Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследование взаимосвязи личности и профессиональной ориентации




2.1. Организация экспериментального психологического исследования

 

 

   На базе центра профессиональной ориентации города Усинска республики Коми было проведено экспериментальное психологическое исследование с учащимися 11«а» класса средней школы № 6 в количестве 70 человек: 32 девушки и 38 юношей.

В исследовании использовались методики:

1. Методика «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А. Климов. (9). На основе этого опросника лежит разработанная Е.А. Климовым психологическая классификация профессий, которая предназначена для профориентационной работы. Испытуемым предлагалось прочитать предложенные высказывания. Каждое из этих высказываний необходимо оценить по трём критериям. Первый критерий характеризует подготовленность испытуемого, умение что-то делать или наличие способностей; второй — отношение к определённому виду действий, третий — намерение посвятить себя этой профессии. Каждый из этих критериев формулируется следующим образом: 1) «я умею или я мог бы»; 2) «мне нравится, я хотел бы»; 3) «я намерен». Если тот или иной вариант отражает подготовленность, отношение или намерение, то нужно дать ответ «да», в противном случае — ответ «нет». Ответы необходимо дать на все высказывания. Время диагностики не ограничено. Всего 54 высказывания. Испытуемым даётся бланк ответов.

Обработка результатов осуществляется по пяти шкалам, соответствующим вышеуказанным типам профессий. Каждый положительный ответ, обозначенный знаком «+», эквивалентен одному баллу. Подсчет результатов осуществляется дифференцированно по шкалам (1 — умение, 2 — отношение, 3 —намерение) в каждом типе профессий. Затем вычисляется итоговый балл по каждой шкале (З,Т, П, Х, Ч). результаты фиксируются в бланке ответов.

Предпочтительная для испытуемого сфера деятельности (или несколько сфер) определяются по наибольшей сумме баллов. Если окажется, что в нескольких столбцах суммы баллов близки или одинаковы, предпочтение даётся той группе профессий, в которой оценки по второму и третьему параметру максимально близки к оценкам по первому параметру (умение).

Шкала оценок для определения типа профессии

 0 - 4 балла — отсутствие выраженности профессиональных предпочтений;

5 - 10 баллов — низкий уровень выраженности профессиональных склонностей;

11 – 14 баллов — средний уровень выраженности профессиональных склонностей;

15 – 30 баллов — высокий уровень выраженности профессиональных склонностей.

Исходя из теоретических данных, по истечению исследования, следует говорить о преобладании тех или иных предпочтений профессий.

3. Воробьёв А.Н., Сенин И.Г., Чирков В.И. «Опросник профессиональных предпочтений: Адаптация теста Дж. Холланда «Самонаправленный поиск». «Тип личности» Дж. Холланда — определение профессионально ориентированного типа личности. Эта методика была разработана для помощи в оптимальном планировании профессиональной карьеры. С её помощью можно исследовать профессиональные интересы и предпочтения, соотносить склонности, способности и интересы с различными конкретными профессиями, определяя круг запросов в профессиональной сфере.

Методика широко используется в профориентационной практике и имеет ряд достоинств:

a. Важным достоинством методики по сравнению с другими является её достаточно солидная теоретическая и эмпирическая база;

b. Результаты, полученные по методике Дж. Холланда, хорошо соотносятся с результатами других психодиагностических методик, определяющих как интересы и склонности, так и личностных.

c. Методика Холланда даёт вывод на конкретные профессии, поэтому её удобно применять как при профотборе, так и при проведении экспресс-диагностики с целью определения обоснованности выбора.

В исследовании используется первый вариант методики «Самонаправленный поиск» (для 11 класса). Тест состоит из двух частей: 1)часть. Из 42 пар различных профессий. Оптант из каждой пары может выбрать только одну профессию, наиболее предпочитаемую. Однако если он не в состоянии предпочесть какую-либо из двух предложенных в паре профессий, то может пропустить эту пару, но в какой-то другой паре уже обязан выбрать две профессии. В результате необходимо выбрать 42 профессии.

Обработка осуществляется по шести шкалам, которые соответствуют шести типам личности. Для получения результатов по каждой шкале, испытуемый должен подсчитать количество отмеченных вариантов ответов и в строке «сумма» бланка ответов написать баллы. Каждый выделенный ответ эквивалентен одному баллу.

Полученный результат испытуемого показывает степень соответствия каждому из шести типов личности. Чем выше количество баллов по какой-либо шкале, тем больше соответствие испытуемого данному типу личности и тем сильнее его интересы в этой области, а следовательно, тем выше степень соответствия тем или иным профессиям. 2)часть. Большенство профессий с приводимыми кодами расклассифицированы по 5 сферам профессий Климова, что позволяет выявить оптимальное соотношение между ведущими типами и сферой. Кроме того, справочный материал облегчает проведение диагностики в мини-групповых профконсультациях, когда требуется быстро ориентироваться в ситуации, отвечая на вопрос оптанта, подходит или не подходит ему выбранная профессия, и решая вопрос о необходимости для него индивидуальной профконсультации(4).

 3. Методика «Карта профессиональных интересов» А.Е. Гломштока (модификация А.А. Азбель, А.Г. Грецова)— позволяет конкретизировать, в каких из областей сосредоточены профессиональные интересы. Учащимся предлагалось оценить ряд утверждений о различных видах занятий, которые они смогут освоить в будущем, следующим образом:

«++» —очень нравится, хотелось бы заниматься; «+» —нравится, но не очень; «0» — сомневаюсь; «-» — не хотел бы заниматься, не нравится; «- -» — совершенно не нравится, совсем не хотел бы работать. Отвечать на вопросы нужно не пропуская ни одного из них. За каждый знак «+» в бланке ответов проставляется +1 балл, за каждый знак «-» проставляется –1 балл, за нулевой ответ — 0 баллов. В каждом из 29 столбцов бланка ответов подсчитывается количество положительных и отрицательных баллов.

Исходя из структуры бланка ответов определяются следующие виды профессиональных интересов (по столбцам). Чем больше положительных ответов в столбце, тем выше степень выраженности интереса к данному виду профессиональной деятельности: биология, география, геология, медицина, лёгкая и пищевая промышленность, физика, химия, техника, электро- и радиотехника, металлообработка, деревообработка, строительство, транспорт, авиация и морское дело, военные специальности, история, литература, журналистика, общественная деятельность, педагогика, юриспруденция, сфера обслуживания, математика, экономика, иностранные языки, изобразительное искусство, сценическое искусство, музыка, физкультура и спорт.

Уровни выраженности: от –12 до –6 — высшая степень отрицания данного интереса; от –5 до –1 — интерес отрицается; от+1 до +4 — интерес выражен слабо; от +5до +7 — выражен интерес; от +8 до +12 — ярко выраженный интерес.

4. Карта склонностей. Испытуемым предлагается ответить на 98 вопросов: если ответ положительный, то ставить «+». ответы ставят в бланке ответов, состоящем из 14 столбцов. при обработке результатов подсчитывается сумма баллов в каждом столбце и записывают внизу каждого столбца. Отмечаются те столбцы, по которым набралось наибольшее количество баллов. Наличие общей оценки в столбце по вертикали (от5 до7 баллов) указывает общее направление индивидуальных склонностей человека и силу их проявления в 14 сферах деятельности: спортивно-физическая, организаторская, аналитико-математическая, конструкторско-техническая, обращение со знаковыми системами, коммуникативная, художественная, изобразительная, музыкальная, филологическая, природоохранная и сельскохозяйственная, последние три социально-педагогическая. Если получились высокие показатели в столбцах 2-6 (сумма в двух столбцах от 10 до 14 баллов) — то это свидетельствует о том, что у испытуемого хорошо развиты коммуникативные и организаторские способности, важные для управленцев, менеджеров, педагогов, воспитателей. Наличие высокой суммарной оценки в столбцах 3-5 (от 15 до 21 балла) — свидетельство выраженных склонностей и интересов, необходимых для выбора профессии технического профиля. Высокие показатели в столбце 11 (от 5 до 7 баллов) говорят о склонности к природоохранной деятельности, а в сочетании с высокими данными в столбце 12— склонности к профессиям медицинского профиля. Высокие суммарные показатели в столбцах 8-10 (20-28 баллов) свидетельствуют о художественно-изобразительных данных человека и помогает реализовать творческие потенциал в любой профессии. А высокие показатели в столбцах 2, 6, 12, 13, 14 (25-35 баллов) говорят о наличии склонности к профессиям социальной сферы.

Для математической обработки результатов использовался коэффициент корреляции Пирсона.

Для математической обработки результатов использовался коэффициент корреляции рангов Спирмена. Коэффициент корреляции рангов, предложенный К.Спирменом, относится к непараметрическим показателям связи между переменными, измеренными в ранговой шкале. При расчете этого коэффициента не требуется никаких предположений о характере распределений признаков в генеральной совокупности. Этот коэффициент определяет степень тесноты связи порядковых признаков, которые в этом случае представляют собой ранги сравниваемых величин. Число ранжируемых признаков может быть любым.

 

2.2. Результаты исследования и их анализ

 

   1. Результаты исследования по методике «карта склонностей» представлена в таблице (приложении 1). Проанализировав данные получили следующее: преобладание 1) коммуникативных и организаторских склонностей — 10 чел,

3) технические склонности — 16 чел,

4) склонности в природоохранной и медицинской деятельности — 9 чел,

5) художественно-изобразительные склонности — 11 чел,

6) склонности к профессиям социальной сферы — 6 чел,

7) организаторские и технические склонности — 7 чел,

8) организаторские и природоохранные, медицинские склонности — 2 чел,

9) организаторские и художественно-изобразительные склонности — 2 чел,

10) организаторские и склонности к профессиям социальной сферы — 7 чел.

4. Результаты исследования по методике «карта интересов» представлены в таблице (Приложение 2). Анализ результатов показал следующие интересы:

1) биология — 3 чел,

2) география —1 чел,

3) медицина — 6 чел,

4) физика — 1 чел,

5)  химия — 4 чел,

6) техника — 6 чел,

7) электротехника —5 чел,

8) военные специальности — 1 чел,

9) журналистика — 1 чел,

10)общественная деятельность — 8 чел,

11) педагогика — 6 чел,

12) право, юриспруденция — 6 чел,

13) сфера обслуживания — 1 чел,

14) математика — 5 чел,

15) экономика — 3 чел,

16) изобразительное искусство — 4 чел,

17) сценическое искусство — 2 чел,

18) музыка — 7 чел.

3. Результаты исследования по методике Дж. Холланда по определению профессионально ориентированного типа личности показали: 1) социальный тип — 15 чел, 2) реалистический тип — 13 чел, 3) предпринимательский тип — 11 чел, 4) художественный тип — 13 чел, 5) конвенциальный тип — 6 чел, 6) интеллектуальный тип — 12 чел.

4. Результаты «Дифференциального диагностического опросника» Е.А. Климова по определению профессиональных предпочтений личности показали следующее: 1)профессии типа «человек — человек» — 26 чел, 2) «человек — техника» —13 чел, 3) «человек — природа» — 8 чел, 4) «человек — знаковая система» —10 чел, 5) «человек — художественный образ» — 13 чел.

Распределим всех испытуемых на профессиональные типы личности.

                                                                                                       Таблица 2

                             Социальный тип личности

№ исп   Профессия Склонности Интересы
1 1 Человек-человек 1; 6 18
 12 2 Человек-человек 4 4
13 3 Человек-человек     4 4
14 4 Человек-человек 6 20
22 5 Человек-человек 1; 6 20
23 6 Человек-человек 4 4
25 7 Человек-человек 6 21
27 8 Человек-человек 1; 6 19
36 9 Человек-человек 1; 6 20
37 10 Человек-человек 6 19
46 11 Человек-человек 6 20
52 12 Человек-человек 1; 6 19
54 13 Человек-человек 6 21
62 14 Человек-человек 6 20
65 15 Человек-человек 1; 6 20

 

1) Выбор профессии: 100% — человек —человек.

2) Выбор склонностей: 40% — 1;6 (организаторские склонности и склонности социальной сферы деятельности); 40% — 6 (склонности социальной сферы деятельности); 20% — склонности к медицинской деятельности.

3) Выбор интересов: 40% — 20(интерес к педагогике); 20% — 4(интерес к медицине); 20% — 19(интерес к общественной деятельности); 13,3% — 21(интерес к праву и юриспруденции); 6,7% — 18(интерес к журналистике).

                                                                                                            Таблица3

                                    Реалистический тип личности

№ исп   Профессия Склонности Интересы
2 1 Человек-техника 2 6
3 2 Человек-техника 2 8
6 3 Человек-техника 2 15
11 4 Человек-техника 2 9
16 5 Человек-техника 2 8
24 6 Человек-техника 2 8
30 7 Человек-техника 2 9
35 8 Человек-техника 1; 2 9
38 9 Человек-техника 1; 2 8
40 10 Человек-техника 2 9
45 11 Человек-техника 2 8
55 12 Человек-техника 1; 2 8
67 13 Человек-техника 2 9

 

1) Выбор профессии: 100% — человек — техника.

2) Выбор склонностей: 76,9% — 2(технические склонности); 23,1% — 1;2(организаторские и технические склонности).

3) Выбор интересов: 46,1% — 8(интерес к технике); 38,5% — 9(интерес к электротехнике); 7,7% — 6(интерес к физике) и 7,7% — 15(военные специальности).

 

                                                                                                           Таблица 4

                                Предпринимательский тип личности

№ исп   Профессия Склонности Интересы
4 1 Человек-человек 1 24
10 2 Человек-человек 1 19
17 3 Человек-человек 1 19
20 4 Человек-человек 1 22
21 5 Человек-человек 1 19
32 6 Человек-человек 1 19
34 7 Человек-человек 1 21
42 8 Человек-человек 1 21
44 9 Человек-человек 1 21
48 10 Человек-человек 1; 6 21
57 11 Человек-человек 1 21

 

1) Выбор профессии: 100% — человек — человек.                                                                

2) Выбор склонностей: 90,9% — 1(организаторские склонности); 9,1% — 1;6(организаторские склонности и склонности социальной сферы).

3) Выбор интересов: 45,4% — 21(интерес к праву и юриспруденции); 36,4% — 19(интерес к общественной деятельности); 9,1% — 24(интерес к экономике); 9,1% — 22(сфера обслуживания).

                                                                                 Таблица 5

                                Конвенциальный тип личности

                                                                                     

№ исп   Профессия Склонности Интересы
7 1 Человек- знаковая система 1; 2 23
18 2 Человек- знаковая система 2 24
19 3 Человек- знаковая система 1; 2 24
33 4 Человек- знаковая система 2 23
47 5 Человек- знаковая система 2 23
53 6 Человек- знаковая система 2 23

 

1) Выбор профессии: 100% — человек — знаковая система;

2) Выбор склонностей: 66,7% — 2(склонности к технике); 33,3% — 1;2(организаторские и технические склонности);

3) Выбор интересов: 66,7% — 23(интерес к математике); 33,3% — 24(интерес к экономике).

                                                                                                    Таблица 6

                             Интеллектуальный тип личности

№ исп   Профессия Склонности Интересы
8 1 Человек- знаковая система 2 7
9 2 Человек- знаковая система 1; 2 7
28 3 Человек- природа 3 1
39 4 Человек- природа 3 1
49 5 Человек- природа 3 2
50 6 Человек- природа 3 7
56 7 Человек- знаковая система 2 23
60 8 Человек- природа 3 7
61 9 Человек- природа 3 1
63 10 Человек- природа 3 2
69 11 Человек- знаковая система 1; 2 23
70 12 Человек- природа 3 1

 

1) Выбор профессии: 66,7% — человек — природа; 33,3% — человек — знаковая система.

2) Выбор склонностей: 66,6% — 3(склонности к природоохранной деятельности); 16,7% — 1;2(организаторские и технические склонности); 16,7% —2(технические склонности).

3) Выбор интересов: 33,3% — 7(интерес к химии); 33,3% — 1(интерес к биологии); 16,7% — 2(интерес к географии); 16,7% — 23(интерес к математике).

 

                                                                               Таблица 7

                                     Художественный тип личности

№ исп   Профессия Склонности Интересы
5 1 Человек- худож. образ 1; 5 27
15 2 Человек- худож. образ 5 28
26 3 Человек- худож. образ 5 28
29 4 Человек- худож. образ 5 28
31 5 Человек- худож. образ 5 26
41 6 Человек- худож. образ 5 27
43 7 Человек- худож. образ 1; 5 28
51 8 Человек- худож. образ 5 28
58 9 Человек- худож. образ 5 26
59 10 Человек- худож. образ 5 26
64 11 Человек- худож. образ 5 28
66 12 Человек- худож. образ 5 28
68 13 Человек- худож. образ 5 26

 

1) Выбор профессии: 100% — человек —художественный образ.

2) Выбор склонностей: 84,6% — 5(художественно-изобразительные склонности); 15,4% — 1;5(организаторские и художественно-изобразительные склонности);

3) Выбор интересов: 53,9% —28(интерес к музыке); 30,7% — 26(интерес к изобразительному искусству); 15,4% — 27(сценическое искусство).

 

Чтобы определить существует ли взаимосвязь между результатами диагностик, нужно провести математическую обработку результатов.

 Для этого закодируем данные и проведём обработку с помощью корреляции…, т.к. она предназначена для определения взаимосвязи между несколькими различными показателями одной выборки.                                        

??? используем коэффициент корреляции Пирсона с использованием математической программы SPSS «Стадия 0.06».                                             

Для математической обработки результатов использовался коэффициент корреляции рангов Спирмена. Коэффициент корреляции рангов, предложенный К.Спирменом, относится к непараметрическим показателям связи между переменными, измеренными в ранговой шкале. При расчете этого коэффициента не требуется никаких предположений о характере распределений признаков в генеральной совокупности. Этот коэффициент определяет степень тесноты связи порядковых признаков, которые в этом случае представляют собой ранги сравниваемых величин. Число ранжируемых признаков может быть любым.

 

.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, юность — это период, главными целями которого является выбор профессии и самоопределение. В юности человек стремится к самоопределению как и личность, как и человек, включенный в общественное производство в трудовую деятельность. Поиск профессий — важнейшая проблема юности.

Способности — индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешности выполнения той или иной продуктивной деятельности.

При разговоре об способностях психологи обычно подчеркивают три аспекта: 1) способности — это индивидуальные особенности, отличающие людей друг от друга; 2) под способностями понимаются не всякие индивидуальные особенности, а только те, которые влияют на успешности деятельности; 3) способности не сводятся к имеющимся знаниям, умениям, жизненному и профессиональному опыту человека, а выступают предпосылками для их освоения.

Принято выделять общие и специальные способности.

При выборе профессии важно учитывать помимо способностей и ряд психологических качеств: темперамент, черты личности, интересы. Такие качества личности, как интересы и жизненные ценности, оказывают существенное влияние на то, как человек реализует себя в профессии. Если профессия предъявляет не очень высокие требования к способностям, а для успеха в ней достаточно освоить работу среднего уровня сложности, то на первое место по значимости будет интерес. Если даже способностей недостаточно, при увлечении обучением и работой это вполне удаётся компенсировать.

Дж. Холланд разработал методику диагностики «Тип личности», которая позволяет определить профессиональные предпочтения и интересы и тем самым показал связь личности и профессиональной ориентации.

Таким образом, профессиональная ориентация является важной составляющей профориентологии. «Профессиональная ориентация — это комплекс мер, направленных на то, чтобы помочь человеку принять и воплотить в жизнь обоснованное решение о выборе профессии и специальности и определиться с тем, какое образование для этого следует получить и где» (6, с.19). Основных функций у него три:

1. Диагностика: проведение психологических (а иногда и физиологических) тестов, которые позволят определить интересы и способности, личностные качества и другие сильные и слабые стороны для будущей профессии.

2. Консультирование: общение, направленное на помощь в более полном осознании своих мотивов выбора профессии, поиск ресурсов (сильных сторон, на которые можно опереться в будущей работе), конкретизацию профессиональных намерений и планов.

3. Информирование: предоставление клиенту необходимой информации о профессия, которые его интересуют (содержание и условия труда, важные для их освоения качества, противопоказания, возможности для карьерного роста и т.п.), об учебных заведениях, где готовят к работе по этим профессиям, о конкретных вакансиях и т.п.

Для профориентационной работы предназначена психологическая классификация профессий. В отечественной психологии наибольшую известность получила психологическая классификация профессий, разработанная Е.А.Климовым.

Успешно выбранная профессия — та, которая соответствует возможностям человека, которой он увлечен и которая востребована обществом.

   При работе над темой, поставленные задачи были решены:

1. Проанализирована психологическая и профориентационная литература по проблеме исследования;

2. Определены профессионально ориентированные типы личности

   Гипотеза исследования: личность взаимосвязана с профессиональной ориентацией — подтвердилась.

В связи с этим цель исследования: исследовать взаимосвязь личности и профессиональной ориентации —достигнута.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...