Глава II. Эмпирическое исследование уровня математических представлений дошкольников
Определение уровня сформированности математических представлений на констатирующем этапе эксперимента
Эмпирическое исследование уровня математических представлений старших дошкольников проходило в три этапа: Констатирующий этап эксперимента проводился с целью выявления уровня математических представлений каждого ребёнка. Формирующий этап эксперимента проводился для развития математических представлений дошкольников средствами фольклора. Контрольный этап эксперимента показал эффективность проводимой работы с дошкольниками по формированию математических представлений, а также динамику изменений математических представлений дошкольников. База исследования: детский сад общеразвивающего типа, группа детей старшего дошкольного возраста (5-5,5 лет) 20 человек. Эксперимент осуществлялся в течение трех месяцев: Констатирующий этап – декабрь 2012 г., Формирующий этап – январь-февраль 2013 г., Контрольный этап – февраль 2013 г. Констатирующий эксперимент проводился с целью выявления уровня математических представлений каждого ребёнка. В качестве основного метода исследования использовалась диагностика математического развития (по В.П.Новиковой). Детям были предложены десять методик. Методика №1 Выявление навыков счёта. Инструкция: Педагог спрашивает ребёнка, умеет ли он считать. Если умеет, предлагает ему это сделать. Методика №2 Выявление знаний цифр. Материал. Набор цифр до 5 в случайном порядке. Инструкция к проведению. Сначала педагог предлагает детям назвать те цифры, какие они знают, затем разложить их по порядку. Методика №3 Выявление умения соотносить количество предметов с цифрой.
Материал. Набор цифр, две группы игрушек. Инструкция к проведению. Педагог предлагает сначала отсчитать 5 елочек, а потом четыре грибка и обозначить эти количества цифрами. Методика №4. Выявление умений отсчитывать количество на один предмет больше или на один меньше. Материал. Шесть грибков, шесть матрешек. Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку отсчитать матрешек на одну больше, чем три грибка; на одну меньше, чем 4 грибка. Методика №5. Выявление умений сравнивать две группы предметов, по-разному расположенные. Материал. Три большие чашки на большом расстоянии друг от друга, под ними в ряд три маленькие чашки, близко стоящие друг к другу. Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку сказать, каких чашек больше (меньше) или, может, их поровну. Методика №6 Выявление знаний порядковых чисел. Материал. Перед ребенком зайчик, елка, матрешка, мячик, гриб. Инструкция к проведению. Педагог предлагает детям сказать, сколько игрушек в ряду; какая по счету матрешка (посчитай по порядку). Методика №7 Выявление умений раскладывать предметы по увеличению или уменьшению длины. Материал. Пять полосок разной длины и цвета. Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку разложить полоски по порядку от самой длинной, до самой короткой, а затем сказать, какие они по длине. Методика № 8 Выявление знаний геометрических фигур. Материал. По три круга, прямоугольника, треугольника, квадрата разной величины и цвета. Инструкция к проведению. Педагог предлагает отложить круг, треугольники, квадраты, прямоугольники и назвать все группы фигур. Методика № 9 Выявление умения ориентироваться в пространстве. Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку сказать, что слева от него, что справа, что впереди. Методика № 10 Выявление умений ориентироваться во времени, называть части суток.
Материал. Картинки, на которых изображены разные части суток. Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку разложить картинки по порядку, начиная с утра, а затем сказать, в какой временной отрезок что происходило (утро, вечер, день, ночь). Какое сейчас время суток? Оценка результатов 1 балл – ребенок самостоятельно справляется ЧС(?) заданием, правильно отвечает на вопросы. 0,5 балла – ребенок справляется с заданием с дозированной помощью взрослого или со второй попытки. 0 баллов – ребенок не справляется с заданием В качестве критериев оценки уровня математического развития использовалась десятибалльная система. 8-10 баллов - ребёнок оперирует свойствами объектов, обнаруживает зависимости и изменения в группах объектов в процессе группировки, сравнения; сосчитывает предметы в пределе 10. Устанавливает связи увеличения (уменьшения) количества, чисел, размеров предметов по длине, толщине, высоте, и т.д. Проявляет творческую самостоятельность в практической, игровой деятельности, применяет известные ему способы действия в иной обстановке. 4-7 баллов - ребёнок различает, называет, обобщает предметы по выделенным свойствам. Выполняет действия по группировке, воссозданию фигур. Обобщает группы предметов по количеству (числу), размеру. Считает в пределе 4-7. Самостоятельно осуществляет действия, веющие к изменению количества, числа, величины. Затрудняется в высказываниях, пояснениях. 1-3 балла - ребёнок различает предметы по отдельным свойствам, называет их, группирует в совместной со взрослым деятельности. Пользуется числами в пределах 3-5, допускает ошибки. Выполняет игровые практические действия в определенной последовательности; связи между действиями (что сначала, что потом) не устанавливает. В результате констатирующего эксперимента получены следующие результаты: 75 % детей считают до 5 и далее, знают цифры до 5, умеют называть числительные, обозначая количество. 68% детей знают порядковый счет. 68% - знают геометрические фигуры и их признаки. 87% детей умеют отсчитывать предметы по названному числу или по образцу, владеют понятиями «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну». 75% детей умеют сравнивать предметы по длине методом наложения, определяют величину предметов (длинный, короткий, одинаковые).
Лишь 50% детей умеют определять положение предмета в пространстве. Остальные дети слабо различают понятия – впереди, сзади, близко, далеко. Элементарные представления о времени и о частях суток сформированы у 56% детей. 68% умеют раскладывать предметы по увеличению или по уменьшению длины, называют и показывают круг, квадрат и треугольник. 56% детей хорошо владеют понятием длины, ширины, высоты, сравнивают предметы наложением и визуально. 62% детей употребляют в речи термины, обозначающие величину: тяжелее, легче, мельче, тоньше, глубже, толще. У 56% детей средней группы сформированы пространственно-временные представления. 62% Могут определить нахождение предметов по отношению к себе: правее, ниже, между и т.д. 68% детей умеют ориентироваться на листе бумаги. Постройте график. Таким образом, элементарные математические представления развиты у детей в обеих исследуемых группах на достаточно среднем уровне, т.к. большая часть обследуемых детей выявила 60-70% владения математическими представлениями.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|