая для жизни и производственной деятельности человеческого сообщества. Зоной активного              взаимопроникновения этих двух сфер образующейся окружающей среды   представляет техносфера, где постоянно происходит превращение части естественных компонентов среды в искусственные, т.е. созданные трудом   приспособления для развития человеческой жизнедеятельности. На такой           макросферной основе формируются соответствующие микроструктуры ок- ружающей среды. Современная экология немыслима без биосферной проб -           лематики. Закономерность существования конкретных сообществ полностью раскрывается только на биосферном уровне  в процессе включения их в об- щий поток вещества и энергии. В этом плане синтез биосферной и эколо-       гической проблематики представляется необходимым и перспективным для раскрытия всего богатства связей в отношении «организм - среда» и иссле-дования целостных характеристик живых систем. Присущие биосферному

уровню биологического исследования энергетический и исторический подходы уже органически входят в современную экологию, о чём сви-            детельствуют такие её направления, как биогеохимия, биогеоценология,

палеоэкология и др. 

    Одним из первых, кто начал изучение земной оболочки - геосферы, как некого единого целого, был В.И. Вернадский. Он рассмотрел влия-  ние органического мира на формирование среды обитания, представив    

его как непрерывный процесс, влияющий на изменение структуры Земли как планеты. В.И.Вернадский впервые показал, что биосфера в единстве      её органических и неорганических компонентов функционирует как це -  лостная система и как таковая соотносится с космосом.

      Вернадский увидел возможность перехода биосферы в качественно новое состояние, которое он назвал ноосферой. Уже в начале нынешнего века, изучая роль живого вещества в эволюции планетной оболочки         В.И.Вернадский понял, что весь лик Земли, её ландшафты, толщи осадоч- ных пород обязаны жизнедеятельности. Её роль в этих процессах с появ-  лением человека возрастает многократно. А ныне деятельность человека  уже становится сопоставимой с геологическими и другими естественными причинами изменения в земной оболочке. Он уже тогда говорил о том, что человек постепенно становится основным геологическим фактором                     преобразования верхней оболочки Земли. «В последние тысячелетия наб- людается интенсивный рост влияния одного вида живого вещества - циви-  лизованного человечества - на изменение биосферы.Под влиянием науч-

ной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние -   ноосферу. Человечество закономерным движением, длившемся миллиард - другой лет, со всё усиливающимся в своём проявлении темпом, охватыва-    ет всю планету, выделяется, отходит от других живых организмов как      новая небывалая геологическая сила» (5).

         Вернадский полагал, что процесс формирования ноосферы обуслов-  лен «ростом науки, научного понимания и основанного на ней социаль- ного труда человечества» (6).

      Современная экология, расширив границы своего исследования от          отношения «организм – среда» к отношению «человек - природа»,вплот - ную приближается к постановке проблем, находившихся ранее в компе -  тенции философского анализа. Вместе с тем всё большую актуализацию приобретают и конкретно -экологические разработки. Природная среда предстаёт перед современной наукой чрезвычайно сложным образованием, требующим для раскрытия своей сущности применения как синтетической, так и аналитической методологии.

  

Методы экологии.

       Методологической основой экологии является системный подход, ориентированный на изучение интегрированных объектов и интегральных  зависимостей и взаимодействий. Системный подход в применении к ана -         

лизу экосистемы, заключается в определении образующих её составных частей и взаимодействующих с ней объектов окружающей среды, в ус-      тановлении структуры экосистемы (совокупность внутренних связей и от-   ношений) и в нахождении закона функционирования экосистемы, опре -   ляющего характер изменения компонентов экосистемы и связей между ними под действием внешних объектов.

       Системный подход изучения экосистем реализуется тремя группами       методов исследования: 1) полевые наблюдения, 2) эксперименты, 3) моде - лирование.

        Полевые наблюдения и эксперимент дают наиболее эффективные результаты, когда они реализуются на основе научной теории.Моделиро- вание основано на создании модели (подобие оригиналу),более простой лег –

ко поддающейся изучению и достаточно сходной с организмом (экосистемой). Применение концептуальных и математических моделей особенно необхо -      димо при изучении сложных экологических систем, для которых наблюде-нияются оказываются мало эффективными, а проведение экспериментов -    сомнительным или даже нежелательным. Это тем более относится к эко- лого – социальным системам - взамодействию природы и общества. Начало  глобальному моделированию в экологии положил Дж. Форрестер, который применил разработанный им ранее метод «системной динамики» для ис -     следования мировых тенденций экономического развития. Данное исследо -     вание послужило наглядным примером того, того что даже самый грубый   учёт экологических зависимостей (к тому же в предельно обобщённой фор-    ме) может привести к далеко идущим содержательным предложениям, ес-   ли найдён способ увязать в одно целое экономические, социологические             и экологические факторы (8).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...