ГЛАВА 1. Депривация и ее виды.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ СОДЕРЖАНИЕ
Введение...................................................................................................... …3 Глава 1. Депривация и ее виды 1.1. Педагогика и психология социальной депривации 1.2. Виды депривации.............................................................................. ….20 1.3. Особенности депривации психологического развития детей дошкольного возраста............................................ ….26 Глава 2. Дезадаптация 2.1. Понятие дезадаптации. Школьная дезадаптация. Взаимосвязь Глава 3. Игра как метод диагностики и средство коррекции детей младшего дошкольного возраста 3.2. Игра как метод диагностики детей младшего школьного возраста…….31 3.2. Игра как средство коррекция детей младшего школьного возраста...…33 Заключение..........................................................................................................…44 Список литературы................................................................................. …..46 Приложения ВВЕДЕНИЕ
Всем хорошо известно, что психическое развитие во многом определяется здоровьем, к сожалению констатируется тот факт, что дети, как правило, имеют ряд проблем в развитии почти всех сфер личности. Учитывая условия депривации, в которых они вынуждены находиться особо остро стоит задача сенсомоторного развития малюток как основы их дальнейшего личностного становления. Основную проблему представляет овладение коммуникативными умениями и навыками. Проблема развития и формирования речевого общения в условиях депривации остается одной из актуальных в теории и практике психологии, играет значительную роль в адаптации и социализации проблемных детей.
Общение возникает ранее других процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на психическое развитие ребенка, формирует личность в целом / А.В.Запорожец, М.И.Лисина/. При недостаточном общении, в условиях социально-психологической депривации темп формирования психических процессов замедляется /Е. Д.Дмитриева. 1989, Л. Г. Соловьева, 1996/. У детей, находящихся в условиях социальной депривации задерживается развитие психических процессов и не формируется речевая деятельность. Это несовершенство препятствует развитию речемыслительной познавательной деятельности, овладению знаниями. В связи с этим исследование особенностей речевого развития в условиях депривации представляется актуальным. Интерес к данной проблеме также вызван тем, что с каждым годом увеличивается количество отказных детей, вопросы, связанные с развитием, обучением и воспитанием таких детей остаются недостаточно разработанными. Термин «депривация» обозначает состояние недостаточного удовлетворения какой-либо важной психологической потребности. По аналогии с недостатком питания некоторые авторы говорят о психическом голодании как о синониме психической депривации. Наиболее ярко психическую депривацию можно наблюдать в детских домах и интернатах. Это обусловлено тем, что во всех учреждениях закрытого типа ребенок попадает в обедненную среду, что накладывает отпечаток на его психическое и физическое развитие. Распространена точка зрения, что сейчас в детских домах и интернатах практически нет здоровых детей, все воспитанники имеют соматические и психические заболевания. Ребенок, выросший вне семьи, развивается по особому пути, у него формируются специфические черты характера, поведения, личности. Проблемой депривации заинтересовались с середины девятнадцатого века. Исследователи пытались объяснить причины аномального развития детей и сравнивали развитие детей из дневных яслей и яслей с постоянным пребыванием.
Но главная проблема заключается в том, что депривационная ситуация, в которой однажды побывал ребенок, накладывает свой отпечаток на всю дальнейшую жизнь. Особенно пагубно воздействие депривации в младшем возрасте. В современном мире воспитатели, педагоги, да и просто взрослые люди не должны осознанно или бессознательно провоцировать депривационную ситуацию. А этого можно достичь только благодаря осведомленности и грамотности в этом вопросе. ЦЕЛЬЮ дипломной работы является изучение понятия «депривация» в психологическом смысле и её влияния на развитие человека в современных условиях. ПРЕДМЕТОМ исследования выступают процессы поведения индивидуума в различных жизненных условиях. ОБЪЕКТОМ исследования являются изменения психического состояния ребенка из-за неудовлетворения каких-либо жизненных потребностей, которые накладывают отпечаток на его дальнейшую жизнь и деятельность. ЗАДАЧИ: - изучить и проанализировать научную и методическую литературу по данной проблеме; - раскрыть понятие «депривация», выделить и охарактеризовать ее виды; - выявить особенности деприваиии детей в дошкольном возрасте; Так как депривация откладывает отпечаток на всю последующую жизнь ребенка, в том числе и на его обучение в школе, то выдвигается гипотеза, что школьная дезадаптация является следствием психической депривации в раннем возрасте. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: 1. Анализ специальной литературы /психологической, логопедической, 2. Анализ документации /планы, конспекты, речевые карты/. ДЕПРИВАЦИЯ — термин, используемый в самом широком спектре значений в биологических и социальных науках (и, разумеется, в психологии, изучающей, в частности, сочетание биологического и социального в человеке). Происходит от латинского слова deprivatio (потеря, лишение), появившегося в позднем Средневековье, поначалу — в церковном обиходе, и означавшего лишение духовного лица бенефиция (доходной должности). Слово постепенно проникло во многие европейские языки и ныне широко употребляется в повседневной речи. Например, английский глагол to deprive означает лишить, отнять, отобрать, причем с сильным негативным акцентом — когда имеют в виду не просто забрать, а лишить чего-то важного, цейного, необходимого (строчка из популярной песни: You deprived me of my rest — Ты лишила меня покоя).
ГЛАВА 1. Депривация и ее виды.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|