Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подкрепление или наказание?




Наверное, вам известны две противоречащие друг другу поговорки: «Пожале­ешь розог — испортишь ребенка» и «Доброе слово и кошке приятно». Какой же из них следует верить? Наказывать ребенка, чтобы его не избаловать, или все-таки лучше ориентироваться на поощрения? Результаты множества психологических ис­следований дают возможность предположить, что дети, которых воспитывают с по­мощью поощрений, эмоционально адаптируются гораздо лучше, чем дети, которых воспитывают с помощью наказаний. Если учителя или родители сурово наказывают ребенка, у него может возникнуть антипатия или неприязнь к ним; ребенок начнет избегать всякой совместной деятельности с учителями или родителями. Ему могут и вообще разонравиться семейные дела и учеба в школе.

Кроме того, наказание обычно связано с болью или фрустрацией (утратой чего-либо) и может приводить к агрессивности. Исследование Бандуры и Уолтерса (Bandura and Walters, 1959) показало, что мальчики, которых дома сурово наказы­вают за агрессивность в поведении, становятся еще более агрессивными. Наказание бывает наиболее эффективным и приносит меньше всего вреда тогда, когда челове­ку предлагается альтернатива. Если отец ругает дочку за то, что та недоделала до­машнее задание, то он должен обязательно хвалить ее, когда она выполняет все, что задано. Когда родители пользуются наказаниями и не применяют поощрения, у де­тей (особенно дошкольного возраста) могут возникнуть серьезные проблемы, опи­санные в Приложении 3.4.

Как было упомянуто в предыдущем разделе, если наказание привлекает к на­казуемому внимание, оно может играть роль скорее положительного подкрепления, чем наказания. Учительница в описанном выше случае могла бы успешнее разре­шить ситуацию, если бы обратила больше внимания на те моменты, в которые Майк ведет себя хорошо. Например, если время от времени говорить «Посмотрите, как замечательно ведет себя Майк! Вот если бы все вели себя так же...», у Майка по­явится альтернатива. Еще большего эффекта можно было бы достигнуть другой аль­тернативой: «Если ты будешь спокойно сидеть и хорошо работать, то потом смо­жешь поиграть. А если будешь все время скакать и ничего не делать, то ни на какую игру у тебя времени не останется».

Однако тема наказания не исчерпывается только семьей и школой. Например, существует весьма распространенный способ наказания — лишение свободы Он тоже далеко не всегда оказывается эффективным, подтверждением чему является, в частности, рецидивная преступность. И опять-таки создается впечатление, что наиболее эффективны такие наказания, которые содержат в себе некоторый поло­жительный опыт или альтернативу.

Упражнение 3.9

Отец пришел в универсам вместе с двухлетним сыном. Сын все время обраща­ется к отцу, пытаясь привлечь к себе его внимание, но тот занят своими покупками Тогда мальчик начинает показывать пальцем на стоящие на полках продукты и кри­чать, что он хочет печенья, конфет, мюсли и прочее. Этот внезапный взрыв вызывает у отца смущение, и он начинает ругать ребенка. Сын продолжает вопить еще гром­че. Чтобы успокоить его, отец хватает с полки ближайшее лакомство и сует его сыну. Но мальчик по-прежнему оглушительно кричит.

На основе того, что вы прочитали о поощрениях и наказаниях, опишите, как должен действовать отец в следующий раз, когда возьмет с собой сына в универсам.

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

Поэтапное научение

Многие матери жалуются, что с удовольствием поощряли бы своих сыновей-подростков за чистоту в комнате, но те никогда не дают им для этого повода. Ждать, когда в комнате станет чисто, пришлось бы слишком долго. Таким образом, им оста­ется только наказывать сыновей за беспорядок. Что можно предложить в этом слу­чае? В этом случае можно предложить метод поэтапного научения, который иногда называют методом последовательных приближений. Он включает в себя не­сколько этапов. Первым делом надо определить цель воздействия. В данном случае целью является приучить сына содержать свою комнату в порядке. Затем поощряется каждый шаг, совершаемый сыном в этом направлении. Когда он поднимает с пола кроссовки (чтобы надеть их), мать отмечает, насколько лучше выглядит комната, когда кроссовки не валяются где попало. И в качестве поощрения разрешает сыну вечером вернуться домой на полчаса позже обычного. Далее, чтобы определенного заработать дополнительное время вечером, сыну придется еще и ве­шать свое мокрое полотенце в ванной. После того как он научится не разбрасывать кроссовки и мокрые полотенца, он должен привыкнуть класть гряз­ные носки в корзину для грязного белья и т. д. Пока, наконец, дополнительное вре­мя не будет предоставляться ему только за полный порядок и чистоту в комнате.

Поэтапное научение основывается на принципах оперантного обусловливания и широко используется психологами. Существуют две основные методики поэтап­ного научения. Одна из них была описана в только что приведенном примере. Мать последовательно поощряла различные поступки сына, начиная с самых простых, пока не добилась желательного поведения. Такой вид поэтапного научения приме­няется в школе. Вас переводят из первого класса во второй, если вы выучите буквы алфавита и сможете складывать из них простейшие слова, научитесь читать неслож­ные предложения и выполнять простые вычисления на сложение и вычитание и т. д Перевод из класса в класс является положительным подкреплением, которое помо­гает вам достичь цели — стать грамотным человеком, знать иностранные языки, математику, естественные и гуманитарные науки. Вы, конечно, не можете ожидать, что в выпускном классе учитель будет поощрять вас за те же достижения, что и в первом. Точно так же, если бы учительница требовала от первоклассников знаний на уровне одиннадцатого, вряд ли кто-нибудь перешел бы во второй. Метод поэтап­ного научения применяют также психологи-клиницисты, работающие с замкнуты­ми и необщительными детьми. Многие из таких детей стесняются подходить к не­знакомым людям. Сначала ребенка поощряют только за то, что он сидит рядом с психологом. Затем он получает поощрение только в том случае, если смотрит пси­хологу в глаза. И наконец, для получения поощрения требуется, чтобы ребенок по­говорил с психологом.

Второй вид поэтапного научения отличается от первого; он требует от челове­ка в первую очередь самостоятельности. Таким подходом часто пользуются, когда учат маленьких детей есть. Мать или отец берут ложкой пищу, вкладывают ложку ребенку в руку и помогают ему направить ее в рот. Последний шаг, то есть отправ­ление пищи в рот, ребенок делает сам, обычно под восторженные похвалы гордых родителей. При следующей попытке ребенок сам попадает ложкой в рот. В конце концов, для того, чтобы получить поощрение, ребенку надо самому наполнить ложку и отправить ее содержимое в рот, а не мимо. Многие тренеры по горнолыжному спорту используют так называемый метод удлинения. Этот метод является разно­видностью поэтапного научения и позволяет начинающему быстро добиться желае­мого — с первого же раза съехать с горы. Сначала на очень коротких лыжах. Затем с каждым разом лыжи становятся все длиннее. Более традиционные методы обуче­ния катанию на лыжах иные. Начинающий катается по сравнительно ровному месту до тех пор, пока не освоит основные навыки. Затем он учится поворачивать и тормо­зить на местности с небольшим уклоном. И в конце концов, когда новичок освоит все основные приемы владения лыжами, он допускается на подъемник, чтобы дос­тичь своей главной цели — съехать с вершины горы.

Упражнение 3.10

Выше были описаны два метода поэтапного научения. В одном из них человека провоцируют шаг за шагом на совершение определенных действий с целью добить­ся желательного поведения с его стороны. В другом человеку помогают шаг за ша­гом осваивать определенные действия, в сущности, с той же целью. Предположим, вас назначили тренером по плаванию в летнем лагере. Вы хотите выяснить, какой метод при обучении плаванию десятилетних детей эффективнее. Вы работаете с дву­мя группами детей. В каждой группе можно использовать только один вид поэтапно­го научения. Опишите, как вы будете учить каждую группу.

Группа А _____________________________________

Группа Б _____________________________________

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

Модификация поведения

Модификация поведения также является разновидностью поэтапного науче­ния. В ней тоже для начала необходимо определить желаемый результат, а затем поощрять каждый шаг на пути к поставленной цели. Но, в отличие от всех вышеописанных случаев, здесь, чтобы проследить за движениемв желательном направлении, рекомендуется вести подробные записи.

Норд (Nord, 1970) описал интересный случаи применения метода модификации поведения на одном заводе. Там часто возникали проблемы из-за того, что сотрудники опаздывали или вообще не являлись на работу. Тогда для поощрения служащих, которые каждый день приходили вовре­мя, администрация стала проводить раз в месяц лотерею, в которой разыгрывались различные бытовые электроприборы. Служащие, которые в течение месяца опазды­вали или не являлись на работу, не допускались к участию в лотерее. В конце полу­годия компания провела розыгрыш суперприза — цветного телевизора. В розыгры­ше могли участвовать только те сотрудники, которые все шесть месяцев каждый день вовремя приходили на службу. В результате оказалось, что сотрудники, болевшие простудой и другими легкими недомоганиями, стали ходить на работу, а не оста­ваться дома, как делали раньше. В течение года количество опозданий и неявок на работу снизилось на 75 %.

Многие фирмы охотно применяют метод модификации поведения для борьбы с прогулами. В одной производственной компании каждый день всем присутствовав­шим на работе сотрудникам предлагали вытянуть из колоды одну карту. В конце недели тот, у которого была лучшая в отделе комбинация для игры в покер, получал 20 долларов (Pedalino and Gamboa, 1974). В результате посещаемость увеличилась на 18 % и оставалась высокой все время, пока разыгрывались карты. На другом заводе ежедневно раздавали номера для лото-бинго. Когда рабочие полностью запол­няли свои карточки, они участвовали в розыгрыше и могли выиграть от 5 до 25 дол­ларов. И снова метод модификации поведения оказался эффективным и привел к снижению количества прогулов и опозданий.

В последнее время метод модификации поведения стали применять и в клини­ческой практике. Дело в том, что некоторые пациенты, с головой погрузившись в свои болезненные ощущения, забывают обо всем на свете и никакими медикамен­тозными средствами помочь им невозможно. Как правило, это самые тяжелые слу­чаи. Персонал больницы получает указания уходить от пациента, как только тот начинает жаловаться или рассказывать о своей боли. Пациенту разрешается гово­рить о боли только непосредственно лечащему врачу, который и сам расспрашивает его о том, что и как сильно у него болит. Таким образом, поощряется только «хоро­шее» поведение. Персонал больницы оказывает особое внимание тем больным, ко­торые разговаривают на темы, не имеющие отношения к боли, или занимаются ка­ким-либо делом. Любой интерес к чему-либо помимо больниц и болезней всячески приветствуется. И хотя подобные методы модификации поведения не обязательно будут иметь успех, обычно более половины пациентов испытывают облегчение.

Прогулы, опоздания и постоянные жалобы можно, в некотором смысле, считать дурными привычками. Эти дурные привычки можно преодолеть с помощью модифи­кации поведения. Не хотите ли вы воспользоваться этим методом для борьбы со сво­ими дурными привычками? Может быть, вы грызете ногти, слишком много едите булочек или чересчур вспыльчивы? А может, вы хотите заняться самосовершенство­ванием? Возможно, вам надо активнее заниматься, уделять больше времени спорту или стать общительнее. Вы можете попробовать применить этот бихевиористский подход для борьбы с дурными привычками. И для этого надо обозначить пять необхо­димых шагов, из которых, собственно, и состоит модификация поведения.

1. Точно определите цель, которой вы хотите достигнуть, — например, похудеть на 10 кг.

2. Зафиксируйте состояние, существующее в данный момент, — например, сейчас я вешу 90 кг.

3. Выберите себе наиболее привлекательное поощрение за движение по из­бранному пути — например, холодное пиво или получасовое прослушива­ние любимых пластинок.

4. Определите промежуточные ориентиры, которые будут свидетельствовать о приближении цели — например, еженедельное уменьшение веса на полки­лограмма.

5. Точно фиксируйте каждое свое достижение — делайте записи в тетради или заносите все данные в специально составленную таблицу.

Упражнение 3.11

Кен тратит слишком много денег и ничего не может с собой поделать. Когда у него в кармане кредитная карточка, он готов купить все на свете, не задумываясь о том, может ли он это себе позволить. Он с легкостью покупает такие вещи, как чехол с монограммой для теннисной ракетки из чистой кожи и зубочистка из серебра высшей пробы. Гора его счетов все время растет. За прошлый месяц он задолжал 880 долларов. И теперь, даже если он перестанет вдруг так безрассудно сорить день­гами налево и направо, ему понадобится еще полгода, чтобы расплатиться со всеми своими долгами.

Больше всего Кен любит парусный спорт, но у него никогда не хватает денег, чтобы поплавать на яхте со своими приятелями. А они как раз в ближайшие выход­ные собираются пройти под парусами по ближайшему озеру, что не потребует боль­ших затрат. А в следующем году они собираются совершить на яхте настоящее ув­лекательное путешествие к Атлантическому побережью.

Кен тоже хочет отправиться с ними. Опишите, как он может помочь себе сде­лать это, воспользовавшись методом модификации поведения.

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. •

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...