Джоржд Келли (1905-1967 ) Психология личностных конструктов, Теория личностных смыслов
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Система конструктов - мировоззрение человека Родился в глухой деревне в фермерской семье. Сначала стал физиком и математиком. 1933-защитил диссер по психологии. В разгар депрессии стал работать психологом в колледже. Занимался чем попало. В войну психолог в армии. После войны стар работать в Огайо. Рядовой профессора провинциального университета. Его теорию считают когнитивной, но она экзистенциальная. Почему нужно перестраивать психологию? Экспериментальные психологи пишут об одном, а реальные исследования проходят иначе. Одни люди придумывают теорию, о S-R людях. Модель человека учёного (а не человека автомата). Мало кто рефлексирует свою базовую аксиоматику. Что можно сказать о мире: 1. Он реально существует 2. Человек движется в направлении к его большему пониманию 3. Мир со всеми его частями функционирует как целостный механизм 4. Мир постоянно изменяется 5. В мире есть жизнь и жизнь имеет начало и конец 6. Живое способно репрезинтировать реальность, сохраняя свою собственную реальность. Конструктивный альтернативизм: 1. Мы всегда истолковываем происходящее 2. Всегда есть альтернатива Человек всегда смотрит на мир сквозь очки, это подгонка не всегда хорошая, но без неё мир был бы неразличимой массой. Конструкт- модель, которую человек конструирует в своём сознании. Противопоставление конструктов пассивному отражению. Именно конструирование мира даёт нам возможность предсказывать поведение. Мир движется вперёд и обнаруживает правильность или не правильность таких предсказаний. Если предсказания оказались неверны значит наша конструкция требует изменения. При несовпадении с реальностью конструкты должны перестраиваться, но они этого не делают. Человек склонен уклоняться от изменения конструктов.
Две тенденции в образовании конструктов. 1. Подгонять конструкту под реальность (позитивно) 2. Сохранять их неизменность (невротизация, психологические защиты) Любое опровержение психоанализ интерпретирует как Эдипову агрессию. Если люди не ведут меня так как я от них ожидаю, значит нужно заставить их вести себя так же. Держась за свои ригидные истолкования человек тормозит своё личностное развитие. От опыта никуда не деться, он постоянно поступает. Базовый постулат: Психологические процессы определяются тем как человек антиципирует события. Наш способ предсказания есть конструкт. 1. Конкретный человек предвосхищает события на которые он имеет конструкты. 2. Люди отличаются друг от друга своим конструированием реальности 3. Конструкты определённым образом упорядочены, образуют структуру в которой есть системы более низкого и высшего порядка 4. Система конструктов каждого человека образованы ограниченным числом конструктов и они всегда дихотомичны. Но не все конструкты имеют дихотомичность 5. Разные полюса конструктов не равноценны, не симметричны 6. Любой конструкт имеет ограниченную сферу применений. Вегетарианец не станет классифицировать животных по принципу их съедобности 7. Система конструктов человека изменяется по мере того как он успешно конструирует модели событий. Плохо- конструкт не подтвердился, а изменения не произошло 8. Изменение в системе конструктов ограничены проницаемостью конструктов (его способность распространяться на новые элементы) и диапозоном их пригодности Конструкт друг- у одного этот конструкт не проницаем (есть два друга детства и больше другом он никого не назовёт), а для другого друг каждый новый собутыльник, то есть понятие друга гибко меняется. 9. Человек может гибко использовать разные конструкты почти в одно и тоже время. То что Вили думает сегодня не вытекает из того, что он думал вчера.
10. Психологические процессы двух людей сходны в той степени, в какой они пользуются одинаковыми конструктами. Сначала дружеские связи коррелируют с чертами характера, а к конце года с конструктами. Тоже и с браком. Конструкт- взгляд на мир 11. Что бы повлиять на человека нужно сконструировать его картину миру, подстроится под неё. Решётки Келли. Получал удовольствие от того кем его называли: экзистенциалист, когнитивист, психоаналитик. Но вообще ему приклеили ярлык когнитивности (выход книги совпал с когнитивной революцией). Игнорируется главное- когнитивная составляющая является вторичной, потому что Келии подчёркивает, что человек не наблюдатель, а живёт в мире. Конструкты- фильтры по переработке информации, но они порождают знание, а не информацию. Знание- значимая информация. Теория Когнитивного диссонанса Фестингера тоже не когнитивная. Не когнитивный диссонанс изменяет поведение, а смысл, мотивация. Диссонирующая ситуация должна быть значимой, то есть причина не когнитивная, а в ней должен быть какой-то смысл. Кели вводит понятие смысла. 12. Конструкты придают событиям личностный смысл, позволяют человеку быть не механически вовлечённым. Келли «Краткое введение в теорию личностных конструктов». Мы сами создаём смыслы. Смыслы не извлекаются из действительности, а строятся человеком на основе его конструктов. Альтернативизм- возможность человека по разному строить свои отношения с миром. Вопрос не в том существует ли реальность, а в том что человек может с ней сделать. Если я вкладываю себя в событие. Цикл- определённый процесс вложения себя в какое-то дело. 1. Антиципация (прогноз) 2. Вложение себя 3. Встреча с реальность 4. Подтверждение или не подтверждение 5. Пересмотр конструкта С опытом мы встречаемся там, где вкладываем себя. Живое- то что постоянно меняется. Келли «Онтологическая акселерация». Наши теория описывают то каким человек был вчера. Жизнь- это как эксперимент. Ошибка рассмтривать поведение как зависимую переменную. Для человека – это не Поведение- это независимая переменная не определяемая ничем кроме субъекта.
Джемс Бьюнджентал ученик Келли. Признак настоящей школы- после смерти лидера продолжается развитие теории, не снижается уровень теории. Оказал влияние на социальный конструктивизм. Все понятия которыми мы пользуемся связаны с теми конструктами, которые формируются в определённом социальном контекста. После 2000-ых начался откат от социального конструктивизма. Дж.Шотор прямой ученик Келли.
Отрыв от детерминации. Есть интенсивность потребностей, факторы, а предсказать ничего не можем?
19.05.2013 Российские теории личности: Сейчас психология вырабатывает язык на котором говорят все, максимальная интеграция теорий и концепций. Москва- школа Василюка
Бехтерев: -личность не только центр интеграции, но она ещё и управляет, способна к самодеятельности, интенциональности (принцип творческой деятельности, Рубинштейн). Бехтерев изучал социальной влияние личности. Лазурский (умер в 1917), ученик Бехтерева, создал первую теорию личности. 1. Характерологический 2. Психосоциальный Личность- это не только характер, но и психосоциальный аспект. 1904- Программа исследования личности (опередил Штерна). Не хватало немецкой строгости. Требуется схема, небольшой набор признаков, которые бы позволили отнести человека в какую-то группу. Когда этих признаков станет много, можно будет попробовать восстановить личность. 1. ощущение 2. восприятие 3. мышление 4. речь, особенности умственной сферы 5. память 6. настроение аффекты 7. чувства к собственной личности 8. чувства к другим людям 9. высшие идейные чувства 10. особенности эмоциональной сферы 11. воля 12. принятие решения 13. вопрос выбора. Индивидуальная психология- изучение черт Общая психология- изучение общих законов. Наклонности (диспозиции) душевные качества- единицы психологического анализа у Лазурского. Россия родина теории черт. Наклонность- возможность неоднократного повторения какого-то поведения, психического или физического. Наклонности могут быть по-разному развиты у разных людей. Но у разных людей необходимо разное воздействие, что бы наклонность проявилась.
Взаимоотношение наклонностей. Сильно развитая наклонность может проявляться спонтанно, а слабая наклонность только из-за сильного внешнего фактора. Так можно сказать про истероидность, шизоидность. Темперамент- устаревшее слово, проблема темперамента вливается в характер. Характер составлен из нескольких наклонностей, которые могут быть взаимопротивоположными Гибкость характер- в одном характере несколько противоположных наклонностей (человек может быть в завимости от ситуации тврдым или мягким). Только у немногих людей есть хорошая интеграция, у которых характер является целостным и его можно разложить на части. Деятельное, чувстенное «я» играет направляющую, интегрирующую роль. Сама по себе наклонность- это что-то потенциальное, может проявляться сильнее или слабее. В одном поведении может выражаться несколько наклонностей. Наиболее важные наклонности 1. простота наклонностей, сложны сложно вытащить 2. вариация, колебание наклонностей. Чем больше колебание наклонности в популяции тем более она значима. Если нет разброса 3. распространённость этой наклонности 4. связи с другими наклонностями. Волевые процессы. Нарцисс Ах, эксперимент с детерминирующей тенденцией. Структура сознательного волевого процесса: 1. желание и влечения 2. появление других, противоположных мотивов 3. вытеснение одним мотивом другого 4. напряжение волевого усилия для поддержание выбранного мотива 5. обсуждение 6. действие Сила и слабость влечения. Быстрота выбора, решительность или не решительность, устойчивость стремлений, способность к внутренней задержке, способность к волевому усилию, чувство собственной личности. Программа исследования личности в его отношении к среде. Впервые появляется идея отношения. Индивидуальность человека определяется не только его внутренними функциями, но и тем, как человек реагирует на объекты. Введение идеи мира, отношения к окружающей реальности. Экзопсихические элементы. -широта, объем -дифференцированность Отношения: 1. к вещам 2. к животным 3. к социуму 4. к семье 5. к труду 6. к любви 7. к внешним нормам жизни Личность- устойчивое и длительное единство, лежащее в основе всего, что совершается в нашей психике. Главное в личности- это эндопсихика, но к концу жизни всё больше склоняется к экзопсихике. За 20 лет до Олпорта. Богатство, сдожность личность. Цель личности- это интеграция. Но достаточно ли этого? Юнг, Левин тоже так считали. На нижнем уровне среда подчиняет психику слабого человека, на этом уровне люди дизадаптивны. Среда мало считается с особенностями индивида. На нижнем уровне- цель только адаптация. Но на высшем психическом уровне, цель- это адпатация. Эти люди не приспосабливаются, а приспособляют мир к себе.
Дизадаптация: 1. вынужденная 2. выбранная, человек не хочет адаптироваться. Даун-шифтинг, человек теряет мотивацию приспосабливаться. Эндопсихика она важнее, она ядро личности, но только внешняя среда, экзопсихика придаёт ей законченность. Лазурский бросил понятие отношение. Интересна его эволюция. За путь от индивидуальности, от темпераметра и характера к личности. От связанности и интеграции к уровням собственной неадапативности личности. Лазурский породил Санкт-Петербургскую школу. Басов- первый ввёл понятие деятельность. Деятельность- сознательное поведенией. Мясищев. Маркс, личность- совокупность общественных отношений примерно. Бернштейн Проблема личности- социальнотипическое в человек, а индивидуальное- это характер. На уровне личности все обязаны быть социальнотипичны, индивидуальность допускается только на уровне характера (большевики). Личность- целое, не разлагается на части, философский анализ первичен по-отнощению к психологическому. Личность- психическое образование сложной структуры, характеризующееся в действии. Патогенетическая концепция личности. Ананьев- психлогия восприятия и педагогики. Было два Рубинштейна. Был Рубинштейн философ и Рубинштейн психолог. Рубинштейн-психолог не удался. Субъект-объект, бытие есть нечто внешнее по-отношению к сознанию. Но мы находимся внутри этого целого, Василюк развил эту идею конкретнее. Мир нельзя определить без человек, человек входит в понятие мира. Два уровня существвоания человека: 1. рефлексивный (сознательная позиция к миру, сознательное самоопределение человека) 2. не рефлексивный Л.С.Выготский. Для Выготского центральным понятием является развитие. Личность- есть социальное в нас. Личность и произвольность, овладение. Мы только тогда можем говорить об овладении личности, когда человек осознаёт себя, управляет собой. Сначала мама управляет мной, потом я интериоризую это. Пример с Жане (вождь управляет племенем, вождь порождает намерение, а другие его продолжают). То есть личность- это самая высшая интегральная функция. Личность- овладения не отдельной психической функцией, а собой вообще. Но овладение поведением имеет сугубо социальную природу. Социальное, сворачивание в психику, продуктивный ход, начал применять к личности, но не успел. Проблема выбора, ситуация Буриданова осла- на разном расстоянии, как дети принимают решение, как они справляются с этой ситуацией. Человек может бросить монетку, опосредованность процесса. А.Н.Леонтьев Проблема личности- это единство и взаимосвязь отдельных деятельностей. Есть психика- это процессы, которые локализованы внутри. Личность- соединяет процессы которые происходят внутри о вовне. Леонтьев- личность находится в плоскости отношений с миром. Эта идея идёт от Выгосткого. Личность заслуживает особого предмета, не вписывается в предмет психологии, она его достраивает. Личность- высшее историческое, общественное единство. Джон Локк (ввёл не естественно-научное понятие личности)- Индивид это один вид тождества, а личность другой. В ходе биографии индивид превращается в личность. 1. Личность- это не биологическое и не социальное, личность- результат кристаллизации биографии 2. личность развивается 3. личность имеет строение 4. личность не биологическое единство, есть строение индивида и есть строение личности. Не всё в человеке имеет отношение к личности. Одни и те же биологические особенности могут иметь разные отношения к его личности. Природное и социальное- это всё предпосылки. Биологическое и социальное- это равноудалённые предпосылки. Личность впервые возникает, когда человек вступает в историю. Личность порождается деятельностью. При первобытном родовом обществе люди образуют единую цельность. Сначала личность есть у племени, далее идёт обособление индивидуальной личности (Жане). Индивид- это одно из самых важных изобретений человечества. Пока нет деятельности задатки так и остаются задатками. Не внешние (социальные) и не внутренние (биологические) условия. Личность- это тот процесс, который соединит их между собой. То есть личность- это некая функциональная система. Полимотивированность и соподчинённость мотивом (кризис 3 лёт). Способность к отсрочке удовлетворения потребностью. Позже- сознательная позиция по-отнощению к миру. Биография- это ещё не всё. Существует внутренняя работа по изменению биографии. Человек вступает в отношение к своему прошлому. Одно умирает и лишается своего смысла, а другое открывается заново. Человек не полностью продукт своей биографии. Структура личности- 1. Личность- широта отношений и связей с внешним миром 2. Иерархия, структура этих связей. Перекликается с дифференциацией и интеграцией 3. Общий тип строения личности (моно-вершинный, поли-вершинный) Личность может иметь единый мотив, смысл и цель или несколько. Личность- это перевёрнутая пирамида, которую держит вершина. Вершина- это смысл, ведущий мотив и цель. Достаточно ли хороша эта цель, что бы удержать всю личность, что бы не рухнула пиромида. Позже вместо иерархии деятельностей вводит иерархию взаимодействующих мотивов. 1. широта связей с миром 2. Общая иерархизированность мотивов Деятельность – единица жизни. Жизнь и биографии- это одно и тоже. Деятельность- процесс связь с миром. Мерлин, Проблема выбора- вестник психологического факультета, два номера (сравнивали простые выборы и судьбоносные). Простые выборы слабо корреллирут с чертами личности. Судьбоносные выборы слабо коррелирует с личностными особенностями.
Психоанализ никогда не рассматривает человека, как по-настоящему взрослого. В истории существуют точки разрыва детерминации, точки бифуркации. Точка бифуркация- стремительное нарастание неопределённости и разрущение детерминизма. Не всегда можно что-то изменить, а скорее в точках бифуркации. Сегодня выступать рано, а послезавтра будет поздно (Ленин)- чувство точки бифуркации. Людям выгоден детерминизм, снять с себя ответствнность. Вторник в 6 часов в аудитории 303.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|