Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Использование классического обусловливания в медицине




Людям, страдающим от болезненных симптомов и желающим улучшить свое состояние, классическое обусловливание помогает гораздо лучше, чем алкоголикам. Например, химиотерапия, применяющаяся для лечения рака, часто вызывает такой побочный эффект, как тошнота. У большинства пациентов эта тошнота начинает ассоциироваться с пищей (а не с лекарствами), и они отказываются от нормального питания. Броуберг и Бернштейн (Broberg and Bernstein, 1987) после приема химио-терапевтических средств и перед следующей едой давали детям кокосовые и мускат­ные леденцы. Дети связывали возникавшую у них тошноту с конфетами и ели потом гораздо лучше, чем дети, не получавшие конфет. Многие лекарства имеют серьезные побочные эффекты. Например, средства против аллергии часто вызывают сонливость. Сэмпсон и Джоули (Sampson and Jolie, 1984) давали детям лекарства от аллергии с сильным запахом. Дети связывали ле­карство и запах, и в дальнейшем их аллергическая реакция ослабевала от одного только запаха.

Упражнение 3.6

Вкратце опишите, каким образом, по-вашему, могли бы использовать метод классического обусловливания нижеперечисленные люди.

а. Актриса, которая должна изобразить, что испытывает тошноту

б. Девочка, которая хочет стать врачом, но боится вида крови

в. Мальчик, страдающий энурезом

г. Онколог, который стремится нормализовать аппетит у своих больных.

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

ОПЕРАНТНОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ

Хотя большинство наших страхов и привычек и появились в результате классического обусловливания, многие психологи-бихевиористы считают, что наши действия обусловлены еще и тем, как на них отвечает внешний мир, иначе говоря – обратной связью. Представьте себе, что вам надо с завязанными глазами попасть мячом в цель. Вы бросаете мяч раз, другой, но никто не сообщает вам результатов ваших бросков. А без такой обратной связи, без знания степени успешности своих действий вы не сможете научиться попадать в цель. Для этого вам нужны комментарии типа «Хороший бросок», «Почти попал» и даже такие негативные, как «Ну и мазила». В будете стараться получать благоприятные отзывы и избегать обидных замечаний. Вы научитесь делать то, за что можете получить поощрение, и будете избегать нежелательного поведения. Например, если вы своевременно сдадите порученную вам работу, вас похвалит начальник, а в дальнейшем вас могут премировать или даже повысить в должности. И наоборот, если вы спите за рабочим столом, можете поте­рять работу.

Научение, которое происходит под влиянием поощрений и наказаний, носит название оперантного либо инструментального обусловливания. Оба термина обозначают одни и те же методы обусловливания, основанные на поощрениях и на­казаниях. В классическом обусловливании главную роль играют ассоциации. В оперантном — ключевыми моментами являются поощрение и наказание. Именно они и обеспечивают обратную связь.


Положительное подкрепление

Предположим, вам пообещали вознаграждение за то, что вы двенадцать часов просидите на верхушке столба. Вознаграждением же оказалась всего лишь одна кон­фетка. Вряд ли вы когда-либо согласитесь сидеть на столбе еще раз. Скорее всего, нет, разве что у вас возникнет страстное желание съесть именно такую конфетку. Однако, как правило, такое поощрение не может стать положительным подкреплением. Положительное под­крепление должно обязательно приводить к стимуляции какого-либо поведения. Что, например, могло бы заставить вас снова залезть на столб и просидеть там опять целый день? Возможно, хорошим поло­жительным подкреплением для вас могла бы оказаться новая машина, статья в газе­те с крупным заголовком или предложение сниматься в кино. Если вас не устраива­ют такие подкрепления, то, может быть, вы согласились бы сидеть на столбе за при­глашение в Белый дом или за туристическую путевку в Грецию. Или, может быть, вам было бы достаточно просто улыбки своей подружки. Для того чтобы положи­тельное подкрепление действовало эффективно и стимулировало какое-либо пове­дение, оно должно быть наиболее подходящим для данного человека. Найти пра­вильное подкрепление бывает нелегко. Одних людей можно поощрять деньгами, а другим предпочтительнее внимание и одобрение окружающих. Психологи-бихевиористы даже считают, что человек вообще формируется только благодаря воздействию всевозможных подкреплений. Если вы, например, разговорчивы, значит, ва­ши родители и друзья постоянно поощряли в вас это качество. Порой для такого положительного подкрепления достаточно просто быть вежливым в разговоре.

Но для того чтобы подкрепление было эффективным, оно должно быть обяза­тельно связано именно с желаемым действием. Если хозяин учит свою собаку ко­манде «служить», но выдает ей вознаграждение в виде печенья только через час пос­ле того, как она встанет на задние лапы, то животное не поймет, что печенье являет­ся наградой именно за выполненную команду. Вместо этого собака может связать получение печенья с чем-нибудь, что делала совсем недавно, — с лаем, грызением мебели или преследованием кошки.

Упражнение 3.7

Муж подает жене в постель завтрак, состоящий из французского шампанского и свежей клубники. Жена молча поглощает завтрак и оставляет его без всяких ком­ментариев. Через две недели, прочитав в курсе психологии о необходимости поло­жительных подкреплений, она решает, что было бы неплохо, если бы муж почаще подавал ей завтрак в постель. Придя домой, она вручает мужу один цент.

Найдите две ошибки в ее действиях.

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

Отрицательное подкрепление

Отрицательное подкрепление, так же как и положительное, применяется для выработки определенного вида поведения. Но в то время как положительное подкрепление использует в качестве награды что-либо приятное, отрицательное связано с устранением неприятных моментов. Предположим, ваш сосед по комнате постоянно пилит вас за то, что вы всюду разбрасываете свою грязную одежду и не убираете комнату. Если вы будете соблюдать на своей половине порядок, он не будет вас пилить. Вы не мое хотите, чтобы вас пилили, поэтому вы кладете одежду на место и под­держиваете в комнате чистоту. Во многих случаях желание избежать отрицатель­ного подкрепления является эффективным средством стимуляции желаемого пове­дения.

Наказание

В результате наказания происходит сдерживание какого-либо вида поведения или снижение вероятности его проявления. Наказание может быть очень эффектив­ным. Исследование, проведенное Шерманом и Берком (Sherman and Berk, 1984), по­казало, что если муж привык бить свою жену, то обычно достаточно арестовать его за это всего на сутки, чтобы затем в течение полугода он вел себя более спокойно.

Тем не менее во многих случаях наказание оказывается неэффективным На­пример, воры, отсидев свой срок, начинают красть снова, как только выходят на сво­боду Кошку как ни наказывай за воровство, она все равно продолжает тащить все, что ни попадя, особенно в отсутствие хозяев Девочка-подросток, которую не вы­пускают из дома из-за какой-нибудь провинности, придумает какой угодно хитроум­ный план, лишь бы выбраться из дома и пойти туда, куда ей хочется

Более того, с наказаниями связано и множество других проблем Как правило, наказание подавляет какую-либо реакцию лишь на короткое время В большинстве случаев нежелательная реакция через некоторое время проявляется снова Если вас раздражает, что ваш братишка в течение всего обеда топает ногой, вы можете ре­шить, что самой подходящей реакцией с вашей стороны будет самому пнуть его Ваше «наказание» может привести к прекращению топанья в данный момент, но в дальнейшем нежелательное поведение, скорее всего, повторится Точно так же мать, которая моет дочери рот с мылом, чтобы очистить ее речь от нежелательных выражений, может вскоре узнать, что дочь продолжает все так же высказываться в ее отсутствие К тому же люди часто наказывают других, будучи расстроены или рассержены В результате наказание оказывается малоэффективным или совсем неуместным.

 

Как наказывать?

Эффективное наказание может помочь прекратить нежелательное поведение. Но если наказание выбрано неправильно, порой возникают неожиданные побочные эффекты.

Иногда то, что мы считаем наказанием, несет в себе элементы положительного подкрепления. Учительница думает, что накажет семилетнего мальчика, крикнув:

«Майк, хватит скакать. Ты что, совсем не можешь сидеть спокойно?!» На самом же деле Майку удалось обратить на себя всеобщее внимание, чего он, собственно, и добивался: одноклассники, все как один, обернулись, чтобы посмотреть на него, и учительница занята исключительно им. То, что она считала наказанием, на самом деле оказалось положительным подкреплением. Теперь Майк знает, что в следую­щий раз, когда ему захочется обратить на себя внимание, достаточно будет встать с места. Аналогичным образом хоккеист, сев на скамейку штрафников за грубую игру и драку на поле, часто получает поддержку от зрителей. Вполне вероятно, что, вновь выйдя на поле, он будет вести себя еще грубее, чтобы болельщики обратили на него еще больше внимания. В Приложении 3.3 описаны некоторые способы наказания, авторы которых творчески подошли к этой проблеме

Психологи разработали несколько рекомендаций по выбору наказаний. Вот четыре важнейших из них:

• Избегайте одновременного применения поощрения и наказания.

• Наказывайте непосредственно вслед за ситуацией, вызвавшей необходи­мость в наказании, или воспроизводите эту ситуацию снова.

• Избегайте слишком мягких наказаний.

• Используйте наказание, соразмерное проступку.

Упражнение 3.8

Представьте себе, что муниципальный совет рассматривает вопрос о том, как справиться с проблемой мусора в парках и на улицах. После нескольких публичных обсуждений предложено четыре варианта постановления. Какое из них порекомен­довали бы вы, основываясь на правилах выбора наказаний, и почему?

Любое лицо, загрязняющее парки и улицы города или как-либо иначе нанося­щее ущерб их внешнему виду:

а Будет оштрафовано на сумму в один доллар. Штраф должен быть выплачен в течение двух лет с момента нарушения.

б. Будет оштрафовано на сумму не менее 2000 долларов. Штраф должен быть выплачен в течение одного часа с момента нарушения.

в. Будет оштрафовано на сумму в двадцать долларов и обязано два часа отра­ботать на уборке города, что должно быть выполнено в течение семи дней с момента нарушения.

г Будет обязано отработать один час на уборке города. Учащиеся городских школ будут отрабатывать вместо занятий в школе.

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

Виды наказаний

Выделяют несколько категорий, или видов, наказаний. Куперсмит (Cooper-smith, 1967) описал три основных типа.

Телесные наказания. Телесные наказания — причинение человеку физической боли в ответ на нежелательное поведение. Шлепки, порка, пощечина и ^дар кулаком — все это квалифицируется как телесные наказания. Родители, при­меняющие телесные наказания, учат своих детей, кроме всего прочего, еще и тому, что физическая сила дает человеку власть над другими. В результате их дети могут стать враждебными и агрессивными по отношению к лю­дям и пользоваться насилием для достижения своих целей.

Спекуляция любовью. Иногда родители, ругая детей за плохое поведение, угрожают им разлюбить их. Примерами могут по­служить такие заявления: «Если ты еще раз без разрешения уйдешь со двора, можешь и вообще уходить» или «Ты мне просто противен, ты совсем не умеешь вести себя за столом». Если родители будут посто­янно пользоваться такой мерой воздействия, у ребенка в конце концов возникнет чувство, что родительская любовь слаба и ненадежна и что ее постоянно надо зарабатывать. Это приводит к повышенной тревож­ности, сопровождающейся такими симптомами, как грызение ногтей, ночное недержание мочи или сосание пальцев.

«Золотая середина». Этот метод позволяет человеку избе­жать наказания и/или получить поощрение. Родитель, который заяв­ляет: «Если ты не съешь кашу, то не получишь мороженое», — позволяет ребенку выбирать между поощрением в форме десерта за желательное поведение (съеден­ная каша) и наказанием в форме отсутствия десерта за нежелательное поведение (несъеденная каша). Куперсмит обнаружил, что из описанных трех типов наказа­ний этот является самым эффективным.

Контрольные вопросы

Ответив на следующие вопросы, проверьте, насколько хорошо вы усвоили ма­териал предыдущих разделов главы. Выберите и отметьте единственный правиль­ный ответ на каждый вопрос.

9. Психолог пользуется методом десенсибилизации, чтобы помочь человеку преодолеть страх перед грозой. Что он предпочтет для этого?

а. Пожелает ему никогда больше не попадать в грозу

б. Добьется, чтобы гроза связалась у человека с рефлекторным морганием

в. Воспользовавшись специальным устройством, будет демонстрировать ему электрический разряд всё возрастающей силы, сочетая это действо с ка­ким-либо приятным стимулом

г. Пропишет пациенту лекарства

10. Как классическое обусловливание используется для лечения ночного не­держания мочи?

а. Применяют электрошок в качестве наказания.

б. Связывают в сознании больного звон будильника с приемом специально­го лекарства.

в. Каждый раз, когда ребенок намочит постель, ему дают рвотное.

г. Всякий раз, когда постель становится мокрой, звенит будильник.

11. Какие из следующих элементов являются ключевыми в оперантном обуслов­ливании?

а. Рефлексы

б. Эмоциональные реакции

в. Положительные и отрицательные подкрепления

г. Страхи

12. Мальчик почистил отцу ботинки. Отец подарил ему за это книгу, надеясь, что теперь мальчик будет чистить обувь постоянно. Но мальчик больше ни разу не прикоснулся к ботинкам. Определите роль, какую сыграла книга в этой ситуации.

а. Поощрения и положительного подкрепления

б. Поощрения, но не положительного подкрепления

в. Положительного подкрепления, но не поощрения

г. Наказания и положительного подкрепления

13. Какими двумя наиболее важными качествами обладает настоящее положи­тельное подкрепление?

а. Уместность и своевременность

б. Прочувствованность и своевременность

в. Уместность и Прочувствованность

г. Прочувствованность и искренность

14. Как соотносятся наказание и отрицательное подкрепление?

а. Отрицательное подкрепление сдерживает нежелательное поведение, а наказание стимулирует желательное.

б. Наказание сдерживает нежелательное поведение, а отрицательное под­крепление стимулирует желательное.

в. Для отрицательного подкрепления необходимо наказание.

г. Наказание и отрицательное подкрепление — это одно и то же.

15. Какой из перечисленных ниже видов наказаний наиболее эффективен?

а. Телесные наказания

б. Спекуляция любовью

в. Неодобрение

г. «Золотая середина»

16. Кэтти надоело, что ее младшая сестра Джейн часами висит на телефоне. Что Кэтти должна сделать для того, чтобы Джейн меньше болтала по теле­фону?

а. Давать Джейн пинок, как только та начнет говорить по телефону.

б. Прекратить разговаривать с Джейн, если та будет и дальше болтать по

телефону более десяти минут.

в. Обещать Джейн, что она сможет звонить когда и кому захочет, если толь­ко будет говорить по телефону не более пяти минут; в противном же слу­чае ей не дадут пользоваться телефоном целую неделю.

г. Сказать Джейн, что она удостоится презрения всей семьи, если будет и далее разговаривать по телефону более пяти минут.

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Если, отве­чая на эти вопросы, вы испытывали затруднения, перечитайте текст еще раз. Если же ни один из этих вопросов не вызвал у вас никаких затруднений, вы вполне готовы продолжать чтение этого раздела.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...