Применение фольклора для формирования элементов математических представлений
Уровни сформированности ФЭМП позволили определить содержание формирующего эксперимента, которое составили занятия с использованием форм фольклора. Система работы с дошкольниками состояла из 3 блоков: 1. Система познавательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с элементами устного народного творчества, 2. Математические развлечения и игры, 3. Работа с родителями. Основной формой работы с детьми являются тематические занятия. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний по математике. Работа планируется по следующим разделам: «Числа и цифры первого десятка», «Математические знаки», «Решение логических задач», «Геометрические фигуры», «Обобщение и закрепление знаний». Она включает в себя занятия, игры, развлечения, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам - праздники. Например, в разделе «Числа и цифры первого десятка» дети учатся считать по образцу и названному числу в пределах десяти, понимать независимость числа от пространственного расположения предметов, писать цифры от 1 до 10 и так далее. Загадка служит исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями (число, отношение, величина и т.д.) Скороговорка позволяет закреплять, отрабатывать математические термины, слова и обороты речи, связанные с развитием количественных представлений. Скороговорки я разучиваю как на занятиях по математике, так и вне них. На занятиях по математике были использованы пословицы и поговорки с целью закрепления количественных представлений. Считалки применяю для закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета. Их заучивание помогает не только развивать память, но и способствует выработке умения вести пересчет предметов, применять в повседневной жизни сформированные навыки.
Успешно овладеть навыками счета, математическими понятиями (величина, форма), временным и пространственным ориентированием уже начиная с раннего возраста, могут помочь детям малые формы фольклора: пестушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, прибаутки, считалки, скороговорки и др. Знакомство с понятием величина (с выделением интонационно). Пестушки. Большие ноги шли по дороге: Топ-топ. Топ-топ. Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ-топ-топ-топ. Топ-топ-топ-топ. Формирование понятия перечисления (с загибанием пальчиков). Заговор. У лисы боли, у волка боли. У Ванюшки боль на березу в лес улети. Потешка-игра «Сорока - ворона». Постепенное приучение к труду, и к понятиям перечисления. Сорока-ворона кашу варила, на порог скакала, деток скликала: - Подите, дети, кашу есть... (перебирать пальчики) Этому дала на ложке, этому - на поварешке, Этому - на лучинке, этому - на тычинке, Этому - весь горшок! и т. д. У детей постарше спросить: - Сколько всего братьев? Кто самый старший? Большаку – дрова рубить, а тебе воду носить, Средняку – печку топить, а тебе обед варить, «А мальчишке песни петь, песни петь да плясать, родных братьев забавлять». Знакомство детей с количественными представлениями. «Как Марфуша для Петра наварила, напекла девяносто два блина, Два корыта киселя, пятьдесят пирогов – не нашла и едоков». Можно попросить детей назвать по порядку животных и птиц, которым белка продала орехи; посчитать количество лап у животных и птиц; колёс у тележки, и найти карточку с соответствующей цифрой. Определить, кто больше, кто меньше по размеру и т. д. С помощью фольклорных сказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счету, определяют пространственное расположение предметов. Фольклорные сказки помогают запомнить простейшие математические понятия: справа, слева, впереди, сзади, воспитывают любознательность, развивают память, инициативность, учат импровизации («Три медведя», «Колобок» и т.д.).
Мы широко используем в своей работе фольклор как средство всестороннего воспитания: в развитии познавательной деятельности, речи, движений, любви к родному слову. Потешки, песенки, сказки нам помогают установить контакт с малышами, погасить отрицательные эмоции, а ребенку – отвлечься и успокоиться. Воспитывают положительное отношение к режимным моментам: одеванию, приему пищи. Дети очень охотно обыгрывают потешки, произносят текст «еду-еду к бабе, к деду», «огуречик-огуречик», «водичка-водичка» и др. Активно играют в хороводные игры, подпевая воспитателю и выполняя движения. Дети узнают много слов, выражений. Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова. Знакомые игры, песенки, потешки, сказки мы используем и для проведения развлечений, которые также способствуют созданию положительного эмоционального настроя, развитию речи, движений, расширению кругозора. Это встречи с героями сказок, кукольные представления, спортивные развлечения, математические досуги с использованием фольклора, встречи с бабушкой-забавушкой и др. Далее представлены разработки математических досугов с использованием фольклора (приложение 1). Таким образом, работа по ФЭМП строилась с опорой на фольклорные формы, которые способствовали более эффективному усвоению дошкольниками математических представлений при следующих условиях (надо 3-4 условия): -построение среды; - систематизация работы на основе трех блоков, описанных Вами выще -
Результаты исследования
После проведения формирующего эксперимента был проведён контрольный эксперимент по тем же методикам, что и констатирующий. Получены следующие результаты: 87% детей владеют количественным и порядковым счетом до 10, умеют соотносить количество предметов с цифрой, составлять число из единиц.
У 81% детей группы сформированы понятия высоты, ширины, длины, с помощью условной мерки измеряют объем сыпучих и жидких веществ. 93% - знают геометрические фигуры и их признаки. 100% детей умеют отсчитывать предметы по названному числу или по образцу, владеют понятиями «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну». 81% детей умеют определять положение предмета в пространстве. 81% могут определить нахождение предметов по отношению к себе: правее, ниже, между и т.д. 86% детей умеют сравнивать предметы по длине методом наложения, определяют величину предметов (длинный, короткий, одинаковые). 94% умеют раскладывать предметы по увеличению или по уменьшению длины, называют и показывают круг, квадрат и треугольник. У 75% детей сформированы временные представления: дети знают времена года, месяцы, дни недели, части суток. 75% детей употребляют в речи термины, обозначающие величину: тяжелее, легче, мельче, тоньше, глубже, толще. 81% детей умеют ориентироваться на листе бумаги. У 68% детей средней группы сформированы пространственно-временные представления. 75% умеют решать простые задачи, при их решении осознанно выбирают арифметические действия сложения (+) и вычитания (-) с опорой на наглядный материал. Таблица 1 Сводная таблица экспериментальных данных
Таким образом, проделанная работа по формированию у детей математических представлений дала свои положительные результаты. Полученные данные дают возможность предположить, что у детей в исследуемой группе произошёл прирост в средних показателях математического развития (рис.1). Рисунок 1 - Динамика изменений в формировании математических представлений старших дошкольников
Улучшение показателей в экспериментальной группе обусловлено использованием малых форм фольклора. Стабильная, систематическая работа в данном направлении позволила повысить уровень математических знаний у детей экспериментальной группы, у них был сформирован соответствующий уровень умений и навыков. Таким образом, мы убедились в том, что использование малых форм фольклора помогает в воспитании и обучении детей усвоению математических знаний о числах, величинах, геометрических фигурах и т.д. Обратите внимание на времена глаголов, они у Вас разные. Приведите в соответствие.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|