Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отработка за 04.10 и 05.10. Вопросы для обсуждения. Вертикальные соглашения: особенности квалификации и критерии




Отработка за 04. 10 и 05. 10

Вопросы для обсуждения

Вертикальные соглашения: особенности квалификации и критерии

Федеральный закон «О защите конкуренции» определяет «вертикальное» соглашение как соглашение между хозяйствующими субъектами, один из которых приобретает товар, а другой предоставляет (продает) товар.

По общему правилу «вертикальные» соглашения обеспечивают доставку товара от производителя к потребителю, опосредуя оборот товара на рынке.

В большинстве случаев в отношении «вертикальных» соглашений не применяются антимонопольные требования и ограничения. Так, согласно ч. 2 ст. 12 названного Закона допускаются «вертикальные» соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений между финансовыми организациями), доля каждого из которых на любом товарном рынке не превышает 20%.

При этом, как следует из решения Президиума ФАС России от 30 марта 2012 г. № 6-10/3, для установления допустимости «вертикального» соглашения доли сторон такого соглашения следует определять на каждом рынке, на котором обращается товар, приобретаемый по «вертикальному» соглашению.

Значит, если доли участников «вертикального» соглашения не превышают 20% на рынке товара, в отношении которого оно заключено, то к такому «вертикальному» соглашению антимонопольные требования не применимы. Если же доля хотя бы одного из участников «вертикального» соглашения превышает 20%, то такое соглашение подпадает под антимонопольные ограничения.

Антимонопольные ограничения применяются независимо от доли участвующих в «вертикальном» соглашении лиц, если оно заключается между финансовыми организациями.

Закон запрещает «вертикальные» соглашения, если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

Признаками ограничения конкуренции являются в том числе:

— отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке;

— определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке;

— иные обстоятельства, позволяющие хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Не требует установления факт ограничения конкуренции и запрещаются «вертикальные» соглашения между хозяйствующими субъектами, отвечающие вышеуказанным условиям, если:

1) такие соглашения приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара. Это не касается случая, когда продавец устанавливает для покупателя максимальную цену перепродажи товара;

2) такими соглашениями предусмотрено обязательство покупателя не продавать товар хозяйствующего субъекта, который является конкурентом продавца. Данный запрет не распространяется на соглашения об организации покупателем продажи товаров под товарным знаком либо иным средством индивидуализации продавца или производителя.

Стоит отметить, что любое «вертикальное» соглашение, в том числе формально подпадающее под антимонопольные запреты, может быть признано допустимым. Так, согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О защите конкуренции» соглашения, предусмотренные ч. 2—4 указанного Закона, могут быть признаны допустимыми, если они не позволяют отдельным лицам устранять конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагают на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких соглашений, а также если их результатом является или может являться:

1) совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке;

2) получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате таких соглашений.

Заметим, что на основании ч. 2 ст. 13 Федерального закона «О защите конкуренции» Правительство РФ вправе определять случаи допустимости соглашений. Действуют Общие исключения в отношении «вертикальных» соглашений между покупателями и продавцами, утвержденные постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. № 583. Согласно данным Общим исключениям соглашение, заключенное между хозяйствующими субъектами, один из которых приобретает товар или является его потенциальным приобретателем (покупателем), а другой предоставляет товар или является его потенциальным продавцом, признаются допустимыми, если в совокупности выполняются следующие условия:

1) продавец продает товар двум и более покупателям и имеет долю на рынке этого товара менее 35% либо продает товар единственному покупателю, доля которого на рынке этого товара составляет менее 35%;

2) продавец и покупатель не конкурируют между собой либо конкурируют на товарном рынке, на котором покупатель приобретает товар в целях его последующей продажи;

3) покупатель не производит товары, взаимозаменяемые по отношению к товарам, которые являются предметом соглашения.

При этом имеется ряд, условий, которые не могут быть признаны допустимыми даже в соглашениях, отвечающих вышеуказанным условиям. Рассмотрим кратко, какие условия не могут быть включены в «вертикальные» соглашения.

1. Условия, ограничивающие возможность покупателя самостоятельно определять цену, по которой он перепродает товар иным лицам, в том числе условие о минимальной цене перепродажи или фиксированной цене перепродажи. Стоит отметить, что ч. 2 ст. 11 Федерального закона «О защите конкуренции» не запрещает продавцу, участвующему в «вертикальных» соглашениях, устанавливать для покупателя максимальную цену перепродажи товара. Установление максимальной цены перепродажи в «вертикальном» соглашении может быть признано нарушением антимонопольного законодательства, лишь если такое условие соглашения приводит или может привести к ограничению конкуренции.

2. Условия, предусматривающие отказ покупателя продавать товар на определенной в соглашении территории, а также перепродавать товар покупателям, относящимся к определенной в соглашении категории.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...