Потребность в ориентации и приверженности (потребность в некоей системе ориентации).
1. Рациональный (строим такую картину мира, что бы она соответствовала нашей картине мира). Но если разум человека слабоват, тогда любая картина мира будет лучше чем ничего. Когнитивная потребность ориентироваться в мире. 2. Мистический Психическое здоровье - способность к люби, творчеству, освобождения от чувства привязанности к роду и земли, чувстве идентичности и зрелая картина мира. Фромм «Душа человека» Кто-то обращён к мёртвому, а кто-то к живому (биофильная и некрофильная тенденция). Некрофилы живут в прошлом, потому что будущее не предсказуемо. Некрофилы зависят от прошлого, от тех отношений, которые они пережили вчера. Они холодны, держатся на дистанции, любят закон и порядок. Их возбуждает не живое, а мёртвое, правила, сила. Некрофил влюблён в силу. Для биофила главная полярность: мужчина-женщина, а для некрофила смерть-жизнь. Если жить объясняет непредсказуемостью. Справедливость- некрафилический лозунг. Живой ребёнок важнее справедливости. Некрофилов привлекает ночь и темнота. Но контролировать жизнь невозможно, поэтому она фрустрирует некрофилов. Некрофильность матери. Групповой нарциссизм (когда группа замыкается в своей истинной реальности). То что группа считает истинностью- то и есть истинность. Идеи общественного нарциссизма. Главное учение всех гуманистических религий могут быть сформулированы в одном предложении- цель человека преодолеть буддизм. Толерантность- антоним нарциссизма. Интолерантность- не признание возможности каких-то других взглядов. Истинна- это то что говорит группа. Свобода. Истинная сущность человека. 1. Образ порождения дурного эволюционного процесса, голая обезьяна, обычное своекорыстное животное
2. Религиозные концепции- человек созданный по образу и подобию божьему (идёт от Ренессанса). В человеке много позитивного и хорошего, замечательное существо В 20 веке история обнаружила, что и тот и иной образ не верен или верны оба, что тоже самое. То есть человек может быть и первым и вторым. Нет таких высот на которые человек не мог бы подняться. У человека есть выбор, непредзаданность природы. Сущность человека заключается в том что он не имеет заданной сущности. Для Фромма свобода, это свобода выбрать между разумом и иррациональными страстями. -осознание того какой способ в данной ситуации способствует цели. -осознание собственных неосознанных желаний -осознание возможности между которыми можно выбирать -осознание последствий, которые имеют шанс наступить при том или ином выборе -осознание того, что осознания недостаточно Фромм уезжает из США в Мексику, а потом в Швейцарию. 1972-1973 Анатомия человеческой деструктивности (критикуют подход к агрессии, как природную, в которой это нечто биологическое, животное, то что есть всегда). Роло Мей тоже написал.Вместе размочили Фрейдовское и Лоренсовское представление об агрессии. Агрессия связана со структурами общества. Фромм «Иметь или быть», последняя книга 1. Стратегия бытия 2. Стратегия обладания Рецензия на книгу Хабарда Фромм был чувствителен к анти-научным методам. Дал критический анализ тренингов Экхарта. Гуманистическая психология- это скорее социальное движение. Возникла в США в конце 50-ых годоав, возникла именно в США, потому что там так сильно был развит бихевиоризм и психоанализ (доминировал в клинической практике). Все остальные взгляды существовали, но были вытеснены. Выносили за скобки наиболее специфические проявления человек. Но в Европе не было такого доминирования бихевиоризма и психоанализа, там было разнообразие подходов. Появилась психология человеческого в человеке, идеи быстро заиграли. Ассоциация гуманистической психологии, которая объединяла всех кто не считал человека машиной или животным. Гуманистическая психология была не партией, а народным фронтом, парламентским фронтом. Теория личности гуманистической психологии- это бред.
1960-ые годы, расцвет гуманистической психологии. Наложилось на антивоенные митинги, рассовые волнения, наркотики, хиппи. Попытки гуманистической психологии стать международной школой обломались. 1972-1973 два конгресса, которые затем закончилось, потому что это было движение, привязанное к месту и времени. Затем гуманистическая психология кончилась, умер Маслоу, Ш.Бюллер. Маслоу был человек, который цементировал это движение. Маслоу был авторитом. К.Роджерс и Роло Мей, два самы авторитетных лидера оказались по краям, за каждым из них стояло определённое движение и сила, и начались центробежные силы. Гуманистическая психология решила свои задачи и стала не нужной. Синдром Мартина Идена, синдром осуществлённых желаний. Роман кончается самоубийством. Если всё достигнуто, тогда зачем жить дальше. Экзистенциальный вакуум гуманистической психологии, получилось изменить интеллектуальный ландшафт, изменить представление человека, гуманизировала всю психологию. Психология должна развиваться не в куст, а в ствол, а она пошла в ствол. Гуманистическая психология- это не идея, а социальное движение. Роджерс (пропустил) ………………
11.05.13 Абрахам Маслоу Если талант попадает в цели, в которые другие не попадают, то гений попадает в цели, которые другие не видят. Гений это который знает о своих выдающихся способностях, но тем не менее продолжает работать. Маслоу замечал в себе «интеллектуальная робость» (когда мне приходит что-то новое, я начинаю с этим бороться. Если я страдаю от бессоницы, хожу мрачным значит во мне варится что-то хорошее. Очень правильно реагировал на критику- менял свою концепцию. Создал 5 разных концепций самоактуализации и 3 концепции мотивации. И об Адлере и о Маслоу судят по их ранним работам, но то что они создали в зрелом возрасте находится в тени и неизвестно. Иногда пытаются скрестить раннего и позднего Маслоу. Ранние
Рождерс подчёркивал биологическую предзаданность развития, весь потенциал уже заложен, создать условия для развития. Сначала Маслоу был с ним солидарен (Потенционализм Франкл это назвал). Маслоу стал всё больше смешаться к экзистеницалисткому полюсу, человек свободен и выбирает.
Трансперсоналиная психология- Маслоу стал первым его основателем. Если находил новые решения, то не колеблясь отбрасывал старые. У самоактуализирующийся людей есть ощущение миссии. Разрушить цинизм при взгляде общества на человека. Маслоу считал что необходимо новая философия человека. 1898, родился в Нью-Йорке, родители приехали из под Киева спасаясь от еврейских погромов и низкого уровня жизни. Семья Маслоу была настроена на полную ассимиляцию, поэтому никаких языков кроме английского Маслоу не знал. Маслоу был старшим, значит по Адлеру ситуация вынуждала его быть лидером и отвечать за всех. Родители всё время ссорились и через некоторое время разошлись. В студентческие годы женился на кузине, сначала поступил на философский, потом на психологию. Отце- «что ты будешь изучать в колледже?»- Всё! Сначала ему очень понравился бихевиоризм. Был увлечён бихевиоризмом. Простая, чёткая концепция. Но вскоре ему понадобилась новая концепция. Докторская посвящена поведению приматов, выполнена в бихевиористком ключе. Изучал теории Адлера и Фрейда и пытался понять какая из этих двух движущих сил является ведущим (сексуальность определяет доминантность или доминантность сескуальность). Доказал что иерархическая линия определяет сексуальность. Харлоу- сказать, что эти работы опережают своё время- было бы сильное преуменьшение. 1930-ые годы, в американских университетах процветает антисиметизм. Великая депресия, Торндайк взял его к себе в проект. Сексуальное поведение женщин зависит от их доминантности. Чем выше доминантность, тем выше сексуальность. У Маслоу был самый большой коэффицент интеллекта (IQ-195). С тех пор как я становлюсь старше я начинаю ценить ответственность выше чем интеллект. В 1940 ввёл курс «Нормальная личность». Выпустил учебник по Аномальной психологии.
Конец 30-ых, в Нью-Йорке были Афинами: Курт Кофка, Фромм, Хорни, Гольдштейн, Адлер… Изучал индейцев, понял что они тоже люди, прежде всего люди, а во вторую очередь. Когда Маслоу стал отцом то понял что бихевиоризм это бред. Открыть такую психологию, которая была бы адекватно миру. Почему люди идут за Гитлером и за Сталином. Непонятно. Нужно создать новую теорию мотивацию. Новая мотивация раз и навсегда свергнет классическую гедонистическую ориентацию. У Гольдштейна взял теорию самоактуализации, и добил иерархию. Маслоу изучил самооактуализирующихся личностей. Раньше спрашивали: Почему возникают гении пот типу Бетховена? А Маслоу спросил: Почему все не являются Бетховенами? Гений- тот у кого что-то не отнятно: 1. Более адекватное восприятие мира, нет предрассудков 2. Принятие себя и других такими какими они есть 3. Спонтанность, простота и ествественность (соблюдают ритула, но относятся к ним со скпесисом) 4. Деловая направленность, заняты не собой, а своей задачей. Рассматривают себя по-отношению к вечности 5. Им свойственно одиночество, менее подвержены к влиянию извне. Негативное отношение к одиночеству есть людей со слабым развитием. 6. Свежесть восприятия, нахожднеие нового в уже известным 7. Пиковые переживания, характеризующиеся исчезновением собственного «я» 8. Дружба с другими самоактуализирующимися людьми (склонны дружить между собой и отношения глубокие) 9. Демократичность в отношениях и готовность учится у других (у каждого есть что-то чем он хорошо владеет) 10. Нравстенность, автономаня мораль, живут по моральному закону внутри 11. Философское чувство юмора (относятся с юмором к жизни, но чью-то боль не считают смешным) 12. Креативность в любой сфере 13. Не принимают культуру, в которой принадлежат, идентификация с человечеством, а не с рассой. Философ всегда шпион в своей стране, он не может слиться со своей культурой (Мамардашвили) Создаётся впечатление что у человека есть цель стать тем кем он должен стать. Таких людей не более 1%. 99% руководствуются не мотивами самоактуализации. 1946- упала трудоспособность, приехал к братьям в Калифорнию, восстановился. 1955- отказался от пирамиды Маслоу. Есть мотивация не хватки чего-то и мотивация того, что заложено. Маслоу начинает переходить от конкретных проблем к методологической неудовлетворённости взгляда на личность. 1962- учреждена ассоциация гуманистической психологаа Маслоу «К психологии бытия», Манифест гуманистической психологии. Необходимы другие психология изучающая цели, а не средства.
И наконец Маслоу понял, что самоактуализация- это путь, который приводит куда-то ещё, к истинным экзистенциальным проблемам. Если вы скажете мне, что у вас есть проблема, я ещё не знаю сказать мне «Хорошо» или «Какая жалость». Пиковые переживания (растворение «я», состояние самоактуализирующейся личностью) бывали почти у всех людей. Одно пиковое переживание может придать смысл всей жизни. Теории предпринимательства: Х-бихевиоризм, положительное и отрицательное подкрепление У- креативность, самореализация, сотрудничество. Маслоу и Макргрегор стали символом просвящённого менеджмента, в котором человек не винтик. Маслоу «Религия, ценности и пиковые переживания». Люди столкнувшиеся с пиковыми переживаниями нуждались в языке, что бы их описать. Стало создаваться впечатление, что за этим символическим языком стоит какая-то сущность. Маслоу «Психология науки, рекогнисцировка» естественно-научный подход не годится. Не способность науки относится с личным, с ценностями, сознанием. Неудовлетвёрнность науи сначала вызвала мало осознанный дискомфорт, а потом осознал всё. Незачем выбирать между переживанием и обобщением, я хочу объединить их. Как надо подходить к личности? 1. Идеографическая стратегия в дополнении к номотетической. 2. Целостный, холистический подход к личности. (расчлененеи возможно только в мёртвой природе) 3. Опора на субъективные отчёты 4. Не манипулятивная, не вмешивающаяся позиция, даосисткая позиция. Учённые выяснли, что если за белыми мышами не следят, они размножаются лучше. 5. Наличие сопротивления и страха познания (быть полноценным человеком страшно и проблематично). 6. Страх быть познанным (испытумый должен позволить себя познать) 7. У личности есть цели в зависимости от которой по разному оцениваются средства 8. Сами субъекты плохо осознают свои цели и проблемы. 9. Противопоставление направленности на развитие и безопасность. Но или развитие или безопасность. Не зрелая наука стремится на однозначнсоть, определённость, чёткую структуру. Новая гуманистическая наука должна исключить из своих целей предсказание и контроль поведения. 10. Переживание нельзя заменить ни чем. Оно первично. Но наука тоже нужна. Важная роль между познающим субъектом и объектом познания. Чётко ставит вопрос о неклассической науке, раньше чем кто либо ещё. Простоя переживание того, что ты идёшь и дышишь помогает сделать жизнь стоящей, первичные переживания. Имманетный смысл- 11. Активность субъекта, переживание самодетерминированности. В науке не должно быть свободы от ценности. Наука как и учённые стоят на службе у ценностей. Наука- организованная система для изучения тайны и благоговения. Наука- то что даёт возможность творить не творческим людям.
Сделай ящик стружки. Маслоу приходит к тому, что цель жизни, миссии есть главная, системаобразующая характеристика. Призвание, миссия, долг. Идея того что первична не самоактуализация, а направленность на жизненную задачу и смысл. 1968- снова поехал в Калифорнию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|