Задания, мешающие когнитивному процессу (ЗМКП), и задания, помогающие когнитивному процессу (ЗПКП)
При промедлении выполнения какого-нибудь специфического задания берутся на заметку свои мысли о нем. ЗМКП потеряют большую часть власти, если их записать и сопоставить с более объективными — ЗПКП, используя таблицу 5.8. Это позволит с большой точностью выделить когнитивные искажения, среди которых можно обнаружить и максимализм и дисквалификацию положительного, и ошибку в предсказании судьбы. Узнав вид искажения, (108:) можно заняться его исправлением. На смену промедлению придут действия и творчество. Так же этот принцип можно применить к мыслям, которые возникают автоматически в негативной форме во время откладывания какого-нибудь занятия. Эти мысли создают лишнюю нервозность и мрачные предчувствия, которые ослабляют в свою очередь стремление к действию. Например, вы должны выступить перед коллегами, и вас беспокоит предстоящее уже за неделю, так как «предчувствуете» речь или вынужденное увертывание от прямого вопроса из аудитории. Ко времени выступления вы уже прочно запрограммировали себя на такое поведение, вы чрезмерно нервничаете, так что все заканчивается плохо, как и предполагалось. Существует простой способ избежать подобного провала: каждый вечер, в течение десяти минут, перед тем как лечь спать мечтайте о том, как публика «на ура» воспримет ваше выступление. Фантазируйте, как вы элегантно предстанете перед публикой, красиво и лаконично скажете речь и мягко, дипломатично парируете все вопросы. Конечно, нет никакой гарантии, что все обязательно так и будет, как вы предполагали, но здесь нет ощущения, что ваши ожидания и настроения полностью зависят от предчувствий. В таблице 5.8 в первой колонке записываются мысли, препятствующие побуждению к действию. В правой — выделяются искажения и описываются объективные позиции. (109:)
Таблица 5.8. ЗМКП — ЗПКП
Курочка по зернышку клюет
Следующий метод активизации заключается в умении разбивать задания на составные части. Это препятствует зацикливанию на каждом действии. Человек, работа которого заключается в посещении многих конференций, не может сконцентрироваться на ней из-за депрессии, волнения или мечтаний. «Я ничего не понимаю. Боже, как это скучно. Лучше заниматься любовью или рыбалкой». Приведу пример того, как можно сконцентрироваться и побороть раздражение. В течение трех минут человек слушает выступающего, а потом делает минутную паузу и мечтает. После этой передышки в течение еще трех минут слушает и не отвлекается на раздражающие мысли. Затем очередная минутная пауза. Этот метод повысит способность сосредоточивать внимание за счет уменьшения влияния раздражающих мыслей, которые через некоторое время даже покажутся смешными. Очень полезен метод деления времени при выполнении задания. Планируются промежутки на выполнение конкретных действий, после которых необходимо переключиться на что-нибудь более радостное, вне зависимости от того, закончено задание или нет. Звучит просто, а творит чудеса. Например, жена политического деятеля долго копила ненависть к мужу из-за его успешной жизни. Ей казалось, что она тащит на своих плечах непомерную ношу: воспитание детей и уборка в доме. Так как она испытывала чувство принуждения, то ей никогда не хватало времени закончить свои начинания. Она страдала от депрессии и лечилась у (112:) многих специалистов на протяжении многих десятилетий без особого успеха, так как не прилагала усилий найти ключ к личному счастью.
Проконсультировавшись с одним из моих коллег (доктором Аароном Т. Беком), она почувствовала значительное облегчение, депрессия как бы отступила (терапевтическое чародейство А. Бека всегда поражало меня). Как же он достиг такого чуда? Просто объяснил ей, что депрессия возникла из-за того, что она не обращала внимания на многие важные для себявещи, не верила в себя. Вместо борьбы со своим страхом перед проблемами, она обвиняла мужа в недостаточном участии и жаловалась на несделанную домашнюю работу. На первом этапе нужно было решить, сколько времени она хочет потратить на домашнюю работу; она не должна была работать хоть на минуту больше, даже если весь дом стоял вверх ногами, а на остаток дня нужно запланировать интересные дела. Она решила, что часа на домашнюю работу достаточно, и поступила на работу, чтобы сделать собственную карьеру. Это дало ей чувство свободы. Так по мановению волшебной палочки депрессия улетучилась вместе со злобой, которую она накопила против мужа. Я не хочу сказать, что обычно с депрессией так легко справиться. Даже в предыдущем случае пациенту придется долго бороться с некоторыми всплывающими вновь и вновь признаками депрессии. Иногда пациент опять начинает обвинять в своих несчастьях других. Тогда ему придется прибегнуть к ранее описанному методу еще раз. Разделение заданий на части может помочь каждому; кто откусывает слишком большие куски, тот знает, как неудобно их жевать. Целесообразно установить ограничение во времени (113:) на любой труд; найти мужество отойти от незаконченного дела. Последует удовлетворение от значительного прироста продуктивности; промедление станет частью прошлого.
«Хочу, но не должен» Жесткая мотивация действий — еще одна возможная причина промедлений. Любое побуждение можно убить многочисленными «следует», «необходимо», «должен». Ими человек убивает в себе даже желание двигаться. Д-р Альберт Эллис назвал эту преграду «моральной мастурбацией». Следует избегать при формулировке заданий слов о необходимости и долге. Альтернативным подходом к мотивации утреннего подъема может, например, стать следующая фраза: «Я почувствую себя лучше, если встану. Хотя я и не должен подниматься,, но мне это понравится». Переделав «должен» на «хочу», человек почувствует уважение к себе, испытает ощущение свободы выбора и не уронит собственное достоинство. «Пряник» всегда действует надежней «кнута». Спросив себя: «Что сейчас предпочтительней сделать?» — больной сможет оценить значимость занятий и увеличить свои побуждения к действию. Если же предыдущие советы оказались не эффективными, и желание лежать в постели по-прежнему доминирует над другими, то целесообразно составить список преимуществ и недостатков подобного времяпрепровождения. Например, бухгалтер, не справляющийся со своей работой, почувствовал, что ему трудно просыпаться по утрам. Клиенты стали возмущаться постоянными отсрочками. Чтобы избежать стычек с ними, бухгалтер мог проводить в постели недели, (114:) даже не отвечая на телефонные звонки. Многие клиенты разорвали контракты, и его бизнес стал разваливаться. Ошибка бухгалтера в его мыслях: «Я знаю: мне следует пойти на работу, но я не хочу! И не должен\ И не пойду!!!» В данном случае слово «следует» означает только то, что он должен встать для того, чтобы удовлетворить толпу разъяренных клиентов. Это было настолько неприятным, что он сдался. Нелепость сложившейся ситуации открылась ему после того, как он составил список преимуществ и недостатков постельного образа жизни (табл. 5.9). Стало ясно, что встать с кровати — намного полезней. По мере того, как бухгалтер включался в работу, его самочувствие улучшалось. Таблица 5.9.
Первый закон Ньютона
Отбить всякую охоту к деятельности могут постоянные указания родных и друзей. Их «команды» только усиливают нежелание больного работать. Почему подобная тактика обречена на провал? Это основной закон механики: всякое действие вызывает противодействие. Чувство противоречия заставляет встречать в штыки каждое указание. Стараясь сохранить чувство собственного достоинства, человек часто делает больнее всего себе. Стараясь помочь больному советом, близкие ставят его в положение — «не могу выиграть». Потому что, если тот отказывается, то делает хуже себе, а если соглашается — перестает уважать себя, так как вручил контроль над собой постороннему. Никого не следует принуждать. Мери, молодая женщина, после многих лет депрессии, была направлена к нам родителями. Мери могла сидеть перед телевизором и смотреть сериалы месяцами. Это произошло из-за ее страха выйти в свет и еще потому, что ей казалось, она таким образом противостоит влиянию со стороны матери. Мери понимала, что будет чувствовать себя лучше, если займется каким-нибудь делом, но любое действие считала поражением в борьбе с матерью. Мать же говорила ей: «Выйди из спячки, займись чем-нибудь». Чем больше давила мать, тем упорней Мери сопротивлялась. Довольно непривлекательно выглядит особенность человеческой натуры думать, что следовать чьим-либо советам тоже самое, что работать под палкой. К счастью очень легко научиться справляться с людьми, которые любят понукать и ворчать. Для Мери лучшим выходом было бы понять, что будет лучше ей включиться в выполнение некоторых дел. (116:) Предположим, как только Мери пришла к такому выводу, появилась ее мать и воскликнула: «Перестань валяться! Ты упустишь все, начни двигаться! Живи так, как все твои сверстницы!» В этот момент Мери покидают все ее благие намерения. Один из выходов в сложившейся ситуации — согласиться с матерью, но дать ей понять, что сделано это на основе самостоятельно принятых решений. «Да, мама, я только обдумала ситуацию и решила, что это пойдет мне на пользу. И только поэтому сделаю то, что ты предлагаешь». Теперь можно работать, не чувствуя себя во власти чужих решений. Свой ответ можно сделать и более колким: «Да, мама, между прочим, я уже приняла решение вылезти из кровати, несмотря на твои слова!»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|