Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Применение классического обусловливания




Вы, вероятно, уже поняли, какую важную роль играет классическое обуслов­ливание в формировании ваших страхов, установок и суеверий. Теперь давайте вы­ясним, как классическое обусловливание может помочь вам в самых разных ситуа­циях, например, когда вы играете какую-нибудь роль в театральном представлении или просто пытаетесь преодолеть, допустим, страх или нежелательную привычку в поведении.

Актерская игра и притворство

Для того чтобы играть убедительнее, актеры часто с помощью классического обусловливания заставляют себя испытывать изображаемые ими эмоции на самом деле. Во многих актерских школах используется методика, согласно которой буду­щие актеры вспоминают какие-либо эпизоды из своей жизни, вызвавшие у них од­нажды соответствующие сильные эмоции. Чтобы вызвать грусть и искренние слезы, можно вспомнить несчастную любовь или смерть близкого родственника. Если в пьесе есть сцена, где нужно плакать, то воспоминания о подобных печальных собы­тиях могут в нужный момент довести актера до слез. Точно так же, чтобы сыграть сильный испуг, актер может представить себе, что к нему подползает ядовитая змея Актеры, пользующиеся этим методом, выглядят на сцене более естественно.

Возможно, вам случается попадать в такие ситуации, когда вам хочется скрыт! свои истинные чувства. Довольно забавно наблюдать, как неуклюжий человек проливает суп себе на колени, но вы, конечно, не захотите своим смехом смутить его еще сильнее. Воспользовавшись опытом актеров, вы можете выйти из положения, поразмышляв о чем-нибудь серьезном — например, о выпускных экзаменах. Искреннее серьезное выражение вашего лица, безусловно, скроет обидный смех.

Упражнение 3.4

В воскресенье близкая подруга пригласила вас и свою начальницу на завтрак. Вашей подруге хочется произвести на начальницу хорошее впечатление и доставить ей удовольствие. Начальница рассказывает «бородатые» анекдоты и кажется вам полнейшей занудой. Но поскольку вам не хочется обижать подругу, вы притворяетесь, что не знаете ответа на вопрос: «Как вы думаете, зачем сумасшедший выбросил часы в окно?» И она победоносно произносит концовку анекдота: «Он хотел посмотреть, как летит время», а вам с трудом удается выдавить вежливый смешок. Но занудная начальница продолжает свой монолог, состоящий из сплошных анекдотов про сумасшедших. Как с помощью классического обусловливания вы можете убедительно изобразить веселье, якобы вызванное именно остроумием, на которое так претендует начальница?

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

Борьба с фобиями

В большинстве случаев боязнь чего-либо возникает у человека по следующей схеме Мальчик, которого укусила злая шавка, начинает бояться всех собак Хотя собаки его больше не кусают, а некоторые из них даже пытаются с ним подружить­ся, его трясет уже от одного вида собаки Образ собаки ассоциируется у него с бо­лью, которую причинила ему та шавка Когда мальчик вырастет, он будет стеснять­ся своего страха и испытывать из-за этого большие неудобства

Методы классического обусловливания могут помочь ему побороть этот страх Психолог может попробовать заменить его более приятной эмоциональной реакци­ей Когда мальчик сидит на коленях у своей мамы и она его обнимает, ему, скорее всего, спокойно и радостно И для начала, пока он чувствует себя в полном покое и безопасности, можно заговорить с ним о собаке, показать ему картин­ку с ее изображением Далее, используя ту же приятную ассоциацию, можно перейти к игрушечной собачке, а затем, наконец, и к настоя­щей Если психолог достигнет поставленной цели, то постепенно по­явление собаки начнет вызывать у мальчика не болезненные, а прият­ные эмоции

Такой метод постепенного устранения ассоциаций, вызывающих страх, называется десенсибилизацией. Как указано в Приложении 3 1, психологи начали применять десенсибилизацию много лет назад, что­бы помочь людям, которые боялись летать на самолетах, избавиться от этого страха Этот же метод успешно используется для борьбы с боязнью высоты и толпы

Упражнение 3.5

Тридцатипятилетняя женщина пятнадцать лет назад бросила институт из-за плохой успеваемости Каждый раз, когда ей возвращали контрольную работу, она испытывала унижение, так как обычно ее оценка была хуже всех в группе Теперь она занимается на курсах по психологии в местном муниципальном колледже и ужасно боится сдавать экзамены И вот преподаватель объявляет, что на следую­щей неделе состоится первая контрольная Женщина начинает паниковать

Но ее преподаватель психологии, профессор Олхарт, знает, что за прошедшие пятнадцать лет она научилась отлично разбираться во всех тонкостях игры в бейс­бол Сначала профессор задает ей несколько вопросов, касающихся бейсбола Она отвечает прекрасно, очень довольна и гордится собой Затем ей предлагают короткую письменную контрольную на тему бейсбола, и опять она успешно с этим справ­ляется В конце концов она сдает экзамен, в который включены вопросы по бейсбо­лу вперемешку с вопросами по психологии

а Каким методом пользуется профессор?" _____________________

б Почему этот метод помогает женщине избавиться от волнения и боязни экзаменов? _____________________________________

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

Нежелательное поведение

Психологи пользуются принципами классического обусловливания, чтобы по­мочь людям избавиться от таких нежелательных привычек, как ночное недержание мочи (энурез), употребление наркотиков и пристрастие к алкоголю. Недавно прове­денные исследования показали, что ночное недержание мочи излечимо чисто тера­певтическими методами, если, конечно, не осложнено какими-либо другими пато­логиями. Ночное недержание мочи возникает из-за того, что ребенок не просыпает­ся, когда его мочевой пузырь переполнен. В результате ребенок мочится в постель. Один психолог изобрел устройство, которое с помощью электродов, подключенных к простыне, реагирует на мочу. Как только начинается мочеиспускание, звонит бу­дильник, и ребенок просыпается. Лечение построено на стандартной процедуре классического обусловливания. Звон будильника вызывает рефлекторную реакцию в форме пробуждения. Будильник звенит одновременно с началом мочеиспускания, что само по себе сигнализирует о том, что мочевой пузырь полон. Сначала ребенок будет просыпаться, когда звонит будильник, затем звон будильника свяжется у него в сознании с ощущением переполненности мочевого пузыря. Через несколько но­чей ребенок начнет просыпаться уже от самого этого ощущения, независимо от того, звонил или нет будильник. В Приложении 3.2 описано аналогичное устройство для борьбы с храпом.

Для избавления от пристрастия к алкоголю или наркотикам применяется не­много другая процедура. Один из методов, использование которого привело к опре­деленному успеху, состоит в том, что к спиртным напиткам добавляют вещество, вызывающее рвоту. При приеме внутрь таких веществ, которые называются эметикоми, нормальной рефлекторной реакцией человека является рвота. Если это веще­ство подмешано к алкогольным напиткам и принимается одновременно с ними, то у алкоголика может возникнуть столь сильная ассоциация, что он будет чувствовать тошноту при одном только виде выпивки. Правда, у этого метода имеется одно серьезное ограничение: чрезвычайно трудно уговорить алкоголика согласиться на такое лечение.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...