Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследование параметров операционных усилителей и схем на их основе




 

Цель работы:

Исследование принципов включения и работы Операционных усилителей.

Задание:

1) Оценка погрешности напряжения смещения нуля и способ компенсации этой

ошибки для инвертирующего и неинвертирующего включения усилителя ОУ -

для вариантов №1, №2, №3 – оценка погрешности напряжения смещения нуля.

2) Экспериментальная проверка зависимости коэффициента усиления ОУ

от соотношений сопротивлений в цепи обратной связи в схеме усилителя -

для вар №4, №5, №6 – способы задания и оценки коэффициента усиления ОУ.

Приборы и оборудование:

1. Стенд, с набором ОУ разных марок: К140УД6, 7, 14; К544УД1, 2; К574УД.

2. Источник двухполярного напряжения питания Е = ±12В с разделённой землёй;

3. Генератор синусоидальных импульсов, например, Г3-102 или однотипный;

4. Осциллограф, например, С1-55 – С1-118 или однотипный.

 

Краткие теоретические сведения

 

Операционным усилителем (ОУ) называют интегральную микросхему (ИМС), способную усиливать постоянный ток (УПТ) и медленно меняющиеся сигналы с частотой f ≥ 0, а также усилители синусоидального тока (УСТ) [4].

Схемы на основе ОУ предназначены для выполнения математических или логических операций над аналоговыми или дискретными сигналами.

В зависимости от назначения – схемы с ОУ снабжают цепью обратной связи (ОС), которая может быть отрицательной обратной связью (ООС) (рис. 5.1,а), либо положительной (ПОС) (рис. 5.1,б).

Усилитель без цепи ОС имеет собственный коэффициент усиления по напряжению (индекс А), который при частоте f = 0 соответствует А→∞.

Цепь обратной связи в схеме служит для передачи сигнала из выходной цепи во входную цепь. При отсутствии цепи ОС схема ОУ работает как компаратор (т.е. как пороговое устройство).

Обратная связь будет отрицательной, если сигнал ОС вычитается из входного сигнала, и положительной, если сигнал ОС суммируется с входным сигналом. Введение в схему с ОУ цепи ООС снижает собственный коэффициент А до требуемого практического значения КU = 1 ÷ 500. Введение в схему с ОУ цепи ПОС наоборот, увеличивает значение коэффициента А.

Универсальный (стандартный) ОУ имеет два независимых входа, один из которых называют инвертирующим, а другой – неинвертирующим (Рис. 5.2).

Напряжение на инвертирующем входе всегда находится в противофазе (т.е. повернуто на 180о) относительно выходного сигнала. Напряжение на неинвертирующем входе всегда совпадает по фазе с выходным сигналом (рис. 5.2,а,б).

В зависимости от используемого входа усилителям на ОУ дают наименование.

Если в схеме задействован отрицательный вход, то это инвертирующий ОУ.

Если в схеме задействован положительный вход, то это неинвертирующий ОУ.

Если в схеме задействованы оба входа, то ОУ называют дифференциальным.

Если сигналы, подаваемые на оба входа, имеют разные знаки, то такой сигнал называют дифференциальный сигнал. Это позволяет получить на выходе ОУ результирующий сигнал в виде суммы двух входных сигналов.

Если сигналы, подаваемые на оба входа, имеют одинаковую поляр-ность (сигналы одного знака), то их называют - синфазный сигнал.

Результирующим является сигнал разности двух входных сигналов. Схема дифференциального усилителя способна работать в режиме компаратора, срав-нивая два входных сигнала (рис. 5.2,а) и выдающая результат сравнения в виде:

 

UВЫХ = (U1–U2)* А. (5.1)

 

При равенстве входных сигналов U1 = U2 схема усилителя должна выдать UВЫХ = 0. В случае нарушения равенства (U1 ≠ U2), схема войдет в насыщение и из схемыа усилителя превратится в схему копмпаратора.

При этом напряжение на выходе ОУ стремится к мах. (UВЫХ→ЕПИТ) за счет большого коэффициента передачи (А →∞), а знак напряжения UВЫХ зависит от знака UВХ.МАХ, действующего на прямом или инверсном входе (рис. 5.2).

На один из входов схемы компаратора часто подают образцовое или опорное (UОП) напряжение, по отношению к которому выполняется сравнение.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...