Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие «crisis management». Особенности деятельности.




Кризис – это переломный период в развитии организации, представляющий как угрозу жизнедеятельности организации, так и возможность качественного развития, для которого характерны неопределенные причины и трудно предсказуемые последствия и которое требует немедленных решений.

«Многое из того, что мы говорим – очевидные истины. Однако сам менеджмент преодоления кризиса – это просто хороший менеджмент». Дэвид Ловетт

Кризисный менеджмент – это управляемый процесс. Это целенаправленное противодействие системы по отношению к возникающему или назревающему дисбалансу внешней или внутренней среды.

Главная задача состоит в том, чтобы организация могла:
- успешно адаптироваться к этому периоду в развитии экономической системы;
- найти методы, формы и средства принятия решений, которые бы максимально ориентировали на путь выживания в кризисной среде;
- разработать стабилизирующие меры, рассчитанные на развитие.

Кризисный менеджмент имеет определенные специфические особенности, главными из которых являются ограниченные финансовые ресурсы и время их реализации, а также повышенная степень риска управленческих решений. Управление в ситуации кризиса также отличается от обычного в смене критериев принятия решений. В рамках обычного управления данный критерий можно свести к достижению стратегических целей развития в долгосрочном аспекте и максимизации прибыли в краткосрочном. В ситуации кризиса долгосрочный аспект перестает быть приоритетным, а в краткосрочном аспекте основным критерием становится максимизация или экономия денежных средств.

Алгоритм действий на стратегическом уровне выглядит следующим образом:

I. Провести анализ ситуации и прогнозирование развития.

1. Провести анализ состояния внешней и внутренней среды
2. Определить сценарии развития
3. Определить ключевые поля:
- Ключевые показатели для наблюдения;
- Метод и частота контроля ключевых показателей.
4. Определить условия смены сценария

II. Принять решение и сделать стратегический выбор.

1. Выбрать метастратегии деятельности компании:
- Определить результат в количественных и качественных показателях;
- Определить приоритеты и проверить единое понимание.

2. Разработать антикризисные программы для основных сценариев по функциональным областям:
- Финансы;
- Продажи и маркетинг;
- Производство;
- Сервис.

3. Определить стратегии деятельности по факторам влияния:
- Лидерство;
- Структура;
- Процессы;
- Инфраструктура.

4. Определить общие стратегии работы с персоналом
- Движение;
- Мотивация;
- Обучение и развитие.

III. Внедрить принятые решения и трансформировать организацию:

1. Провести выбранные действия.
2. Влиять на организационный климат.
3. Контролировать процесс.
4. Корректировать действия.

IV. Контроль выбранных показателей и при необходимости переход к другому сценарию.

Прежде чем приступать к разработке стратегических альтернатив, необходимо определиться с самым важным элементом всей антикризисной программы: метастратегией поведения организации.

Выбор метастратегии зависит от двух элементов:
- Восприятия кризиса (как опасность/нейтральное/как возможность);
- Внешних и внутренних ресурсов организации.

Кризис не является негативным явлением сам по себе. Ваши действия в значительной степени будут зависеть от вашего восприятия данного явления. Выделяют три типа восприятия – как опасность/нейтральное/как возможность. Они определяют метастратегию поведения организации в кризис. Для описания трех типов восприятия используем ассоциацию.

Метастратегия «цунами» – это паническое отношение к кризису, который воспринимается как стихийное непреодолимое бедствие, от которого можно только убегать и спасаться. Консервативный путь преодоления кризиса сосредоточивает свое внимание на краткосрочных проблемах в жизни компании и характеризуется интенсивным использованием тех средств и методов управления, которые позволят преодолеть кризисное состояние в кратчайшие сроки. Антикризисный менеджмент представляет собой набор определенных жестко отрегулированных мер для восстановления базовых переменных показателей деятельности компании. Главным инструментом работы является стабилизационная программа по увеличению денежных средств и уменьшению текущих хозяйственных и финансовых потребностей. Часто реакция может быть панической (резкие действия без анализа и проработки сценариев) при отсутствии разработанной антикризисной программы.

Метастратегия «гавань» – отстраненное отношение, основанное на предположение, что есть возможность переждать стихию в тихой гавани. Организация пассивна, ее поведение инерционно.
Метастратегия «серфинг» – это эволюционный подход, который предполагает в кризисе возможность перемен и выхода на новый качественный уровень деятельности. Волну можно «оседлать» и воспользоваться ее силой. Парадоксальный способ преодоления волны заключается в том, что нужно не убегать от нее, а идти навстречу, переваливая поворотный гребень. Выход из кризиса заключается в изменении стратегических целей и миссии компании, а главным инструментом работы является реструктуризация бизнес-процессов, структуры организации и ее культуры. Основой ее является ставка на кризисный менеджмент – диагностику ситуации, анализ ресурсов, разработку сценариев развития событий.

Но все не так просто. Вопрос в том, что мало знать этот чудесный и удивительный метод спасения, но еще важно, способны ли это сделать вы (реакция на кризис); какой силы волна (внешние факторы и ресурсы); хватит ли у вас сил (внутренние ресурсы).

Метастратегия преодоления кризиса зависит как от отраслевой специфики, ее финансового положения, от стадии кризиса, на которой находится организация; так и от личных убеждений руководства компании. Кроме того, на метастратегию вашего будущего поведения однозначно будет влиять предыдущая метастратегия.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...