Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава II. Эмпирическое исследование уровня математических представлений дошкольников




 

Определение уровня сформированности математических представлений на констатирующем этапе эксперимента

 

Эмпирическое исследование уровня математических представлений старших дошкольников проходило в три этапа:

Констатирующий этап эксперимента проводился с целью выявления уровня математических представлений каждого ребёнка.

Формирующий этап эксперимента проводился для развития математических представлений дошкольников средствами фольклора.

Контрольный этап эксперимента показал эффективность проводимой работы с дошкольниками по формированию математических представлений, а также динамику изменений математических представлений дошкольников.

База исследования: детский сад общеразвивающего типа, группа детей старшего дошкольного возраста (5-5,5 лет) 20 человек.

Эксперимент осуществлялся в течение трех месяцев:

Констатирующий этап – декабрь 2012 г.,

Формирующий этап – январь-февраль 2013 г.,

Контрольный этап – февраль 2013 г.

Констатирующий эксперимент проводился с целью выявления уровня математических представлений каждого ребёнка. В качестве основного метода исследования использовалась диагностика математического развития (по В.П.Новиковой). Детям были предложены десять методик.

Методика №1

Выявление навыков счёта.

Инструкция:

Педагог спрашивает ребёнка, умеет ли он считать. Если умеет, предлагает ему это сделать.

Методика №2

Выявление знаний цифр.

Материал. Набор цифр до 5 в случайном порядке.

Инструкция к проведению. Сначала педагог предлагает детям назвать те цифры, какие они знают, затем разложить их по порядку.

Методика №3

Выявление умения соотносить количество предметов с цифрой.

Материал. Набор цифр, две группы игрушек.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает сначала отсчитать 5 елочек, а потом четыре грибка и обозначить эти количества цифрами.

Методика №4.

Выявление умений отсчитывать количество на один предмет больше или на один меньше.

Материал. Шесть грибков, шесть матрешек.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку отсчитать матрешек на одну больше, чем три грибка; на одну меньше, чем 4 грибка.

Методика №5.

Выявление умений сравнивать две группы предметов, по-разному расположенные.

Материал. Три большие чашки на большом расстоянии друг от друга, под ними в ряд три маленькие чашки, близко стоящие друг к другу.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку сказать, каких чашек больше (меньше) или, может, их поровну.

Методика №6

Выявление знаний порядковых чисел.

Материал. Перед ребенком зайчик, елка, матрешка, мячик, гриб.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает детям сказать, сколько игрушек в ряду; какая по счету матрешка (посчитай по порядку).

Методика №7

Выявление умений раскладывать предметы по увеличению или уменьшению длины.

Материал. Пять полосок разной длины и цвета.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку разложить полоски по порядку от самой длинной, до самой короткой, а затем сказать, какие они по длине.

Методика № 8

Выявление знаний геометрических фигур.

Материал. По три круга, прямоугольника, треугольника, квадрата разной величины и цвета.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает отложить круг, треугольники, квадраты, прямоугольники и назвать все группы фигур.

Методика № 9

Выявление умения ориентироваться в пространстве.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку сказать, что слева от него, что справа, что впереди.

Методика № 10

Выявление умений ориентироваться во времени, называть части суток.

Материал. Картинки, на которых изображены разные части суток.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку разложить картинки по порядку, начиная с утра, а затем сказать, в какой временной отрезок что происходило (утро, вечер, день, ночь). Какое сейчас время суток?

Оценка результатов

1 балл – ребенок самостоятельно справляется ЧС(?) заданием, правильно отвечает на вопросы.

0,5 балла – ребенок справляется с заданием с дозированной помощью взрослого или со второй попытки.

0 баллов – ребенок не справляется с заданием

В качестве критериев оценки уровня математического развития использовалась десятибалльная система.

8-10 баллов - ребёнок оперирует свойствами объектов, обнаруживает зависимости и изменения в группах объектов в процессе группировки, сравнения; сосчитывает предметы в пределе 10. Устанавливает связи увеличения (уменьшения) количества, чисел, размеров предметов по длине, толщине, высоте, и т.д. Проявляет творческую самостоятельность в практической, игровой деятельности, применяет известные ему способы действия в иной обстановке.

4-7 баллов - ребёнок различает, называет, обобщает предметы по выделенным свойствам. Выполняет действия по группировке, воссозданию фигур. Обобщает группы предметов по количеству (числу), размеру. Считает в пределе 4-7. Самостоятельно осуществляет действия, веющие к изменению количества, числа, величины. Затрудняется в высказываниях, пояснениях.

1-3 балла - ребёнок различает предметы по отдельным свойствам, называет их, группирует в совместной со взрослым деятельности. Пользуется числами в пределах 3-5, допускает ошибки. Выполняет игровые практические действия в определенной последовательности; связи между действиями (что сначала, что потом) не устанавливает.

В результате констатирующего эксперимента получены следующие результаты:

75 % детей считают до 5 и далее, знают цифры до 5, умеют называть числительные, обозначая количество.

68% детей знают порядковый счет.

68% - знают геометрические фигуры и их признаки.

87% детей умеют отсчитывать предметы по названному числу или по образцу, владеют понятиями «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну».

75% детей умеют сравнивать предметы по длине методом наложения, определяют величину предметов (длинный, короткий, одинаковые).

Лишь 50% детей умеют определять положение предмета в пространстве. Остальные дети слабо различают понятия – впереди, сзади, близко, далеко.

Элементарные представления о времени и о частях суток сформированы у 56% детей.

68% умеют раскладывать предметы по увеличению или по уменьшению длины, называют и показывают круг, квадрат и треугольник.

56% детей хорошо владеют понятием длины, ширины, высоты, сравнивают предметы наложением и визуально.

62% детей употребляют в речи термины, обозначающие величину: тяжелее, легче, мельче, тоньше, глубже, толще.

У 56% детей средней группы сформированы пространственно-временные представления.

62% Могут определить нахождение предметов по отношению к себе: правее, ниже, между и т.д.

68% детей умеют ориентироваться на листе бумаги.

Постройте график.

Таким образом, элементарные математические представления развиты у детей в обеих исследуемых группах на достаточно среднем уровне, т.к. большая часть обследуемых детей выявила 60-70% владения математическими представлениями.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...