Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Взаимосвязь личности и профессиональной ориентации




Факультет психологии

Кафедра практической психологии

 

Выпускная квалификационная работа

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

                                              Выполнила

                                                                              студентка 5 курса

                                                                              факультета психологии                 

                                                                              Одношивкина О.А.

                                                                              ______________/подпись/

                                                                               Научный руководитель

                                                                              Сараева Е.В.

                                                                               ______________/подпись/

 

Допущена к защите в ГАК

 

Зав. кафедрой                                            __________ Г.И. Корчагина

                                                                      (подпись)   

      «___»_________200 г.

      Декан факультета психологии                ___________Е.Е. Рудницкая

                                                                                  (подпись)

     «___»_________200 г.

Киров, 2006


 

 

Содержание

                                

Введение                                                                                               

 

Глава 1.Теоретические основы профессиональной ориентации                                                       

 

    1.1..Профориентация как важная составляющая профориентологии.                                                                            

                

                                                                              

    1.2. Взаимосвязь личности и сферы профессиональной деятельности                                                                              

 

 

    1.3. Психосоциальное развитие в юности

 

 

Глава 2.Исследование взаимосвязи личности и                        

профессиональной ориентации                                                  

 

    2.1.Организация экспериментального психологического

    исследования                                                                             

 

    2.2.Результаты исследования и их анализ                              

 

Заключение                                                                                         

                                                                                              

Список используемых источников                                                  

 

Приложения                                                                                     

 

Введение

 

В нашей жизни не так много ситуаций, когда приходится совершать глобальный выбор, влияющий на всю дальнейшую судьбу. По большему счету, их всего две: 1) выбор любимого человека, с которым предстоит жить; 2) выбор будущего дела, благодаря которому можно зарабатывать деньги на достойное существование, — профессии.

С первым из этих выборов можно не спешить: время, как говориться, терпит. Более того, оно явно на стороне тех, кто в данном случае не торопится; известно, что из браков, заключенных в возрасте до 20 лет, больше 80% впоследствии распадаются. Люди, спешащие как можно раньше создать собственную семью, редко бывают удовлетворены тем, что в итоге получается.

А вот со вторым из главных жизненных выборов молодым людям приходится сталкиваться ещё в школе или сразу после её окончания. Юношеский возраст во многом определяет всю дальнейшую жизнь человека. При удачном выборе профессии вера в своё призвание может избавить молодого человека от ненужных колебаний и сомнений. С какой профессией юноша или девушка свяжут свою судьбу?

Известны многочисленные факты, когда человек, искренно желающий трудиться в определённой области и получивший нужную подготовку, тем не менее терпит провал. Чем это объяснить?

 Найти себя в мире профессий означает получить возможность достойно зарабатывать, чувствовать себя нужным людям, максимально полно раскрыть свои способности, заслужить почет и уважение. Существует прямая зависимость между тем, насколько люди удовлетворены своей профессией, и тем, на сколько счастливой они воспринимают свою жизнь. С одной стороны, выбор профессии — это всегда взгляд в будущее. Чем я хочу заниматься? Чего достичь? С какими трудностями мне придётся встретиться на выбранном пути? С другой стороны, это одновременно и взгляд внутрь себя: каковы мои сильные и слабые стороны, что я готов преодолеть, чтобы добиться успеха? И в чем для меня состоит этот самый успех?

Исследование проблемы профессионального саморазвития в психологии традиционно представлено работами по профессиональному становлению, психологии профессионализма, профессиональной пригодности и адаптации по изучению психологических составляющих самоопределения и воспитания. С точки зрения деятельностного подхода в психологии развитие личности происходит в процессе успешного овладения профессиональной деятельностью, значимой для субъекта. Однако характер соотношения личностных особенностей человека и критериев успешного выполнения труда продолжает оставаться в центре внимания исследователей. Таким образом, актуальность выбранной нами темы обусловлена тем, что рассмотрение вопроса о соотношении личностных характеристик и успешности в труде остаётся в центре внимания исследователей. Становление профессионала возможно лишь в результате единства развития как профессионализма, так и личностного развития. Изучение человека в течение его жизненного пути показывает, что образование и проявление в нём качеств активного субъекта деятельности длятся до тех пор, пока эта деятельность продолжается.

Проблема учета личности в профессиональной подготовке во многих работах рассматривается в контексте отбора и расстановки кадров.

Новизна  нашей квалификационной работы заключается:

1) в выделении структурных компонентов, по которым можно диагностировать взаимосвязь профессиональных типов личности и их профессиональной ориентации;

2) в подборе методического аппарата для выявления взаимосвязи профессионального типа личности и профессиональных предпочтений.

При удачном выборе профессии вера в своё призвание может избавить молодого человека от ненужных колебаний и сомнений. Можно констатировать, что перед личностью возникают проблемы, требующие от неё определения своего отношения к профессиям, иногда анализа и рефлексии собственных профессиональных достижений, принятия решения о выборе профессии или её смене, коррекция карьеры, решения других профессионально обусловленных вопросов. И так, как же взаимосвязаны ли тип личности человека и его профессиональная ориентация?

В связи с этим цель исследования: исследовать взаимосвязь личности и профессиональной ориентации.

Предмет исследования — взаимосвязь личности и профессиональной ориентации.

Объект исследования — профессиональная ориентация старшеклассников (учащихся 11 классов г.Усинска Коми республики в количестве 70 человек: 32 девушки и 38 юношей)

Гипотеза исследования: личность взаимосвязана с профессиональной ориентацией.

Для достижения цели и доказательства гипотезы были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать психологическую и профориентационную литературу по проблеме исследования;

2. Определить профессионально ориентированные типы личности

Для проведения экспериментального психологического исследования был использован методический аппарат, в который вошли:

1. Методика «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А. Климов – определение предпочтительных профессий.

2. «Тип личности» Дж. Холланд — определение профессионально ориентированного типа личности.

3.Карта интересов

4.Карта склонностей

Математическая обработка результатов корреляцией Пирсона или Спирмена.

 Вопросами о взаимосвязи личности и профессиональной ориентации занимались такие известные психологи, как К.М Гуревич, Н.Ф.Зеер, Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова, Н.Д. Левитов, Е.А. Климов, А.Грецов, В.В. Чебышева, Б.М. Теплов, В.Ф Ломов. Методику для определения взаимосвязи типа личности и профессий разработал Дж. Холланд.

В следующих частях раскрыто понятие профориентации и классификация профессий, то, что касается взаимосвязи типа личности и профессиональной ориентации, рассмотрена роль ценностных ориентаций старшеклассников и профессиональной направленности. А затем описано проведённое экспериментальное исследование по выявлению взаимосвязи личности и профессиональной ориентации.

 

 

ГЛАВА 1

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...