Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура экологического знания.




                                                                                                                          

        Одной из наиболее характерных особенностей современного эко- логического знания является непрерывно возрастающая его актуальность.

В философской литературе экологические проблемы весьма активно об -       суждаются на разных уровнях и в самых разнообразных аспектах, отно -     сительно предмета экологии, чёткости в определении границ её компе -     тентности и методов исследования существуют самые разные мнения.      Предлагается множество вариантов названия современной экологии: гло - бальная экология, мегаэкология, экология человека, ноогеника, натурсо - циология, ноология, созология, экология общества, социальная экология и др.

        Если смотреть на эту проблему с точки зрения философии, то со- ставить адекватное представление о биосфере невозможно без достоверных аналитических данных о каждом её фрагменте, и наоборот, решить какую       какую – либо конкретно- экологическую задачу нельзя без знаний основных            закономерностей развития биосферы в целом, не определив, какую роль играет исследуемый конкретный объект в этом целом. Здесь в полной                  мере реализуется принцип диалектической взаимосвязи всеобщего, осо-                    бенного и единичного, где не только отдельные компоненты биосферы   отражают её природу, но и сама она как целостное образование опре-                деляет природу и сущность отдельных слагающих её компонентов.                     Тщательное исследование возможно большего круга отдельных конк -           ретных экологических взаимодействий является необходимым условием          для развития общеэкологических концепций. Причём развитие развитие последних благотворно воздействует на совершенствование первых.                            Взаимообусловливающее одновременное развитие общеэкологических и   конкретно – экологическх концепций приводит к усложнению структуры  современного экологического знания и порождает существенные затруд-           нения гносеологического и методологического характера. Специализация      и интеграция экологических направлений, усиление роли вероятностно -   статистических методов, синтез исторического и структурно –функциональ-     ного подходов определяют довольно сложную гносеологическую ситуа -       цию, сложившуюся в экологическом исследовании.

            Традиционное разделение экологического знания осуществляется        на основании следующих основных критериев (11).

             ПО ТИПАМ ОРГАНИЗМОВ (таксономическое деление).            В основе лежит принцип специфичности таксономических ответвлений органического мира. Согласно этому критерию, экология прежде всего подразделятся на экологию животных и экологию растений.  Как первая, так и вторая экология подразделяется на ряд более частных экологий. Надо отметить, что экология человека носит специфичный характер, ибо объек-том ее рассмотрения является человек, сущность которого неотрывна от его социальной природы, от форм его практической и общественной деятель-ности. Возрастающее влияние факторов антропогенного происхождения на естественное окружение придает особую значимость экологии человека, выводит ее за рамки экологии биологического профиля.

                 ПО ТИПАМ СРЕДЫ (биомам). Несколько упрощая особен-ности строения биосферы, можно сказать, что она. подобна мозаике, слагается из множества разнообразных компонентов (биомов, место-обитаний), каждый из которых имеет отчетливо выраженные естественные границы и характеризуется особым набором климатических, биотических и абиотических факторов, специфическим соотношением между интенсивным развитием (сукцессией) и периодом относительного равновесия в развитии экологических систем (климаксом). Однако следует оговорить, что диф-ференциация экологического знания по особенностям местообитания акцентирует внимание не на функциональных, а скорее на  структурных характеристиках, учитывая целостность природных комплексов географи-ческих ландшафтов. При разработке частных экологии, образовавшихся на основе ландшафтного подхода, внимание исследователя концентрируется на конкретном, четко обозначенном участке земной поверхности. Такое подразделение дает возможность не только охарактеризовать каждый природный комплекс в отдельности, но и исследовать связь между ними.                                                          

                 ПО ТИПАМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ как между самими организмами, так и между многообразными формами органического мира, посредством которых органические формы осуществляют трофический и детритный перенос веществ и энергии, всегда поражали исследователей своей сложностью и многоплановостью.

                 ПО УРОВНЯМ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОГО. Здесь дифференциация экологического знания проведена в соответствии с концеп-цией структурных уровней организации живого. Так, Ю.Одум выделяет следующие подразделения: экологию особей, экологию популяций и экологию сообществ.

Подразделение экологических исследований на отдельные специальные направления, согласно концепции структурных уровней организации живого, представляется ведущим в современной экологии. Эта концепция основы-вается на объективной иерархической упорядоченности материального мира, которому в равной степени присущи как единство, так и многообразие. Концепция структурных уровней организации жизни, подчеркивая одно-временно сущностное единство жизни и многокачественность ее проявлений в каждый конкретный момент и на определённом структурном уровне, при-водит к важному заключению о неразрывной связи специфики живого со

способом его организации.

                 ПО ВИДАМ ВОЗДЕЙСТВИЯ АНТРОПОГЕННЫХ ФАКТОРОВ НА ПРИРОДНУЮ СРЕДУ. Сюда можно отнести такие специальные отделы экологического исследования, как ресурсоведение, почвоведение, экологию города (урбанизационная экология),   инженерная экология, изучение круго-воротов воды и воздуха, продуктивности окультуренных биоценозов      (агроценозов), агрохимическая экология, исследование всевозможных видов загрязнения промышленными отходами, химикатами, радиацией (радиоэколо-гия), шумовое загрязнение и др. К этому типу можно отнести и косми-ческую, или, как её ещё называют экологию космического полета (экзо-экологию).

Развитие этих частных отраслей современного экологического исследо-вания обусловлено рядом отрицательных последствий сопутствующих научно-техническому прогрессу и имеющих определяющее влияние на современную экологическую ситуацию. Как справедливо отмечает Ю.Одум, '' совершенствование техники исследований требует от нового поколения экологов усиления активности с этих малоизученных направлениях, ибо более глубокое познание природы стимулируется ныне не одним лишь любопытством: невежество в вопросах поддержания равновесия в экосистемах становится угрозой самому существованию человека '' (18).

Все названные отрасли современной экологии, образованные согласно этому критерию, представляют собой компоненты одной из самых важных сфер приложения экологии - охраны природы и рационального использо-вания ее ресурсов. Поэтому эти отрасли получили наименование прикладных и технологических аспектов экологии.

Отдельно выделяются группа ОБЩИХ экологий, отражающих тенденцию объединения в единую концепцию всего многообразия фундаментального

отношения " человек-природа" и синтеза всех частноэкологических аспек-тов. Они и являются в настоящее время предметом дискуссий в литературе. Это прежде всего глобальная экология (мегаэкология), экология человека, экономическая экология (эконология), экология общества, социальная экология.

Дискуссия о статусе современной общей экологии во многом основывается на попытках отнести её к компетенции обществоведения или только естество-знания. “ Глобальную экологию интересуют не все виды и формы связей человека (и общества) с природой, а лишь определенные, прежде всего отношения с природой Земли как целостной системой. Глобальная экология не разрабатывает и вопрос о духовных отношениях человека с природой Земли  ” (7).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...