Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ деловой активности предприятия




Показатели оборачиваемости (деловой активности) позволяют проанализировать, насколько эффективно предприятие использует свои средства. Помимо этого, показатели оборачиваемости занимают важное место в управлении финансами, поскольку скорость оборота средств, то есть скорость превращения их в денежную форму оказывает непосредственное влияние на платежеспособность предприятия. Кроме того, увеличение скорости оборота при прочих равных условиях способствует повышению производственного потенциала предприятия. При оценке оборачиваемости средств рассчитываются следующие показатели.

Таблица 9 – Расчет коэффициентов деловой активности

Наименование показателя Предыдущий период Отчетный период Абсолютное отклонение
        5 = (4) – (3)
         
         
         

Показатели Норматив Формула для расчета Примечание
Коэффициенты оборачиваемости: оборотных активов Без норматива Коб.об.акт.= стр. 2110 / стр. 1200 Рассчитывается как чистая выручка от реализации продукции (форма «Отчет о финансовых результатах») к средней за период величине оборотных активов (форма «Бухгалтерский баланс»)
собственного капитала Без норматива Коб.с.к. = к. 2110 / к. 1300 Рассчитывается как чистая выручка от реализации продукции (форма «Отчет о финансовых результатах») к средней за период величине собственного капитала (форма «Бухгалтерский баланс»)
Продолжительность оборота, дни: оборотных активов Без норматива Доб.акт. =360 / (к. 2110 / к. 1200) Рассчитывается как отношение среднегодового количества дней к коэффициенту оборачиваемости оборотных активов
собственного капитала Без норматива Доб.с.к. =360 / (к. 2110 / к. 1300) Рассчитывается как отношение среднегодового количества дней к коэффициенту оборачиваемости собственного капитала

Далее рассчитываются показатели оборачиваемости.

1) Период обращения товарно-материальных запасов (ПОЗ) – средняя продолжительность времени, необходимая для превращения сырья в готовую продукцию и ее реализацию:

, (1)

где – среднегодовая величина товарно-материальных запасов, тыс. руб;

Срп – себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.

2) Период обращения дебиторской задолженности (ПОдз) – среднее количество дней необходимое для превращения дебиторской задолженности в денежные средства:

, (2)

где – среднегодовая величина дебиторской задолженности (только по покупателям и заказчикам).

3) Период оборачиваемости собственного капитала (ПОск) рассчитывается по формуле:

, (3)

где – среднегодовая величина собственного капитала.

На основании расчетов делаются выводы.

*Пример описания. Общая оборачиваемость имущества ООО «Звездочка» в отчетном периоде по сравнению с предыдущим периодом выросла на 1,16 оборота и составляет 3,46, т.е. срок оборачиваемости всех активов предприятия сократился примерно на 52 дня и составляет на конец отчетного периода 104 дня. Это свидетельствует о повышении общей ресурсоотдачи имущества.

Оборачиваемость оборотных активов также имеет положительную динамику – ее значение по
сравнению с предыдущим периодом увеличилось и составляет 4,43 оборота в год; период их оборачиваемости, сократившись приблизительно на 42 дня, в отчетном периоде составляет 81 день.

Анализ прибыли и рентабельности предприятия

Рентабельность – это относительный показатель, характеризующий уровень доходности предприятия, величина которого показывает соотношение результата к затратам. Рентабельность – интегральный показатель, который за счет учета влияния большого числа факторов, дает достаточно полную характеристику деятельности предприятия.

Коэффициенты рентабельности (прибыльности) характеризуют способность предприятия генерировать необходимую прибыль в процессе своей хозяйственной деятельности и определяют общую эффективность имущества предприятии и вложенного капитала.

Рассчитаем и проанализируем основные показатели рентабельности предприятия.

Коэффициент рентабельности активов (ROA) используется финансовыми аналитиками для диагностики эффективности предприятия с точки зрения доходности. Коэффициент показывает финансовую отдачу от использования активов предприятия.

Коэффициент рентабельности собственного капитала (ROE) представляет интерес для собственников бизнеса и инвесторов. Он показывает, как эффективно были использованы вложенные (инвестированные) в предприятие деньги.

Коэффициент рентабельности продаж (ROS) используется руководителем отдела продаж, инвесторами и собственником предприятия. Коэффициент показывает эффективность реализации основной продукции предприятия, плюс позволяет определить долю себестоимости в продажах. Необходимо отметить, что важно не то, сколько продукции продало предприятие, а то, сколько чистой прибыли оно заработало чистых денег с этих продаж.

 

Таблица 10 – Расчет коэффициентов рентабельности

Наименование показателя Предыдущий период Отчетный период Абсолютное отклонение
        5 = (4) – (3)
         

Показатели Норматив Формула для расчета Примечание
Рентабельность активов (ROA) >0 ROA = стр.2400/стр.1600 *100 Коэффициент рентабельности активов = Чистая прибыль / Активы   Отражает эффективность и прибыльность использования оборотных активов. Определяет величину прибыли (форма «Отчет о финансовых результатах»), приходящейся на рубль, вложенный в оборотные активы (форма «Бухгалтерский баланс»).*
Рентабельность собственного капитала (ROE) >0 ROE = 2400 / (к.1300 + к.1530) х 100 Коэффициент рентабельности собственного капитала = Чистая прибыль/Собственный капитал Характеризует эффективность использования собственного капитала. Определяет величину прибыли (форма «Отчет о финансовых результатах»), приходящейся на рубль собственного капитала (форма «Бухгалтерский баланс»)
Рентабельность продаж (ROS) >0 ROS = стр.2400/стр.2110*100 Коэффициент рентабельности продаж = Чистая прибыль/ Выручка Показывает, сколько прибыли от продаж приходится на 1 рубль реализованной продукции. Рассчитывается как отношение прибыли от продаж (форма «Отчет о финансовых результатах») к выручке от реализации продукции (форма «Отчет о финансовых результатах»)

Для оценки влияния отдельных факторов на рентабельность собственного капитала используется факторная модель:

, (4)

где В – выручка от реализации продукции, тыс. руб.;

ЧП – размер чистой прибыли (после налогообложения);

– среднегодовая величина активов.

– рентабельность продукции;

– ресурсоотдача;

– мультипликатор собственного капитала.

Данная факторная модель анализируется в табличной форме на основе метода

абсолютных разниц (табл. 11) или метода цепных подстановок.

 

Таблица 11 - Расчет влияния факторов на рентабельность собственного капитала

Факторы Базисный период Отчетный период Отклонение Влияние ΔРСК i
Рентабельность продукции        
Ресурсоотдача        
Мультипликатор СК        
Рентабельность собственного капитала     ´ ΔРСК = =ΣΔРСК i

 

По результатам анализа, проведенного в данном разделе, необходимо сделать выводы о финансовой устойчивости и платежеспособности анализируемого предприятия, его кредитоспособности и возможности высвобождения средств за счет ускорения оборачиваемости активов. Динамика показателей отображается графически.

Операционный анализ

 

В контексте управления финансовыми ресурсами операционный анализ дает возможность определить объем наличного капитала, мобилизируемого производственно-хозяйственной деятельностью предприятия, позволяет выявить зависимость финансовых результатов предприятия от объемов производства и продаж.

В рамках операционного анализа первоначально проводится анализ безубыточности, который позволяет вычислить такую сумму продаж, при которой выручка, поступаемся на предприятие, равна расходам, относимым на себестоимость продукции.

Точку безубыточности часто называют порогом рентабельности. С низким порогом рентабельности легче пережить падение спроса на продукцию или услуги, отказаться от неоправданно высокой цены реализации. Чем порог рентабельности выше, тем труднее это сделать (рис.1).

 

 
 

 

 


Рис. 1. Графическое представление порога рентабельности

 

Превышение фактической выручки от реализации над порогом рентабельности составляет запас финансовой прочности предприятия, который показывает, какое возможное падение выручки может выдержать бизнес, прежде чем начнет нести убытки.

Сила воздействия операционного рычага (операционного левериджа)проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли.Этот эффект обусловлен различной степенью влияния динамики постоянных и переменных затрат на формирование финансовых результатов деятельности предприятия при изменении объема производства. Чем больше уровень постоянных издержек, тем больше сила воздействия операционного рычага. Указывая на темп падения прибыли с каждым процентом снижения выручки, сила операционного рычага свидетельствует об уровне предпринимательского риска данного предприятия.

Расчет порога рентабельности, запаса финансовой прочности и силы воздействия операционного рычага предприятия осуществляется по алгоритму, приведенному в табл. 12. После выполнения расчетов необходимо отобразить рассчитанные показатели графически.

 

Таблица 12 - Расчет порога рентабельности, запаса финансовой прочности и силы воздействия операционного рычага

Показатель Обозначение, формула расчета Базисный год Отчетный год Изменение (+,–)
Выручка от реализации В      
Себестоимость, в т.ч.: С      
Переменные издержки1 Ипер      
Постоянные издержки Ипост      
Прибыль П = В – С      
Валовая маржа ВМ = В – Ипер = = П + Ипост      
Коэффициент валовой маржи КВМ = ВМ/В      
Порог рентабельности ПР = Ипост/ КВМ      
Запас финансовой прочности, руб. ЗФП = В – ПР      
Запас финансовой прочности, % ЗФП% = =ЗФП/В∙100      
Прибыль2 П = ЗФП∙ КВМ      
Сила воздействия операционного рычага СВОР = ВМ/П      

1 – Структура издержек предприятия определяется одним из двух методов: 1) максимальной и минимальной точки; 2) нахождения уравнения регрессии [12, 14].

2 – Прибыль, рассчитанная таким образом, должна быть равна прибыли от операционной деятельности (форма №2).

 

По итогам операционного анализа делаются выводы о состоянии производственной деятельности предприятия, которые должны содержать в тезисной форме ответы на следующие вопросы:

1. Можно ли мобилизировать наличный капитал предприятия?

2. Каков порог рентабельности и запас финансовой прочности анализируемого предприятия?

3. До какой степени можно увеличивать или снижать силу операционного рычага, маневрируя переменными или постоянными издержками, и изменять тем самым уровень предпринимательского риска?

4. Как отразится на прибыли изменение объема реализации?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...