Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ГЛАВА 3. Игра как метод диагностики и средство коррекции детей младшего школьного возраста.




3.1 Игра как метод диагностики детей младшего школьного возраста

 

Попадая в школу, дети включаются в новые виды деятельности, предполагающие тесное сотрудничество друг с другом. Как уже стало известно, у депривированных детей страдает сфера общения. А так как наравне с обучением, преобладающим видом деятельности является игра, то посредством игры и можно доказать данное утверждение. Положение ребенка в группе и отношение к нему со стороны сверстников обычно определяется социометрическими методами. В этих методиках в различных сюжетных ситуациях дети осуществляют выбор предпочитаемых и не предпочитаемых членов своей группы.

Так, в сентябре 2006 года в первом классе коррекционной школы - интерната г.Усмани я проводила социологическое исследование, целью которого было выявить взаимоотношения детей и, исходя из результатов, рекомендовать систему коррекционных игр. Выбранная мною методика носит название «Два дома», где ребенку предлагается рисунок двух домиков, один из которых красивый, красный, большой, а другой домик - маленький, черный, невзрачный. Его просят представить, что красный дом принадлежит ему и туда можно приглашать своих друзей. «Подумай, кого из ребят ты пригласил бы к себе пожить, а кого поселил бы подальше, в черный дом». Число детских выборов не ограничивается.

В данном классе обучается 8 детей: Настя, Валя, Ваня, Вадим, Дима, Саша, Таня, Юра. Дети поочередно делали выбор «по секрету». Таким образом, социометрия выбора друзей дала следующие результаты: все дети класса выбрали яркий дом. Это обусловлено тем, что в данном возрасте эмоции детей поверхностны, поэтому ссоры и обиды мимолетны. Анализируя ситуацию «приглашения к себе в гости», выявлено: Настю пригласят пять человек (62,5%), мотивируя тем, что она добрая, со всеми играет; Вадима и Сашу выбрали четыре человека (50%), мотивация аналогична выбору Насти, добавлено, что с ними интересно, они веселые; Диму и Таню выбрали три человека (37,5%). Мотивация аналогична предыдущим; Ваню не выбрал никто (он ни с кем не играет).

Анализируя ситуацию «кого ты поселишь в темный дом», выявлено: Ваню поселят в этот дом четыре человека (50%), мотивируя тем, что он ни с кем не играет, жадный. Валю и Юру поселили два человека (25%), объясняя тем, что они дерутся, ябедничают, балуются, плохо себя ведут со взрослыми; Саша, Дима и Таня набрали по одному баллу (12,5%). Дети причину выбора не объяснили. Вероятнее всего, потому что кого - то надо было поселить в черный дом; Настю и Вадима в темный дом не поселили, так как считают их хорошими и интересными друзьями; Валя в черный дом не поселила никого, мотивируя тем, что со всеми надо дружить.

Таким образом, мы видим, что бесспорным лидером является Настя, которую выбрала большая часть класса, объясняя тем, что она со всеми играет. Изолированным в данной группе детей является Ваня. Его не выбрал никто, так как он ни с кем не играет. Отсюда можно сделать вывод, что определяющим мотивом для детей является игра. А наиболее важными качествами, отличающими популярных детей от не популярных, являются не интеллектуальные способности, а те качества, которые называют нравственными: доброта, отзывчивость, способность помочь, уступить. Бывают случаи, когда наиболее авторитетные с точки зрения педагогов дети не только не являлись популярными, но и получали максимальное число отрицательных выборов.

3.2. Игра как средство коррекции детей младшего школьного возраста

 

Для решения этой проблемы была разработана специальная программа коррекционных игр, включающих ряд этапов. Эта система игр, направленная на оптимизацию функции общения, была рекомендована педагогам коррекционной школы - интерната г. Усмани.

Задачей первого этапа является преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных барьеров, отгораживающих ребенка от других. С этой целью следует проводить игры, в которых дети должны говорить друг другу приятные слова, давать ласковые имена, видеть и подчеркивать в другом только хорошее, стараться сделать приятное для товарищей. Приведу несколько примеров подобных игр.

Добрые волшебники.

Игра начинается с того, что дети садятся в круг, а взрослый рассказывает им сказку: «В одной стране жил злой волшебник - грубиян. Он мог заколдовать любого ребенка, назвав его нехорошим словом. И все, кого он называл грубыми словами, переставали смеяться и не могли быть добрыми. Расколдовать того несчастного ребенка можно было только добрыми, ласковыми именами. Давайте посмотрим, есть у нас такие заколдованные дети?»

Многие ребята охотно берут на себя роли «заколдованных». Взрослый выбирает из них непопулярных, агрессивных детей и просит других помочь им: «А кто сможет стать добрым волшебником и расколдовать их, называя ласковым именем?» Дети с удовольствием берут на себя роль добрых волшебников. По очереди они подходят к агрессивным детям и стараются назвать их ласковым именем.

Волшебные очки

Взрослый приносит в группу коробочку с сюрпризом и торжественно объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, увидит только хорошее в других, и даже то хорошее, что человек иногда пря­чет от всех. Вот я сейчас примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, кто-то умеет строить из куби­ков, у кого-то красивое платье и пр.). «А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может они помогут рассмотреть то, что вы раньше не замечали». Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае, если кто-то затрудняется, можно помочь и подсказать. Повторения одних и тех же достоинств здесь не страшны, хотя желательно расши­рять круг хороших качеств.

Комплименты

Дети становятся в круг. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить, пообещать пли пожелать что-то хорошее. Упражнение проводится по кругу.

Царевна-Несмеяна

Взрослый рассказывает сказку про Царевну-Несмеяну и предлагает детям поиграть в такую же игру. Кто-то из детей будет царевной, которая все время грустит и плачет, а остальные будут по очереди подходить к ней и стараться ее рассмешить. Царевна же изо всех сил старается не засмеяться. Выигрывает тот, кто сумеет все-таки вызвать у нее улыбку или смех.

В качестве Царевны-Несмеяны выбирается отвергаемый, необщительный ребенок (лучше девочка), а остальные стараются ее рассмешить всеми силами.

Подарки

Перед игрой взрослый готовит различные привлекательные для детей мелочи: маленькие игрушки, ленточки, значки, коробочки, косынки, мишуру и пр., которые детям приятно было бы получить в

подарок. Все это заранее раскладывается на специальном столе и закрывается тканью, чтобы дети раньше времени не обнаружили это «богатство».

В группе объявляется праздник, а на праздник всегда дарят подарки. «Давайте сделаем так: пусть каждый выберет из вещей то, что ему понравится, положит в коробку, а потом подарит, кому захочет. Посмотрите, какие красивые подарки приготовлены для вас!» — говорит педагог. Он открывает приготовленные украшения и дает детям полюбоваться ими. Потом дети усаживаются на стульчики, которые стоят спиной к столу с подарками. Взрослый спрашивает одного из них, кому он хочет сделать подарок, дает ему коробку, с которой тот отправляется к столу. «Интересно, что выберет Петя (Саша, Оля и пр.) и кому он подарит свой подарок?» — говорит взрослый, обращаясь к остальным. И тут же объясняет важное правило игры: не подглядывать, что выбирает Петя и не выпрашивать для себе подарки.

Потом ребенок вместе с подарком в коробке подходит к тому, для кого этот подарок выбран. Торжественная передача подарка происходит при активном участии взрослого, который показывает всем детям подарок, если нужно, помогает приладить украшение и подсказывает, что за подарок обязательно следует поблагодарить.

Так по очереди все дети выбирают и дарят подарки друг другу.

Как уже отмечалось, главная задача этих игр - показать «трудным» детям, что все остальные к ним нормально относятся. Но не все агрессивные или замкнутые дети готовы хвалить других. Ни в коем случае нельзя заставлять их делать все это или ругать за несоблюдение правил. Пусть они сначала наблюдают со стороны и слушают приятные слова в свой адрес. Вскоре такое внимание вызовет у них ответную реакцию, и они станут полноценными участниками этих игр.

Следующая линия коррекционной работы направлена на то, чтобы научить детей правильно воспринимать сверстников - их движения, действия, слова. Задача взрослого - научить прислушиваться и присматриваться друг к другу. Наилучшим способом для этого является воспроизведение чужих слов и действий. Такое уподобление - важный шаг к становлению чувства общности и причастности к другому. На формирование этой способности направлены многие детские игры.

Зеркало.

Перед началом игры проводится разминка. Взрослый становится перед детьми и просит повторять его движения. После этого дети разбиваются на пары, и каждая пара по очереди выступает перед остальными. В паре один совершает какое - либо действие, а другой пытается как можно точнее воспроизвести его движение, как в зеркале. Остальные дети оценивают работу зеркала. Если зеркало искажает, оно кривое. Паре детей предлагается починить зеркало.

Испорченный телефон

Игра для 5—6 человек. Дети садятся в одну линию. Ведущий шепотом спрашивает первого ребенка, как он провел выходные дни, а после этого громко говорит всем детям: «Как интересно рассказал мне Саша про свои выходные дни! Хотите узнать, что он делал и что он мне рассказал? Тогда Саша шепотом, на ушко расскажет об этом своему соседу, а сосед тоже шепотом, чтобы никто другой не услышал, расскажет то же самое своему сосед)'. И так по цепочке мы все узнаем о том, что делал Саша». Взрослый советует детям, как лучше понять и передать, что говорит сверстник: нужно сесть поближе, смотреть ему в глаза и не отвлекаться на посторонние звуки (можно даже зажать другое ухо рукой). Когда все дети передадут свои сообщения соседям, последний громко объявляет, что ему сказали и как он понял, что Саша делал в выходные. Все дети сравнивают, насколько изменился смысл

передаваемой информации.

Если первому ребенку трудно сформулировать четкое сообщение, «запустить цепочку» может взрослый. Начинать игру можно с любой фразы, лучше, если она будет необычная и смешная. Например: «У собаки длинный нос, а у кошки длинный хвост» или «Когда птички зевают, они рот не открывают».

Иногда дети специально, ради шутки, искажают содержание полученной информации, и тогда можно констатировать, что телефон совершенно испорченный и нуждается в починке. Нужно выбрать мастера, который найдет «поломку и сможет ее устранить». Мастер понарошку «чинит» телефон, и после следующего круга все оценивают, стал ли телефон работать лучше.

Конкурс хвастунов

Дети садятся в круг в случайном порядке, а взрослый объявляет: «Сегодня мы проведем с вами конкурс хвастунов. Выиграет тот, кто лучше похвас­тается. Но хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно и почетно иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки он совершил, чем он может понравиться. Не забывайте, что это конкурс. Выиграет тот, кто лучше похвалится, кто найдет в своем соседе больше достоинств».

После такого вступления дети по кругу называют преимущества своего соседа и хвастаются его достоинствами. Здесь совершенно не важна объек­тивность оценки — реальные эти достоинства или придуманные. Не важен также «масштаб» этих достоинств — это могут быть новые тапочки, или громкий голос, или аккуратная прическа. Главное, чтобы дети заметили все эти особенности сверстников и смогли не только похвалить других детей, но и похвалиться ими перед остальными. Победителя выбирают сами дети, но в случае необходимости взрослый может высказать свое мнение. Выигрывает

тот, кто лучше похвалится своим соседом. Чтобы победа стала более значимой и желанной, можно наградить победителя каким-нибудь маленьким призом (картинка, бумажная медаль, значок и пр.). Такая организация игры вызывает даже у замкнутого или враждебно настроенного ребенка пристальный интерес к сверстнику и явное желание найти у него как можно больше достоинств.

Волны

Дети садятся в круг, а взрослый предлагает им вспомнить лето, когда они купались в речке, в пруду... «Но лучше всего купаться в море, — говорит он, — потому что в море волны и так приятно, когда они ласково гладят и омывают тебя. Волны такие веселые, добрые! И все очень похожи друг на друга. Давайте попробуем искупать друг друга в таких волнах! Давайте встанем, улыбнемся и попробуем изобразить волны руками». Дети изображают волны вслед за ведущим, который следит за тем, чтобы все волны были ласковые и веселые.

Утка с утятами

В игре участвуют мама-утка (лучше сначала на эту роль выбрать попу­лярного ребенка), маленькие утята (4—5 детей) и хищный коршун, который за ними охотится (эту роль выполняет взрослый — ведущий). Сначала мама-утка с утятами греются на солнышке, купаются в пруду, ищут червячков на полянке и пр. Вдруг налетает хищная птица и пытается выкрасть утят. Мама-утка должна укрыть, спрятать своих детей, собрать их вместе и защитить от опасности. Можно использовать покрывало или любую большую чистую ткань, чтобы дети могли спрятаться под ней. Спрятанного утенка коршун украсть не сможет. Когда все утята спрятаны, коршун еще некоторое время угрожающе кружится над ними, а потом улетает. Мама-утка выпускает своих детей из укрытия и они вновь резвятся на полянке.

В этой игре важно создать яркую воображаемую ситуацию, чтобы дети смогли вжиться в свои роли и почувствовать угрожающую опасность. В последующих играх роль мамы-утки можно поручать непопулярному ребенку, чтобы он получил возможность заботиться о других.

В этих играх детей объединяют не только одинаковые движения, но и общее настроение, что позволяет ощутить единство с другими. Все это разрушает защитные барьеры и создает чувство причастности.

Следующая задача коррекционной работы заключается в том, чтобы дать обособленному ребенку возможность самому выразить поддержку другим и получить удовлетворение от своего доброго поступка. Эта забота заключается в несложных игровых действиях: спасти от «салочки», помочь беспомощной «кукле», «старенькой бабушке», уступить дорогу на узком мостике.

Салочки-выручалочки

В игру можно играть либо на улице, либо в большом просторном помещении. Предварительно нужно очертить пространство игры (большую площадку — 30—40 шагов в длину и в ширину) и объяснить детям, что играть можно только внутри площадки и забегать за черту нельзя. Если кто-то убежит, значит он не хочет играть и выбывает из игры. После этого можно приступить к объяснению игры; «Я буду «салочкой», а вы будете от меня убегать. До кого я дотронусь, должен остановиться, бегать ему уже нельзя, пока кто-нибудь из ребят его не выручит. Чтобы выручить товарища, нужно дотронуться до его плеча. Как только до него дотронулись, он может снова бегать».

Игра начинается со слов, которые взрослый произносит вместе с

детьми:   «Салочка» нас не догонит,

«Салочке» нас не поймать,

Мы умеем быстро бегать

И друг друга выручать!

С последними словами дети разбегаются в разных направлениях, а во­дящий начинает ловить их.

После первой игры роль «салочки» можно поручить кому-нибудь из детей. Важно, чтобы дети замечали, кто их «спас» и кому они сами смогли помочь. После игры можно спросить их об этом и отметить, кто из детей чаще всего помогал другим.

Живые куклы

Дети разбиваются на пары несколько необычным способом: им предлагается заглянуть в глаза друг другу и найти себе партнера с тем же цветом глаз, как и у него самого. Если это вызовет затруднения, можно попросить помощь и совет у других. После того как пары образованы, можно объяснить содержание игры: «Помните, когда вы были маленькие, многие из вас верили, что ваши куклы (зайчики, мишки) живые, что они умеют говорить, просить, бегать и пр. Давайте представим, что один из вас превратится в маленького ребенка, а другой — в его куклу: куклу-девочку или куклу-мальчика. Кукла будет что-то просить, а ее хозяин выполнять ее просьбы и заботиться о ней». Взрослый предлагает понарошку помыть кукле ручки, покормить, погулять и пр. Ио предупреждает, что хозяин должен выполнять все капризы куклы и не заставлять ее делать то, чего она не хочет. Когда дети примут игровую ситуацию и увлекутся, пусть продолжают играть самостоятельно.

В следующий раз каждая пара может поменяться ролями

На мостике

Перед началом игры создается воображаемая ситуация. Взрослый раз­деляет всех детей на две группы, разводит их в разные стороны и предлагает представить, что они находятся по разные стороны горного ущелья, но им нужно обязательно перейти на другую сторону. Через ущелье перекинут тонкий мостик (на полу чертится полоска — 30—40 см, символизирующая мостик). По мостику могут идти только два человека с разных сторон (иначе мостик перевернется). Задача заключается в том, чтобы пойти одновременно навстречу друг другу и перейти на противоположную сторону, не заступив за черту (иначе «упадешь в пропасть»). Участники разбиваются на пары и осторожно проходят по мостику навстречу друг другу. Остальные следят за их движением и «болеют». Тот, кто наступит за черту, выбывает из игры («падает в пропасть»).

Успешное выполнение этой задачи возможно только в том случае, если кто-нибудь из пары уступит дорогу своему партнеру и пропустит его вперед.

Старенькая бабушка

Перед игрой несколько детей (8 или 10) делятся на пары, в которых один берет на себя роль бабушки (дедушки), а другой — внука (внучки). Бабушки и дедушки очень старенькие, они ничего не видят и не слышат (можно завязать им глаза). Но их обязательно нужно привести к врачу, а для этого требуется перевести их через улицу с очень оживленным движением. Внуки и внучки должны перевести бабушек (дедушек) через дорогу так, чтобы их не сбила машина.

На последнем этапе коррекционной работы становится возможной организация совместной продуктивной деятельности детей, где им нужно договариваться с другими. Дети с трудностями в общении, сосредоточенные на себе, не готовы к объединению вокруг общего продукта. Однако приведенные выше игры способствуют налаживанию нормальных отношений со сверстниками и готовят «трудных» детей к сотрудничеству, в котором ребята делают одно общее дело. Совместную деятельность лучше сначала организовывать в парах, где непопулярный ребенок имеет возможность работать вместе с популярным. Каждая пара должна создавать свое произведение самостоятельно, «по секрету» от остальных. Такая организация

способствует объединению, побуждает их договариваться и согласовывать усилия. Причем деятельность должна быть не соревновательного, а продуктивного характера. Приведу несколько примеров возможных занятий.

Рукавички.

Для занятия нужны вырезанные из бумаги рукавички с различным незакрашенным узором. Количество их пар должно соответствовать количеству пар участников. Каждому ребенку дается одна вырезанная из бумаги рукавичка, и детям предлагается найти свою пару, то есть рукавичку с таким же узором. Когда пора встретится, дети должны как можно быстрее и одинаково раскрасить рукавички. Каждой паре дается только три карандаша разного цвета.

Рисуем домики

Двое детей должны нарисовать на одном листе бумаги общий домик и рассказать, кто в нем живет.

Здесь приведены лишь несколько сюжетов детских игр, стимули­рующих взаимопомощь и заботу о другом. Естественно, каждая игра может быть дополнена или изменена в зависимости от вашей фантазии и конкретных условий. Важно только сохранить главную цель данных игр — побуждать к заботливому и внимательному отношению к сверстникам. Побуждать не призывами и нотациями, а создавая конкретные житейские или игровые ситуации, в которых внимание к другому является необходимым и естественным условием совместной игры. Очень важно также, что данные игры исключают всякое сравнение детей, их конкуренцию и соревновательность, Каждый делает все по-своему, как считает нужным. Нельзя осуждать детей за эгоизм или невнимательность. Нельзя слишком хвалить одних и ставить их в пример остальным. Такое оценивание и приведение положительных образцов, разделение детей на «хороших» и «плохих» может только разъединить детей и вызвать отчуждение. Наиболее эффективным способом воспитания нравственных качеств и преодоления трудностей в общении является не поощрение и порицание взрослого и не приобретение коммуникативных навыков, а формирование чувства общности с другими, своей внутренней причастности к ним. Как показывает опыт, систематическое проведение подобных игр и занятий способствует достижению этой цели.

Данная система игр дала положительные результаты, что подтверждается выводами из повторного обследования, проведенного в этом же классе в конце учебного года, то есть 28 апреля 2007 года. Я внесла изменения лишь в оформление игры, а содержание ее не изменилось.

Капитан корабля.

Во время индивидуальной беседы ребенку показывают рисунок (аппликацию) двух корабликов, один из которых красный, а другой - черный. Ребенку задаются вопросы:

Какой кораблик ты выбираешь? Почему?

Если бы ты был капитаном корабля, кого бы из ребят своего класса взял с собой в далекое плавание?

Кого ни за что не взял бы с собой и отправил на черный корабль? Почему?

Анализируя выбор ребят, я получила такие результаты: все дети хотели бы отправиться в плавание на красном кораблике. Свой выбор объяснили тем, что весной все яркое, красивое, теплое. Такие ассоциации детей связаны с тем, что в их жизни не было депривационных и стрессовых ситуаций, поэтому жизнь им кажется яркой и радостной.

Юру возьмут с собой в плавание 5 человек (62,5%), мотивируя выбор тем, что он общительный;

Таню и Валю выбрали 4 человека (50%), говоря, что девочки всем помогают, общительные;

Настю и Вадима выбрали 3 человека (37,5%), мотивируя тем, что ребята никогда ни с кем не ругаются;

Диму выбрали 2 человека (25%), говоря, что он спокойный;

Ваню выбрал 1 человек (12,5%), но выбор не был объяснен. Сравнивая результаты двух исследований, можно сделать вывод о том, что в классе произошла смена лидеров и мотиваций. Так преобладающим стал мотив общения, и в связи с этим наибольшее число выборов получили Юра, Таня и Валя. Также детьми ценится способность помогать другим. Примечательно то, что на черном корабле пассажиров не оказалось. Видимо за текущий год дети лучше узнали друг друга и сумели найти положительные стороны в каждом из своих товарищей.

Таким образом, предположение о применении коррекционных игр, направленных на предупреждение депривации и оптимизацию функции общения дало результат и положительно повлияло на формирование личности детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Приведенный краткий анализ особенностей личностного развития детей, находящихся в ситуации депривации, ставит вопрос о возможности снятия ее последствий или их сглаживания, для того, чтобы человек мог адаптироваться в обществе.

• Для оптимизации процесса   общения ребенка со взрослыми нужно
уточнить позицию взрослого в отношении ребенка, развивать автономию
ребенка от взрослого для избежания жесткой привязанности к
определенной ситуации. Для развития общения полезна тренировка,
отработка навыков поведения в разнообразных ситуациях, в том числе и
конфликтных. Нужно учить ребенка выходить за пределы актуальной
жизненной ситуации. С этой целью проводятся игры, в которых ребенок
должен вообразить, чем закончится его тот или иной поступок: например,
обещал помочь товарищу и не сделал этого. Во всех играх и занятиях
нужно особое внимание уделять тому, чтобы ребенок научился
представлять последствия своих поступков для себя и окружающих.

• Для развития произвольности поведения, операций планирования и
контроля за результатами своей деятельности можно использовать как
ситуации учебной деятельности, где все эти операции выступают
существенными ее компонентами, так и специальные коррекционные
занятия.

• Для полноценного интеллектуального развития, особенно образного
мышления, нужно обогащать конкретно - чувственный опыт ребенка.
Особое значение имеет манипулирование с песком, водой, пластилином,
камешками - именно в процессе такого манипулирования закладываются
важнейшие наглядно - образные представления младшего школьника о
величине, форме, строении предметов.

• Для развития воображения целесообразно разработать особый курс
занятий по ИЗО и словесному творчеству. Эти занятия должны развивать
умение планомерно исследовать предметы, фантазировать, воображать.
Очень хороши занятия типа: дорисовать начатый рисунок; угадать по
расположению точек и их прочерчиванию, что задумал художник;
рисовать одну картинку по очереди всем учащимся. Для развития
воображения в вербальном плане можно предложить учащимся рассказать
историю, например: «Что было сегодня утром», «Что случилось в
столовой» и т.д.

• Помимо развивающих игр, которые носят дидактический характер,
необходимо уделять внимание и свободной игре ребенка. Попытки с
самого начала развивать у младших школьников соответствующие
возрасту игры с правилами, были обречены на неудачу, так как в развитии
игры нельзя «перешагнуть» через освоение предыдущих ее этапов, и,
прежде всего - ролевой игры. На деле оказывается необходимым начинать
с игр - манипуляций, постепенно включая их в простейшие формы
ролевой игры, а затем и в более сложные.

Взрослый, работающий в детском учреждении интернатного типа, должен обращать особое внимание на то, как складываются его эмоциональные связи с детьми. Ошибка многих воспитателей и педагогов в том, что они строят свои отношения с воспитанниками по типу семейных, пытаясь заменить отца или мать. Поэтому надо разработать такой стиль общения, который учитывал бы качественную специфику данного учреждения.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. - М.:

«Ось-89», 1999.-224с.

2. Беличева С.А.- Диагностика школьной дезадаптации. - М.: «Академия»,
2001.-288с.

3. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. - М.: «Просвещение», 1989.-
285с

4. Дубровина И.В. Психическое развитие воспитанников детского дома. - М.:
«Академия», 1999. - 345 с.

5. Лабунская В.А. Психология затрудненного общения. - М.: «Академия»,
2001.-288с.

6. Мазепина Т.Б. Развитие навыков общения ребенка в тренингах, играх,
тестах. - Ростов н/Д: «Феникс», 2002. - 32 с

7. Мазенина Т.Б. Развитие познавательных процессов ребенка в играх,
тренингах, тестах. - Ростов н/Д; «Феникс», 2002.- 64 с.

8. Марциновская Т.Д. Детская практическая психология. - М.: «Академия»,
2000. - 307 с.

9. Матюгин И.Н. Методы развития памяти, образного мышления,

воображения. - Волгоград: «Учитель-ACT», 1996. - 84 с.

10. Матюшкин A.M. Психологическое самообразование. - М.: «Школа -

Пресс», 1992.-275

11. Прихожан A.M. Дети без семьи. - М.: «Педагогика», 1990. -150 с.

12. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. - М.:

«Просвещение», 1995. - 425 с.

13. Степанов В.Т. Психология трудных школьников. - М.-.«Академия»,

2001,-ЗЗ6с.

14. Фрейд 3. Тотем и табу // Труды разных лет. Кн. 1. Тбилиси, 1991.

15. Фридман Л.М.  Психологический справочник учителя. -М.: «Просвещение», 1991. - 287 с.

16. Панфилов Н.А. Игротерапия общения. – М.: «Академия», 1999. -391 с.

17. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. – М.: «Просвещение», 1993. -68 с.

18. Щербакова Т.Н. Детская психология в сказках и играх. Ростов н/Д: «Феникс», 2001. -132 с.

19. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З.Неверович.- М., 1986. с.32.

20. Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования. -К., 1992.

21. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте// Под ред. Д.И. Фельдштейна - М., -В., 1995.

22. Лангеймейер В.Й, Матейчек 3. Психическая депривация в дошкольном возрасте. Прага, 1984, с.5-19, 26-40.

23. Шиницина Л.М., Иванов E.G., Виноградова А. Д., Коновалова Н. Л., Крючкова Л.Л./ Развитие личности ребенка в условиях материнс­кой депривации,- Санк.-Петер, 1997, с. 5-10.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...