Подкрепление или наказание?
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Наверное, вам известны две противоречащие друг другу поговорки: «Пожалеешь розог — испортишь ребенка» и «Доброе слово и кошке приятно». Какой же из них следует верить? Наказывать ребенка, чтобы его не избаловать, или все-таки лучше ориентироваться на поощрения? Результаты множества психологических исследований дают возможность предположить, что дети, которых воспитывают с помощью поощрений, эмоционально адаптируются гораздо лучше, чем дети, которых воспитывают с помощью наказаний. Если учителя или родители сурово наказывают ребенка, у него может возникнуть антипатия или неприязнь к ним; ребенок начнет избегать всякой совместной деятельности с учителями или родителями. Ему могут и вообще разонравиться семейные дела и учеба в школе. Кроме того, наказание обычно связано с болью или фрустрацией (утратой чего-либо) и может приводить к агрессивности. Исследование Бандуры и Уолтерса (Bandura and Walters, 1959) показало, что мальчики, которых дома сурово наказывают за агрессивность в поведении, становятся еще более агрессивными. Наказание бывает наиболее эффективным и приносит меньше всего вреда тогда, когда человеку предлагается альтернатива. Если отец ругает дочку за то, что та недоделала домашнее задание, то он должен обязательно хвалить ее, когда она выполняет все, что задано. Когда родители пользуются наказаниями и не применяют поощрения, у детей (особенно дошкольного возраста) могут возникнуть серьезные проблемы, описанные в Приложении 3.4. Как было упомянуто в предыдущем разделе, если наказание привлекает к наказуемому внимание, оно может играть роль скорее положительного подкрепления, чем наказания. Учительница в описанном выше случае могла бы успешнее разрешить ситуацию, если бы обратила больше внимания на те моменты, в которые Майк ведет себя хорошо. Например, если время от времени говорить «Посмотрите, как замечательно ведет себя Майк! Вот если бы все вели себя так же...», у Майка появится альтернатива. Еще большего эффекта можно было бы достигнуть другой альтернативой: «Если ты будешь спокойно сидеть и хорошо работать, то потом сможешь поиграть. А если будешь все время скакать и ничего не делать, то ни на какую игру у тебя времени не останется».
Однако тема наказания не исчерпывается только семьей и школой. Например, существует весьма распространенный способ наказания — лишение свободы Он тоже далеко не всегда оказывается эффективным, подтверждением чему является, в частности, рецидивная преступность. И опять-таки создается впечатление, что наиболее эффективны такие наказания, которые содержат в себе некоторый положительный опыт или альтернативу. Упражнение 3.9 Отец пришел в универсам вместе с двухлетним сыном. Сын все время обращается к отцу, пытаясь привлечь к себе его внимание, но тот занят своими покупками Тогда мальчик начинает показывать пальцем на стоящие на полках продукты и кричать, что он хочет печенья, конфет, мюсли и прочее. Этот внезапный взрыв вызывает у отца смущение, и он начинает ругать ребенка. Сын продолжает вопить еще громче. Чтобы успокоить его, отец хватает с полки ближайшее лакомство и сует его сыну. Но мальчик по-прежнему оглушительно кричит. На основе того, что вы прочитали о поощрениях и наказаниях, опишите, как должен действовать отец в следующий раз, когда возьмет с собой сына в универсам. Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Поэтапное научение Многие матери жалуются, что с удовольствием поощряли бы своих сыновей-подростков за чистоту в комнате, но те никогда не дают им для этого повода. Ждать, когда в комнате станет чисто, пришлось бы слишком долго. Таким образом, им остается только наказывать сыновей за беспорядок. Что можно предложить в этом случае? В этом случае можно предложить метод поэтапного научения, который иногда называют методом последовательных приближений. Он включает в себя несколько этапов. Первым делом надо определить цель воздействия. В данном случае целью является приучить сына содержать свою комнату в порядке. Затем поощряется каждый шаг, совершаемый сыном в этом направлении. Когда он поднимает с пола кроссовки (чтобы надеть их), мать отмечает, насколько лучше выглядит комната, когда кроссовки не валяются где попало. И в качестве поощрения разрешает сыну вечером вернуться домой на полчаса позже обычного. Далее, чтобы определенного заработать дополнительное время вечером, сыну придется еще и вешать свое мокрое полотенце в ванной. После того как он научится не разбрасывать кроссовки и мокрые полотенца, он должен привыкнуть класть грязные носки в корзину для грязного белья и т. д. Пока, наконец, дополнительное время не будет предоставляться ему только за полный порядок и чистоту в комнате.
Поэтапное научение основывается на принципах оперантного обусловливания и широко используется психологами. Существуют две основные методики поэтапного научения. Одна из них была описана в только что приведенном примере. Мать последовательно поощряла различные поступки сына, начиная с самых простых, пока не добилась желательного поведения. Такой вид поэтапного научения применяется в школе. Вас переводят из первого класса во второй, если вы выучите буквы алфавита и сможете складывать из них простейшие слова, научитесь читать несложные предложения и выполнять простые вычисления на сложение и вычитание и т. д Перевод из класса в класс является положительным подкреплением, которое помогает вам достичь цели — стать грамотным человеком, знать иностранные языки, математику, естественные и гуманитарные науки. Вы, конечно, не можете ожидать, что в выпускном классе учитель будет поощрять вас за те же достижения, что и в первом. Точно так же, если бы учительница требовала от первоклассников знаний на уровне одиннадцатого, вряд ли кто-нибудь перешел бы во второй. Метод поэтапного научения применяют также психологи-клиницисты, работающие с замкнутыми и необщительными детьми. Многие из таких детей стесняются подходить к незнакомым людям. Сначала ребенка поощряют только за то, что он сидит рядом с психологом. Затем он получает поощрение только в том случае, если смотрит психологу в глаза. И наконец, для получения поощрения требуется, чтобы ребенок поговорил с психологом.
Второй вид поэтапного научения отличается от первого; он требует от человека в первую очередь самостоятельности. Таким подходом часто пользуются, когда учат маленьких детей есть. Мать или отец берут ложкой пищу, вкладывают ложку ребенку в руку и помогают ему направить ее в рот. Последний шаг, то есть отправление пищи в рот, ребенок делает сам, обычно под восторженные похвалы гордых родителей. При следующей попытке ребенок сам попадает ложкой в рот. В конце концов, для того, чтобы получить поощрение, ребенку надо самому наполнить ложку и отправить ее содержимое в рот, а не мимо. Многие тренеры по горнолыжному спорту используют так называемый метод удлинения. Этот метод является разновидностью поэтапного научения и позволяет начинающему быстро добиться желаемого — с первого же раза съехать с горы. Сначала на очень коротких лыжах. Затем с каждым разом лыжи становятся все длиннее. Более традиционные методы обучения катанию на лыжах иные. Начинающий катается по сравнительно ровному месту до тех пор, пока не освоит основные навыки. Затем он учится поворачивать и тормозить на местности с небольшим уклоном. И в конце концов, когда новичок освоит все основные приемы владения лыжами, он допускается на подъемник, чтобы достичь своей главной цели — съехать с вершины горы. Упражнение 3.10 Выше были описаны два метода поэтапного научения. В одном из них человека провоцируют шаг за шагом на совершение определенных действий с целью добиться желательного поведения с его стороны. В другом человеку помогают шаг за шагом осваивать определенные действия, в сущности, с той же целью. Предположим, вас назначили тренером по плаванию в летнем лагере. Вы хотите выяснить, какой метод при обучении плаванию десятилетних детей эффективнее. Вы работаете с двумя группами детей. В каждой группе можно использовать только один вид поэтапного научения. Опишите, как вы будете учить каждую группу.
Группа А _____________________________________ Группа Б _____________________________________ Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Модификация поведения Модификация поведения также является разновидностью поэтапного научения. В ней тоже для начала необходимо определить желаемый результат, а затем поощрять каждый шаг на пути к поставленной цели. Но, в отличие от всех вышеописанных случаев, здесь, чтобы проследить за движениемв желательном направлении, рекомендуется вести подробные записи. Норд (Nord, 1970) описал интересный случаи применения метода модификации поведения на одном заводе. Там часто возникали проблемы из-за того, что сотрудники опаздывали или вообще не являлись на работу. Тогда для поощрения служащих, которые каждый день приходили вовремя, администрация стала проводить раз в месяц лотерею, в которой разыгрывались различные бытовые электроприборы. Служащие, которые в течение месяца опаздывали или не являлись на работу, не допускались к участию в лотерее. В конце полугодия компания провела розыгрыш суперприза — цветного телевизора. В розыгрыше могли участвовать только те сотрудники, которые все шесть месяцев каждый день вовремя приходили на службу. В результате оказалось, что сотрудники, болевшие простудой и другими легкими недомоганиями, стали ходить на работу, а не оставаться дома, как делали раньше. В течение года количество опозданий и неявок на работу снизилось на 75 %. Многие фирмы охотно применяют метод модификации поведения для борьбы с прогулами. В одной производственной компании каждый день всем присутствовавшим на работе сотрудникам предлагали вытянуть из колоды одну карту. В конце недели тот, у которого была лучшая в отделе комбинация для игры в покер, получал 20 долларов (Pedalino and Gamboa, 1974). В результате посещаемость увеличилась на 18 % и оставалась высокой все время, пока разыгрывались карты. На другом заводе ежедневно раздавали номера для лото-бинго. Когда рабочие полностью заполняли свои карточки, они участвовали в розыгрыше и могли выиграть от 5 до 25 долларов. И снова метод модификации поведения оказался эффективным и привел к снижению количества прогулов и опозданий.
В последнее время метод модификации поведения стали применять и в клинической практике. Дело в том, что некоторые пациенты, с головой погрузившись в свои болезненные ощущения, забывают обо всем на свете и никакими медикаментозными средствами помочь им невозможно. Как правило, это самые тяжелые случаи. Персонал больницы получает указания уходить от пациента, как только тот начинает жаловаться или рассказывать о своей боли. Пациенту разрешается говорить о боли только непосредственно лечащему врачу, который и сам расспрашивает его о том, что и как сильно у него болит. Таким образом, поощряется только «хорошее» поведение. Персонал больницы оказывает особое внимание тем больным, которые разговаривают на темы, не имеющие отношения к боли, или занимаются каким-либо делом. Любой интерес к чему-либо помимо больниц и болезней всячески приветствуется. И хотя подобные методы модификации поведения не обязательно будут иметь успех, обычно более половины пациентов испытывают облегчение. Прогулы, опоздания и постоянные жалобы можно, в некотором смысле, считать дурными привычками. Эти дурные привычки можно преодолеть с помощью модификации поведения. Не хотите ли вы воспользоваться этим методом для борьбы со своими дурными привычками? Может быть, вы грызете ногти, слишком много едите булочек или чересчур вспыльчивы? А может, вы хотите заняться самосовершенствованием? Возможно, вам надо активнее заниматься, уделять больше времени спорту или стать общительнее. Вы можете попробовать применить этот бихевиористский подход для борьбы с дурными привычками. И для этого надо обозначить пять необходимых шагов, из которых, собственно, и состоит модификация поведения. 1. Точно определите цель, которой вы хотите достигнуть, — например, похудеть на 10 кг. 2. Зафиксируйте состояние, существующее в данный момент, — например, сейчас я вешу 90 кг. 3. Выберите себе наиболее привлекательное поощрение за движение по избранному пути — например, холодное пиво или получасовое прослушивание любимых пластинок. 4. Определите промежуточные ориентиры, которые будут свидетельствовать о приближении цели — например, еженедельное уменьшение веса на полкилограмма. 5. Точно фиксируйте каждое свое достижение — делайте записи в тетради или заносите все данные в специально составленную таблицу. Упражнение 3.11 Кен тратит слишком много денег и ничего не может с собой поделать. Когда у него в кармане кредитная карточка, он готов купить все на свете, не задумываясь о том, может ли он это себе позволить. Он с легкостью покупает такие вещи, как чехол с монограммой для теннисной ракетки из чистой кожи и зубочистка из серебра высшей пробы. Гора его счетов все время растет. За прошлый месяц он задолжал 880 долларов. И теперь, даже если он перестанет вдруг так безрассудно сорить деньгами налево и направо, ему понадобится еще полгода, чтобы расплатиться со всеми своими долгами. Больше всего Кен любит парусный спорт, но у него никогда не хватает денег, чтобы поплавать на яхте со своими приятелями. А они как раз в ближайшие выходные собираются пройти под парусами по ближайшему озеру, что не потребует больших затрат. А в следующем году они собираются совершить на яхте настоящее увлекательное путешествие к Атлантическому побережью. Кен тоже хочет отправиться с ними. Опишите, как он может помочь себе сделать это, воспользовавшись методом модификации поведения. Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. •
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|