Противоречия социализации личности
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Человек развивается по двум основным программам: генетической, заложенной в индивиде как биологическом организме, и социальной, обусловленной усвоением социального опыта. Социализация – начинающийся в младенчестве и завершающихся в глубокой старости процесс освоения социальных ролей, культурных ценностей и норм общества, к которому принадлежит индивид. Со стороны общества социализации выглядит как процесс включения человека в социальную деятельность. общение, группы, причем по правилам, нормам данного общества. Нормы – принципы помогают обществу оказывать на индивида социализирующее воздействие более гибко, социально регулировать самостоятельные решения личности. Социальные институты, культурные нормы и ценности должны обеспечивать формирование социально востребованной, социально компетентной личности, адаптированной к наличными социальным условиям. Кризисные явления в функционировании политических экономических институтов, семьи, системы образовании и воспитания значительно затрудняют формирование просоциального поведения, стимулируют асоциализацию. Аномия, вызываемая кризисом сценностно0нормативной системы общества. резко снижает социализирующую роль норм-образцов, норм-принципов. В общественном и личном сознании начинается большая путаница с известно дилеммой «что такое хорошо и что такое плохо». С изменением общества многие представители старшего и среднего поколений столкнулись с проблемой ресоциализации. Ресоциализация – процесс социального переобучения, связанный с усвоением новых ценностей, норм, ролей взамен старых, утративших свою эффективность. Однако ресоциализции предшествует болезненный процесс десоциализации отучение отстарых ценностей, норм, ролей, правил поведения.
В современном обществе истинный смысл социализации – не просто в адаптации к наличным социальным условиям, а в раскрытии потенциала личности, ее творческих возможностей, в актуализации личностного «Я». 2 типа социализации: адаптацию и интеграцию. Адаптация – более простой, грубый тип социализации, когда человека приспосабливают к социальной реальности. Интеграция – более сложный, гибкий тип социализации, где личность выступает субъектом взаимодействия с обществом. ищет себя в нем. В современном обществе истинный смысл социализации – 7е просто в адаптации к наличным социальным условиям, а в раскрытии потенциала личности, ее творческих возможностей, в актуализации личностного «Я». Современное общество дает личности возможность большей свободы выбора для осуществления эффективной социализации. Но и к личности предъявляются высокие требования. Идентификация – это процесс усвоения социальных ролей, отождествления индивида с реальным или воображаемым объектом. Социальный уровень идентичности Э. Эриксон подразделяет на групповой и психосоциальный. Групповая идентичность рассматривается как включение личности в различные общности (исторические, классовые, национальные), подкрепленное субъективным ощущением внутреннего единства и неразрывности со своим социальным окружением. Психосоциальная идентичность дает человеку ощущение значимости своего бытия для общества. Общечеловеческий уровень идентичности понимается как осознание себя представителем человечества понимание глобальных проблем, формирование ответственности перед будущими поколениями за жизнь на Земле. Личностный кризис – поворотный момент в жизни человека, возникающий в результате невозможности быстро привычными способами разрешить противоречие между уровнем зрелости личности и социальными требованиями, предъявляемыми к ней на новом этапе развития.
Таким образом, кризис связан со сложностью решения эволюционной задачи, проблемы в социальном развитии личности. (Экономическая)Культура как социальный феномен Гибкость и инициативность руководителей, трудолюбие и исполнительность рабочих, их готовность к переменам – все это и многое другое в экономическом поведении находится в прямой зависимости от того, что называется экономической культурой общества. В процессе социализации в каждого человека как бы закладывается культурная программа, которая в дальнейшем определяет его повседневное производственное и потребительское поведение. Иногда развитие экономики зависит в большей степени от уровня и содержания экономической культуры отдельных социальных групп, институтов или обществ в целом, чем от размера инвестиций или новых технологий. Нормы и другие элементы экономической культуры тесно переплетены с нормами культуры политической, правовой, нравственной, эстетической. Часто понятие экономической культуры замещается более узким понятием деловой культуры, которая обозначает скорее стиль отношений между людьми в процессе труда и обмена, а не всю гамму норм и ценностей экономического действия. Существует и корпоративная культура как частный случай экономической и деловой. К корпоративной культуре относятся специфические черты внутрифирменной деятельности – способ подбора персонала, взаимоотношения между работниками и руководителями традиции. Экономическая культура выполняет функции трансляции, отбора и регуляции экономических норм и отношений. Типология экономической культуры возможна по разным основаниям. По сферам проявления различают культуру производственную, потребительскую, деловую; по носителям – предпринимательскую, крестьянскую, чиновничью, американскую. российскую, и т.д.; по содержанию норм и ценностей – рациональную и традиционную, институциональную, групповую и личностную. Формируется экономическая культура под влиянием массы социальных факторов. Во-первых, национальная культура. Особые черты национальной культуры оказали влияние на становление капитализма в Европе и за ее пределами.
Во-вторых, субкультура. Культура предпринимательства во многих странах формировалась под воздействием локальных субкультур. В дореволюционной России носителем предпринимательских ценностей и высоких трудовых традиций оказалась старообрядческая субкультура. ПО некоторым данным к старообрядцам принадлежало более 60% торгово-промышленного класса России. Старообрядцы помимо ритуальных особенностей желали отличаться от «никоима» более высокой нравственностью, трудолюбием и рачительностью Отечественная экономическая культура зависима от политики, с одной стороны, и от криминала – с другой, зато автономна от нравственных и религиозных норм. Экономической культуре нашего общества присуще достаточное стилевое и нормативное разнообразие. По являются новые носители в лице социальных и профессиональных групп. Разнообразие способствует гибкости социальной системы и предоставляет варианты для ее развития. Культура старшего поколения и молодежи, столицы и провинции, отдельных регионов отчуждена друг от друга. порой самодостаточна, изолирована. В настоящее время происходит интенсивный процесс заимствования норм западной экономической культуры, протекающий стихийно. Население учится торговать, осваивает новые образцы поведения в рамках отношений управляющий – управляемый, работодатель – работник, продавец – клиент. В то же время исследования деловой культуры предпринимателей показывают, что часто заимствования носят внешний, поверхностный характер. Ядро их деловой культуры, их менталитет остается прежним, поскольку коренится в тех социальных отношениях, которые не претерпели существенных изменений. Экономические ценности для населения теперь более значимы, чем политические или культурные. Нормы, основанные на сознательных целях, постепенно вытесняют нормы, основанные на привычке, укорененные в традиции. Конфликт Конфликт – неотъемлемая составляющая социальной жизни.
Понятие «конфликт» в переводе с лат. означает «столкновение». Социологию интересуют социальные конфликты, где субъектами выступают люди в различных формах своей социальности (социальные группы, классы, партии, нации, организации, институты, государства и др.). Социальный конфликт – это столкновение общественных, групповых, но не индивидуальных интересов. И даже если он проявляется в столкновении отдельных людей, личностей, его социальный смысл заключается в том, что участники взаимодействия выступают в данном отношении как носители свойств общности. противоречие -> конфликт -> кризис Кризис – это результат глубоких негативных изменений в содержании и формах жизни различных социальных групп, серьезное нарушение механизма социального контроля в экономике, политике, культуре. Конфликт имеет некоторые особенности по сравнению с другими стадиями противоречия. Прежде всего, это уже обострившееся противоречие, которое настоятельно требует своего разрешения. Выделим несколько существенных признаков конфликта: 1. Наличие противоборствующих сторон; 2. существование противоречия между ними, являющегося источником, причиной конфликта; 3. осознание участниками конфликта противоположности своих целей, интересов, ценностей; 4. активное столкновение сторон. конфликтное взаимодействие. Исходным тезисом современных теорий конфликтов стало утверждение, что необъемлемой компонентой общественной жизни являются постоянные социальные изменения, которые неизбежно, закономерно вызывают конфликты. Конфликты возникают на всех уровнях (индивидов, соц. групп, соц. организаций, общества) и во всех сферах соц. системы. В совр. конфликтологии существуют две основные модели изучения и описания конфликта: структурная и динамическая (процессуальная). В рамках структурной модели конфликт рассматривается как бы в «стоп-кадре», в статике: выделяются и характеризуются все элементы, составляющие конфликт, устанавливаются взаимосвязи между ними. Разные исследователи выделяют разно число структурных элементов конфликта. Выделяются следующие элементы: 1. Конфликтная ситуация. Она фиксирует возникновение реального противоречия в интересах, положение соц. субъектов. Конфликтная ситуация, - это еще не сам конфликт. Конфликтную ситуацию порождает объект конфликта. Объект конфликта =- необходимое, но недостаточное условие существования конфликтной ситуации. Должен еще быть предмет конфликта, то есть сор субъектов взаимодействия по поводу отношения к объекту, т.к. каждый из оппонентов претендует на единоличное обладание, управление им;
2. стороны конфликта. Оппонентами в конфликте выступают любые сложные образования, состоящие из отдельных людей, групп, организаций. Все они обладают широким наоборот социально-демографических деловых, личностных характеристик, множеством мотивов, целей, ценностей, установок; 3. инцидент. Это ситуация взаимодействия, которая позволяет осознать наличие объективно существующего противоречия в интересах участников и начать активные действия и противодействия. Четыре основные стадии развития конфликта: 1. Стадия – предконфликтная делится на две фазы: латентную (скрытую) открытую Вначале складывается конфликтная ситуация: расхождение в интересах, целях, ценностях, рост различий в соц. положении субъектов ведет к накоплению и обострению противоречий в системе межличностных, межгрупповых, межклассовых, межэтнических отношений. На этой фазе возникает эмоциональное напряжение, раздражение, злость. Прямого столкновения еще нет. Открытая фаза предконфликтной стадии начинается с инцидента, который приводит в движение конфликтующие стороны. На этой стадии правильный выбор стратегии дает возможность избежать конфликта. 2-я стадия – конфликтная – характеризуется конфликтным поведением. Это самая активная, деятельная часть конфликта. (словесные прения экономические санкции, физическое воздействие, полтичиеская борьба, спортивное состязание). 3-я стадия – разрешение конфлиткта. Внешним рпзниаком разрешения конфликта может служить завершение инцидента. Основными причинами угасания, окончания конфликта могут быть следующие: 1) выход из конфликта одной из сторон, или же ее исчезновение, уничтожение (например во время военных действий); 2)прекращение конфликта путем вмешательства третьих лиц (посредничество, арбитраж, ввод войск) 3) исчерпанность предмета спора и примирение сторон на основе компромисса или сотрудничества
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|