Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и структура личности




Личность- социальное свойство индивида, устойчивая целостность социально-типических и индивидуальных качеств, образовавшихся в результате его взаимодействия с обществом, социальными группами, институтами.

Обратим внимание, что личность:

1. Это прежде всего конкретный человек (индивид) в его социальных характеристиках;

2. Это результат социального воздействия и собственных усилий индивида (взаимодействия);

С одной стороны, личность типологична – обладает повторяющимися сходными чертами, свойственными другим людям, с другой – индивидуальна, т.е. в развитой или неразвитой форме обладает непохожестью, оригинальностью, самостоятельностью взглядов на мир, мышления, деятельности и общения.

Элементы структуры личности:

1. Социальный статус. Этот элемент по преимуществу свзяан с объектинвыми условиями существования личнсоти.

2. Самосознание, личностно «Я» (ядро личности). Этот элемент фикисрует субъектинвый внутренний мир человека, но имеет ярко выраженный социалогический аспект изучения.

3. Направленность поведения и детяельности личности. Этот элемент представляет собой определенный резултатт взаимодействия объективного статутса личнсоит и ее представлений о смамйо себе и социуме.


Малая группа: понятие, виды функции

Нижняя граница малой группы не меньше двух человек. Верхняя граница малой группы ограничивается 25 членами. Оптимальное число членов малой группы 7+2

Малая групп – немногочисленная по составу общность людей, члены которой объединены едино деятельностью, сходными интересами и находятся друг с другом в непосредственном личном общении.

Личный контакт участников – обязательный атрибут малых групп.

Основных признаках малой группы:

– непосредственные личные контакты ее членов;

– стабильность состава;

–внутренняя структура;

–установление определенных отношений между членами группы, интенсивное взаимодействие

–осознание участниками своей принадлежности к группе;

–действие «группового давления», побуждающего участников вести себя в соответствии с принятыми в группе нормами.

Малые группы классифицированы по разным признакам.

По признаку ведущей совместной деятельности различают производственные, учебные, спортивные, военные и другие малые группы.

По признаку длительности существования – временные (туристическая, экспериментальная, созданная для решения конкретной задачи производственная или научная группа) и постоянные группы.

По характеру организации группы, регулирующей взаимодействие членов группы, различают формальные (официальные) и неформальные (неофициальные). Формальная группа предполагает заданность своей структуры извне, распределение функциональных обязанностей осуществляется должностными инструкциями, имеющими юридический статус. Неформальные группы возникают стихийно, в результате общения (группы друзей, приятелей, всевозможное «тусовки» в среде молодежи). Важно отметить, что неформальные группы, как правило. существуют и внутри формальных.

По уровню развития различают диффузную (номинальную) группу, ассоциацию, группу-кооперацию, коллектив. Их отличает степень межличностного взаимодействия, групповой сплоченности, эффективности деятельности.

По степени воздействия на личность группы делятся на референтные и группу-присутствия. Референтная группа оказывает сильно влияние на поведение и установки индивидов, выступает для них эталоном ценностей и норм. Группа присутствия такого воздействия на личность не оказывает, поскольку не является для нее авторитетной, притягательной.

Функции малой группы, в основном, задаются с двух сторон – со стороны общества и со стороны личности.

1. Опосредование взаимодействия личности и общественной системы. Малая группа выступает звеном, через которое они воздействуют друг на друга.

2. Функция социализация личности. Без межличностного взаимодействия она невозможна.

3.Удовлетворение потребности человека создавать, сохранять и поддерживать тесные контакты, эмоционально благоприятные взаимоотношения с окружающими людьми. Эта функция выступает источником формирования социальных связей человека.

4. Функции реализации личностью себя в качестве субъекта. На деятельность малых трупп деятельность личность может оказывать сильное влияние. Если макросреда личности зада, то микросреда в значительной мере выступает продуктом ее собственной активности.

5. Функция самосохранения, поддержания групповой сплоченности.

 

Девиация как соц. феномен

Понятие «девиация» происходит от лат. deviation – отклонение. Девиации присущи любой материально системе – физической, биологической, социально. Существование каждой системы есть динамическое состояние, единство процессов сохранения и изменения. Любой системе присущи характеристики системности, целостности, самоорганизации, многовариантности, необратимости развития, взаимосвязи хаоса и порядка. необходимости и случайности. интеграции и дезинтеграции, устойчивости и изменчивости. Момент изменчивости и есть девиация.

В живой природе девиация выступает в форме мутаций – изменения наследственных свойств организма в результате перестроек и нарушений в его генетическом материале – хромосомах и генах.

Социальная девиация реализуется путем девиантного поведения.

Отклоняющееся поведение может существовать лишь при наличии трех условий: человека, которому свойственно определенное поведение: нормы, которая является критерием оценки девиантного поведения; другого человека или группы, реагирующих на поведение.

Исходным для понимания сущности девиантного поведения служит понятие «норма». Естественная норма- это допустимые пределы структурных и функциональных изменений, при которых обеспечивается сохранность объекта и не возникает препятствий для его развития.

Социальные норма, в отличие от естественных норм физических и биологических процессов, скалываются как результат адекватного или искаженного отражения в сознании и поступках людей объективных закономерностей функционирования общества.

Из сказанного видна двоякая роль социальных отклонений в обществе. С одной стороны, они несут угрозу стабильности общества, т.к. люди утрачивают чувство ожидаемого поведения (ролевые функции), происходит дезорганизация культуры и разрушения социального порядка. С другой стороны, отклоняющееся поведение является одним из путей адаптации культуры к социальным изменениям через создание новых норм в результате повседневного поведения индивидов.

При анализе девиантного поведения важно рассмотреть его структуру; общие закономерности развития, механизм действия.

Структура индивидуального отклоняющегося поведения складывается из поступка, имеющего объективные и субъективные признаки и направленного на определенные объект а также мотивов и целей. На уровне массового явления девиантное поведение выступает в качестве элемента общественной жизни, характеризуемого через такие составляющие его компоненты, как социальные ценности, институты, нормы и отношения.

Начальным звеном девиантного поведения является изменением ценностных ориентации в различных слоях населения и социальных группах, что обусловлено изменениями в объективных социально-экономических условиях жизни.

Общественные отношения деформируются тем сильнее, чем более искажены ценностные ориентации в различных слоях населения, чем менее эффективны социальные нормы и социальные институты

Девиантное поведение имеет свой механизм действия, состоящий из четырех звеньев; проблемной ситуации, ценностно-нормативных регуляторов, принятия решения, совершения поступка.

Уже в первом звене приблизительно определяется возможная направленность действий субъектов, зависящая от особенностей сложившейся проблемной ситуации. Во втором звене вступает в действие механизм ценностно-нормативной регуляции, связанный с разной степенью знания (названия) социальной нормы и характером отношений ней. В третьем звене субъект принимает окончательное решение о том или ином поступке. Здесь окончательно определяются его характер и направленность.

В четвертом звене происходит фактическое нарушение социальной нормы или же она соблюдается.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...