Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образование как соц. феномен.




Позитивизм

2. Марксистская соц. В трудах Маркс осущ. междисциплинный анализ многих важных соц. проблем. Исходя из того, что «общ. состоит из индивидов, а выражает ту сумму связей и отнош. в которых эти индивиды находятся др. с др.», он обосновал развернутое представление об общ. как сист.

3. Психологич. парадигма. Пробудился интерес соц. к анализу соц. процессов с точки зрения психологии (Тард). Согласно его воззрениям, соц. – это просто коллективная психология. Соц. явл. и события явл. психическими по своей природе, т.к. они состоят из взаимодействия индивидуальных умов, обусловлены убеждениями и желаниями людей. Соц. процессы охватывают 3 постоянно циркулирующие формы: адаптация, повторение, оппозиция. Фундаментальным же принципом функционирования общ. служит подражание. Тард классифицировал виды подражания: логический и нелогический; внутреннее и внешнее (по последовательности и механизму движения); подражание-обычай и подражание-мода (по степени устойчивости); подражание внутри класса и одного класса, другому (по соц. природе).

Другой создатель американской классической соц. – Чарльз Кули, выступил с критикой принципа «подражания» признаком истинно соц. существа явл. способность выделить себя из группы, создать свое Я, выделиться из группы. Согласно его концепции зеркального Я? включает в себя: 1)представление о том, каким я кажусь др. 2) как др. оценивает образ. 3) самочувствие (гордость или унижение).

4. Дюркгеймосвская школа. Последовательным противником биологических психологических интерпретация соц. жизни – Эмил Люркгейм. Главной темой его творчества явл. Проблема соц. солидарности.


Образование как соц. феномен.

Образование есть обучение человека с целью передачи накопленных знаний и культурных ценностей. Образование можно характеризовать как относительно самостоятельную системы, функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенным знанием (прежде всего научным), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем общества, уровнем его материально-технического развития. Объектом социологии образования как отраслевой социологии является сфера образования, т.е. та социальная сфера, где разворачиваются функционирование процессов образования, действуют определенные субъекты в форме разнообразных учебных занятий (обучая, учась, поддерживая процесс обучения), складывается определенная система взаимоотношений людей.

Социология образования – самостоятельная отрасль социологического знания, предметом которой является система образования как социальных институтов, деятельность ценность. Она исследует место и роль образования в обществе, состоянии и динамику социокультурных процессов в сфере образования и прежде всего, учения как вида социокультурной деятельности; взаимодействие сфер образования с другими сферами общественной жизни; социокультурную структуру сфера образования и ее главных субъектов – учащихся и обучающих, их положение, интересы и взаимодействие; влияние образования на целостное развитие личности.

 

Как социальный институт образование рассматривается в тесной связи с другими социальными институтами (экономикой, политикой, семьей) и социальной стратификацией. Социальные институты есть формы социальной жизни и совместной деятельности людей. Современная система образования характеризируется массовостью и общедоступностью. Она превратилась в дифференцированную многоступенчатую систему, позволяющую человеку улучшать и обновлять полученные ранее знания и навыки. В ее составе тыс. учреждений дошкольного, общего и начального профессионального образования, средние специальные образовательные учреждения, высшие уч. заведения, более 700 науч. организаций, в т.ч. 92 научно-исследовательских института.

Как важнейший социальный институт общества образования выполняет ряд специфических функций. Важно, что они не только способствуют воспроизводству общества, социальной стабильности и интеграции, но и обеспечивают социальные изменения и развитие.

Функции:

1. Главная – это трансляция социального опыта и распространение культуры  в обществе; она заключается в то. что посредством института образования происходит передача от поколения к поколению ценностей культуры, научных знаний, достижений в области искусства. моральных ценностей и норм, правил поведения, опыта и навыков, присущих различным профессиям.

2. Функция – формирование у молодого поколения установок, ценностных ориентаций, жизненных идеалов, действующих в данном обществе. Благодаря этому молодежь приобщается к жизни общества, социализируется и интегрируется в социальную системы. Содержание осуществляемого системой образования процесса социализации и воспитания детей в значительной мере зависит от имеющихся в обществе ценностных стандартов, морали, религии, идеологии. В нашем обществе обязательная в недавние годы идеологизации и классовая направленность образования сменилась явным ослаблением нравственной, мировоззренческой ориентации. Функцию социализации выполняет в обществе прежде всего институт семьи, но современная семья не в состоянии обеспечить детей полным объемом знаний, навыков, умений, так как большинство социальных ролей во взрослом обществе требует систематического и длительного обучения. Именно эту двойную задачу – первичной социализации средствами культуры и подготовки к будущему статусу решает институт образования. В современном обществе все большую значимость играет подготовка индивидов к размещению их по определенных социальным позициям в социальной структуре общества, т.е. наделение человека определенным статусом. Эта задача решается не общеобразовательной школой, а специальными учебными заведениями – училищами, институтами, университетами.


Проблемы развития образования в России.

Система образования как самостоятельный институт сохраняет относительную устойчивость даже в самые критические моменты общественных перемен. И дело здесь не в том, что она обладает внутренними закономерностями своего развития. В то же время система образования в силу относительной самостоятельности и инерционной стабильности может оказаться в противоречии как с потребностями общества, так и с планами молодого поклонения. Такое противоречие возникает тогда, когда развитие системы образования отстает от изменений в потребностях государства и населения. Кроме того, существуют и внутренние противоречия, присущие самой системе образования.

Можно выделить ряд конфликтов, которые постоянно сказываются на развитии системы образования.

1.Противоречия между потребностями общества в кадрах и профессиональными склонностями молодежи между задачей подготовки квалифицированных специалистов для различных отраслей народного хозяйства, что предполагает специализацию, и потребностями передачи культуры, где узкая специализация противопоказана.

2. Противоречие между новыми потребностями общества и сложившимися организационными структурами в системе образования, между имеющимися финансовыми возможностями общества и потребностями образования и другие. Когда подобные противоречии, неизбежные и эволюционном развитии, резко обостряются, а их неразрешенность ведет к кризисной ситуации, становятся необходимыми реформы образования.

Смена госудераственно-политичисеского и социально-экономического строя создала принципиально- новую ситуацию в сфере образования, которая не способствует укреплению социально-правововых гарантий получения образования и профессии каждым молодым человеком в соответствии с его интересами и способностями. Система образования сегодня фактически лишена условий для своего нормального функционирования.

Проводимые в нашей стране социально-экономические преобразования углубили кризисные явления в культуре и системе образования. В тоже время появились новые возможности для перестройки образования, такие как формирующиеся в стране рыночные механизмы. Система образования поставлена в ситуацию выживания.

Задача социологии образования – исследовать новые механизмы и в любой модели выявлять опасные тенденции движения к недемократической модели образования, которые проявляются сегодня в России. Обновляющаяся школа (средняя и высшая) должна стать общественно-государственным институтом, т.е. открытой системой, культурным очагом общества, в механизме действия которого заложен контроль общественности, доступ каждого гражданина ко всем его звеньям: учебе (право на образование), приложению интеллектуального педагогического потенциала интеллигенции (возможности участия в обучении), управлению учеными заведениями, сферой образования.

Прорыв России в XXI век прежде всего связан с опережающим развитием образования, достижением высокого уровня и качества всеобщего среднего образования. Однако школа в России, являющаяся в последние годы чуть ли не единственным стабильным фактором социализации

Неоднородность современной школы экспериментальные, профильные школы, лицеи, гимназии (государственные и частные), обусловила разделение учебных заведений на массовые и элитарные. Все это в сочетании растущим социально-экономическим расслоением учащихся создает множества интеллектуальных, нравственных, психологических проблем. Главная опасность в том, что происходит отход государства и общества от всеобщего среднего бесплатного образования.

Другая опасность заключается в том, что предпринимаемые попытки изменить тип образования, закрепляя его содержание только на основе государственных стандартов, без введения новых предметов, не изменяют происходящего.

Принцип регионального образования породил ряд новых проблем, связанных с его содержанием. Ясно, что образовательные программы должны содержать знания культуры общечеловеческой, российской и того этноса, которые проживает в регионе. Но возникает проблема их оптимального сочетания, особенно в многонациональных регионах. В национальных школах русский язык становится факультативным, происходит отрыв нового поколения от русской, а следовательно, от мировой культуры. Политические амбиции местных лидеров проявляются в их стремлении к созданию «чисто национальных» систем образования.

Условием прорыва России в XXI век является необходимость качественных изменений в сфере профессиональной подготовки и переподготовки кадров, профессионального образования молодежи в первую очередь. В России до крайности обострилось противоречие между перспективными потребностями общества и сегодняшними интересами молодежи, которой все труднее решать проблему своей профессиональной подготовки и трудоустройства.


Лидерство

В сложных условиях переустройства нашего общества остро ощущается необходимость индивидуального влияния, влияния личности. Противоречивость развития, непредсказуемость многих социальных явлений, объективные трудности, попытки преодоления которых приносят новые трудности, вызывают все большую потребность в инициативных, эффективных лидерах, которые выражали и отстаивали бы интересы различных социальных групп.

Явление лидерства коренится в самой природе человека и общества. Лидерство основывается на объективных потребностях сложно организованных систем. К ним относится потребность в самоорганизации, упорядочении отдельных элементов системы в целях обеспечения ее жизненной и функциональной способности.

Потребность в лидерстве возникает, когда интересы. цели, обстоятельства приобретают значимость для целых групп людей. В малых группах лидерство, как правило, неформальное. В больших и организованных группах обычно присутствуют формальные структуры лидерства; руководство корпораций, высшее командование в армии, руководство профсоюзов и т.д. Лидером становится тот член группы, общности, который демонстрирует более высокий, чем у других членов группы уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи. Таким образом, лидер выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции.

Лидерство – это один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид или часть социальной группы выполняет роль лидера, т.е. объединяет, направляет действия свей группы, которая принимает и поддерживает его действия.

Важно предпосылкой лидерства в образовании является понимание структуры и социальных функций педагогической деятельности, представление о сущности образования и воспитания, их целях и средства, месте ученика и учителя в образовательном процессе.

Долго время в нашей стране существовала авторитарность - это не только характеристика стиля руководства, получившего широкое распространение в педагогической практике, это и способ мышления, образ видения мира, характер общения человека с другими людьми, которые воспринимаются им лишь в качестве объектов, средств для осуществления тех или иных целей, наряду с неодушевленными вещами. Авторитарная педагогика нацелена на формирование человека-исполнителя, «операнта», пригодного для осуществления определенного набора социальных функций и ролей. Она предполагает отказ от экстенсивно-информационного и переход к интенсивно-фундаментальному обучению, изменение ролей учителя и ученика. Учитель должен превратиться в организатора познавательной деятельности ученика, а ученик из пассивно-воспринимающего – в ее активного субъекта. Субъектный статус ребенка, позволяющий ему оставаться самим собой, творческий характер педагогического взаимодействия, продуктивность обучения, его развивающий характер, диагностико-корректирующий контроль результатов с учетом самооценки учащегося образуют новую парадигму этической педагогики, которая востребована временем.

Сложившаяся ситуация в системе как высшего, так и среднего образования требует от субъектов пед. процесса наличия лидерских качеств.

Наличие лидерских качеств необходимо не только руководителям образовательных учреждений, но и педагогам.

К понимаю лидерства в образовании имеется два подхода:

1.лидерство как высокий уровень профессионализма педагога; лидер – самостоятельно действующий субъект педагогического процесса, имеющий свое видение этого процесса, свою технологию и стиль обучения; его пространство – содержание и формы образования, стратегия и стиль поведения в учебном коллективе.

2.лидерство как руководство, управление образование; лидер представитель власти в образовании с соответствующими функциями и качествами; поле го деятельности –система образования и ее структуры.

Отношение между двумя типами лидерства и лидеров строятся на принципах сотрудничества, партнерства, взаимодополняемости и разрешения противоречий. Лидеры в образовании – наиболее продвинутые в личностных и профессиональных отношениях работники этой сферы, свободные внести свой индивидуальный, творческий, теоретически и практический вклад в реформу образования

 

В качестве лидеров в образовании выступают преподаватели как самостоятельно действующие субъекты пед. процесса роль которых в конкретных профессиональных ситуациях обусловлена не их формальным статусом, а личностным влиянием. Обучающее лидерство возможно только при условии обеспечения высокой компетентности и соответствующего профессионального мастерства преподавателей.


Семья

Семя – малая группа, связанная отношениями супружества, родительства родства. Семью рассматривают и как малую группу, и как социальный институт, регулирующий отношения между полами, родителями и детьми. Задавая правила отношений через традиции, обычаи, мораль, законы, семья выполняет социальные функции и предстает перед нами в качестве социального института. С другой стороны, реализация любых функций возможна только через взаимодействие в малой группе.

Раньше семья состояла из нескольких десятков поколений. В настоящие время утверждается простая семья. которая состоит из представителей двух поколений – родителей и детей. Этот тип семьи в настоящее время является преобладающим. В такой семье взрослые и дети живут со своими родителями до получения общего (профессионального) образования или до вступления в брак. Такая форма семьи соответствует экономическим возможностям современного общества, способствует большей самореализации молодого поколения, позволяет в определенном отношении сгладить конфликт «отцов и детей» т.к. родители и взрослые дети уже не являются членами одной малой контактной группы. Вместе с тем простая семья порождает социальную проблему одиноких престарелых родителей, нуждающихся в различных формах поддержки со стороны своих взрослых детей и зачастую не получающих ее.

Семья бывает полной и неполной. Полная семья состоит из обоих родителей и детей. В неполной отсутствует один из родителей, чаще отец.

Количественные характеристики семьи имеют важно значение и далеко идущие полследствия. Среднестатичистическая современная семья в России насчитывает 3, 2 человека)по переписи 1959 года – 6 человек). Среднее число детей, рожденных одной женщиной за весь детородный период, составляет в России 1,7-1,8. Демографический критерий при этом предусматривает рождение не менее 2,1 детей на замужнюю женщину или 2,6 детей на эффективный брак.

Основные функции семьи как социального института и малой группы:

1. Репродуктивная: биологическое воспроизводство общества. удовлетворение личной потребности в детях.

2. Воспитательная: социализация молодого поколения. удовлетворение личной потребности в контактах с детьми, самореализация в детях

3. Хозяйственно-бытвоая: домашний труд, обеспе6чение друг друга хозяйственно-бытовыми услугами.

4. Экономическая: экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи

5. Первичного социального контроля: моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, ответственность и обязательства членов семьи по отношению друг к другу.

6.Социально-статусная: предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры.

7. Досуговая: организация рационального досуга, удовлетворение потребности проведении совместного досуга социальный контроль в этой сфере.

8. Эмоциональная: эмоциональная стабилизация и реабилитация в семье, получение эмоциональной поддержки, психологической защиты.

9. Сексуальная: удовлетворение сексуальных потребностей, контроль сексуального поведения.

Отличия современной семьи от традиционной.

1. Для традиционной семьи характерен перевес ценностей семьи, родства над выгодами индивида и экономической эффективностью.

2. Современная семья перестает быть кооперативно-трудовым объединением, осуществляется переход от семейного производства к семейно-бытовому самообслуживанию. Женщина тоже вовлечена в общественное производство. В результате разрушается жесткое разделение труда внутри семьи.

3. Система ценностей традиционной семьи в иерархии которой на первых местах стояли долг, семейная ответственность. ценность детей как вклада в благополучную старость, родителей, доминирование авторитета родителей и родственников, по мере модернизации становится менее устойчивой и престижной, уступая место ценностям независимости личных достижений.

4. Супружество становится ведущим отношением в семье. Роль родительства по мере сокращения рождаемости отходит на второй план.

5. Переход от развода по инициативе мужа (чаще с связи с бездетностью брака) к разводу, вызванному меж личностной несовместимостью супругов (чаще по инициативе жены).

6. Переход от «закрытой» к «открытой» системе выбора супруга молодыми людьми на основе межличностной избирательности.

7. Деформируется традиция пожизненного брака по причине значительного количества разводов и повторных браков.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...