По Е. Гришковцу. Когда я был школьником, я ходил в фотокружок
(1)Когда я был школьником, я ходил в фотокружок. (2)Там я впервые узнал, что такое творчество, а главное, я испытал серьёзное и взрослое отношение к себе. (3)Однако выдающихся успехов я как фотограф не добился. (4)Я не чувствовал света, не видел того, что видит обычный фотограф, казалось бы, в обычной ситуации. (5)Я не умел выбирать людей, которые на фотографиях были выразительными, а в жизни невидными. (6)Я тогда переживал ужасно. (7)Я сам понимал, что у меня ничего не получается, и видел огорчённое лицо нашего руководителя — Начальника, как мы его называли. — (8)Вот скажи, зачем ты фотографировал этот грузовик? — спрашивал он меня, рассматривая мои снимки. — (9)Грузовик мощный, страшный, — говорил я печально. — (10)Ты же не грузовик должен снимать, а делать фотографию, — почти отчаянно говорил Начальник. — (11)Грузовик, который мимо тебя ехал, был большой, мощный и страшный. (12)Так?! (13)А на твоей фотографии не видно, что грузовик мощный и что тебе страшно. (14)Ничего не видно! (15)А должно чувствоваться, что ты хотел сказать, какие переживания передать. (16)В другой раз, глядя на мой снимок, он говорил: — (17)В жизни композиции нет, а в пейзаже композиция есть. (18) Ты не жизнь фотографируешь, а делаешь фотографию, а она живёт по другим законам. — (19)А главное, что на чужих фотографиях ты всё видишь, вкус-то у тебя есть. (20)А сам?! (21)В общем, как фотограф я не состоялся, но постоянно ходил в кружок, уже даже не пытаясь фотографировать. (22)У меня появилось моё особенное место в жизни фотокружка: я стал там признанным экспертом и критиком. — (23)Потрудись найти слова и объяснить мне, что ты нашёл в этой фотографии, — горячился Начальник. (24)И я впервые старался найти точные, яркие слова, которых от меня искренне ждал взрослый и авторитетный для меня человек. (25)Я чувствовал, как это сложно. (26)И очень гордился, когда удавалось что-то смутное выразить словами. (27)А Начальник слушал. (28) Меня в первый раз так слушали.
(По Е. Гришковцу) 33. По Слепухину. (1)Проснувшись, Ника сразу вспоминает о невыученной физике…
(1)Проснувшись, Ника сразу вспоминает о невыученной физике, и день начинается с ощущения враждебности окружающего. (2) Мать отдёргивает штору, распахивает окно, затопив комнату светом, блеском и свежестью майского утра. (3) Веселее, однако, от этого не делается: всякому понятно, что показное великолепие природы лишь прикрывает собою мрачную сущность мироздания. (4)Стрелки часов неумолимо приближаются к восьми, а Ника, обиженная на весь свет, ещё пьёт свой чай. – (5)Ну, всё, – говорит отец и, собрав бумаги, щёлкает замками «дипломата». – (6)Давай, Вероника, поехали… – (7)Беги, – строго говорит мать, втайне любуясь дочерью. – (8) Ничего не забыла? – (9)Мамуль, я, кажется, не маленькая... – (10)Ты можешь поторопиться? – раздражённо кричит с площадки отец. – (11)Каждое утро одно и то же! (12)Ника с обиженным видом спускается за ним и садится в машину. (13)Подавив вздох, косится на отца, на его руки, уверенно лежащие на руле. (14)Вот уж кого, безусловно, не тревожат мысли о несовершенстве мироздания! (15)Странно: вокруг так много взрослых, а поговорить по-настоящему не с кем. (16)Слишком у этих взрослых всё разложено по полочкам. (17)Быть троечницей – позор, серьёзной любви в школьном возрасте быть не может, человек без высшего образования – не человек… (18)Отец в это же время посматривает вправо – на надменный девчоночий профиль в обрамлении тёмных волос: (19)«Сидит, молчит, о чём-то думает... (20)А о чём – поди узнай...» – (21)Пап, а бывают женщины-академики? – вдруг спрашивает Ника. – (22)А почему не бывает, у нас женщины равноправны.
– (23)Ну, это уж вообще... (24)Всю жизнь учиться! (25)Я думаю, это они от недостатка личной жизни. – (26)Что-что? – (27)Я читала про Елизавету Английскую, – уверенно объясняет она, – ту, раньше, при Марии Стюарт. (28)У неё было неблагополучно с личной жизнью, и поэтому она всю энергию вкладывала в государственные дела, в политику... (29)На это у отца просто не находится что сказать. (30)«Какая, однако, взрослая девица», – удивляется и одновременно радуется он. (31)Но время ежеутреннего контакта с дочерью истекает, они приехали. (32)А Ника, простившись с отцом и выйдя из машины, продолжает свой путь уже безо всякой уверенности. (33)Твёрдо она уверена лишь в том, что жизнь к ней немилостива и двойка по физике ей сегодня обеспечена.
(По Ю. Слепухину)* *Слепухин Юрий Григорьевич – русский советский писатель, публицист. Автор 10 романов, 3 повестей, множества публицистических статей, писем. Романы о войне основаны на личных впечатлениях. В послевоенное время писал о семейных проблемах, о сложностях человеческих отношений, о трудностях взросления (романы «Киммерийское лето», «Южный крест» и другие) 34. По М. Бочкареву. Архитектура — это драгоценный дар… (1) Архитектура — это драгоценный дар, что создаётся руками человека на века и передаётся по наследству потомкам. (2) Вот почему так важно, каким является современное зодчество, какие памятники архитектуры создаются сейчас и могут ли они в будущем стать частью национальной культуры России. (3) Каким же требованиям должно отвечать современное произведение архитектуры? (4)Конечно, оно должно быть прочным, удобным, надёжным. (5) Но ещё оно должно быть красивым, доставлять эстетическое удовольствие. (6) За это люди любят то место, где живут. (7) Разве не была любовь ленинградцев к архитектуре своего города частью той великой духовной силы, которая помогла им выстоять и победить в тягчайшие дни блокады? (8) Всё окружающее человека должно быть прекрасным. (9) Он не хочет видеть вокруг себя плоские и унылые здания, мрачные корпуса промышленных предприятий, плохо освещённых и душных производственных помещений. (10) Человек должен повсюду: на улице, на работе, дома —встречать внимание архитектуры, её чуткое и доброе отношение к миру. (11) Сегодня этого ещё не достигли. (12) Мы часто видим вокруг унылые постройки, бескультурье в озеленении, безобразные элементы украшения города. (13) Много ещё должны мы сделать для того, чтобы наше зодчество стало гордостью современной культуры и чтобы в будущем оно вызвало неподдельный интерес наших потомков.
(14) Современный архитектор должен не только чувствовать тенденции жизни, учитывать практические и эстетические потребности людей, находить наиболее удачное воплощение своих творческих замыслов. (15) Ему нужно строить на века, стараясь предвидеть будущее своего творения, которым должны гордиться потомки. (16) Конечно, не было такого времени в истории зодчества, когда все произведения архитектуры становились бы памятниками культуры. (17) Создание шедевров - удел немногих художников. (18) Но я убеждён: что-то непременно удастся и нам. (19) И после нас останутся ансамбли и сооружения, к которым с почтением отнесутся потомки и которыми будет гордиться Россия. (По М. Бочкареву) 35. По В. Драгунскому. Однажды вечером я сидел во дворе… ( 1)Однажды вечером я сидел во дворе и ждал маму. (2)Она задерживалась. (3)И вот уже стали зажигаться в окнах огоньки, и мне захотелось есть, а мамы всё не было. (4)И в это время во двор вышел Мишка. (5)Он сел рядом и взял в руки мой самосвал. — (6) Ого! — сказал Мишка. — (7)Где достал? (8)Дашь мне его домой? (9)Я сказал: — (10) Нет, не дам: это подарок. (11)Мишка надулся и отодвинулся от меня. (12)На дворе стало ещё темнее, а мама всё не шла. (13)Тут Мишка говорит: — (14)Не дашь, значит, самосвал? (15)И протянул мне коробочку от спичек. (16)Я взял её, открыл и сперва ничего не увидел, а потом увидел маленький светло-зелёный огонёк, как будто я держал сейчас в руках крошечную звёздочку. — (17) Что это такое, Мишка? — (18) Это светлячок. (19)Хорош? — (20) Мишка, — шёпотом сказал я, — бери насовсем мой самосвал, а мне отдай эту звёздочку, я её домой возьму... (21) Мишка схватил мой самосвал и убежал. (22)А я остался со своим светлячком, глядел на него и никак не мог наглядеться: какой он зелёный, словно в сказке, и как он хоть и близко, на ладони, а светит, словно издалека... (23)И я слышал, как стучит моё сердце. (24)И я не мог ровно дышать, и хотелось плакать.
(25)Я долго так сидел, забыв про всех на белом свете. (26)Но тут пришла мама, и я очень обрадовался, и мы пошли домой. (27)А когда стали пить чай и я совсем успокоился, то сказал: — (28)Я, мама, променял свой самосвал. (29)На светлячка! (30) Вот он, в коробочке живёт. (31)Погаси-ка свет! (32)В комнате стало темно, и мы стали вдвоём смотреть на бледно-зелёную звёздочку. — (33) Это волшебство! — сказала мама. — (34)Но как ты решился отдать свой самосвал за этого червячка? — (35) Да как же ты не понимаешь?! (36)Я так долго ждал тебя, и мне было так скучно, а этот светлячок оказался лучше любого самосвала на свете. (37)Ведь он живой! (38)И светится!.. (По В. Драгунскому)
36. По В. Токаревой. Учительница Марья Ефремовна сказала, что надо украсить класс…
(1)Учительница Марья Ефремовна сказала, что надо украсить класс и каждый должен принести какое-нибудь растение. (2) Мы с папой зашли в цветочный магазин. — (3)Дайте мне, пожалуйста, вон тот, красненький, — робко попросила я продавщицу. (4)Горшочек был самый маленький, цветочек самый простенький, похожий на капельку огня. — (5)Это герань, — объяснили нам. (6)Мне нравился цветочек. (7)Листья были большие, замшевые, а цветочек совсем простой, в четыре лепестка. (8)Как будто ребёнок нарисовал. — (9)У меня в детстве была герань, — вспомнил папа, и его лицо приняло особое выражение. — (10)Детство — хорошее время, когда ребёнка любят ни за что, просто так, и ничего от него не хотят, кроме того, чтобы он был и цвёл. (11)Я сняла купленный цветочек с прилавка, прижала его к груди, и он так и засиял в моих руках. (12)А потом мы с папой медленно шли по улице, и я не сводила глаз со своего цветочка. (13)Дома я первым делом заперла в ванной комнате своего чёрного котёнка, чтоб он не скакнул на цветочек и не сломал его. (14)Котёнок не понимает, что цветок не игрушка, а живое существо с растительным сознанием. (15)А потом я поставила горшок на подоконник, к солнцу, и стала его поливать. — (16)Много нельзя, — предупредила бабушка. — (17)Он захлебнётся. (18)Я испугалась и даже ночью, вскакивая, проверяла, жив ли мой цветочек. (19)А утром я увидела, что огонёк еще ярче, листья ещё бархатнее, а запах явственнее. (20)Это был ненавязчивый, острый, как сквознячок, ни с чем не сравнимый запах — я его вдыхала долго-долго. — (21)Пусть оставит себе, раз ей так нравится, — предложила мама. — (22)Неправильно, — возразил папа. — (23)Надо уметь отдавать то, что нравится самой. (24)Мне было жаль отдавать цветочек. (25)Но папа, конечно, был прав, и я сказала: — (26)Я отнесу в класс, и мы все вместе будем на него смотреть. (27)Приятно ведь смотреть в компании. (28)Как картины в музеях... (По В. Токаревой)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|