Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учитесь держать свое оружие




То, что человек склонен испытывать чувство вины, дает возможность окружающим манипулировать им. Если кто-то хочет угодить всем, то он дает прекрасную возможность сесть себе на шею и позволяет заставлять себя действовать против собственных интересов. Довольно простой пример, сколько всевозможных приглашений человек принимает против своей воли, чтобы не обидеть чьи-то чувства. В этом случае плата за согласие не очень велика — это один потерянный вечер. Но здесь есть и свое преимущество — не возникает чувства вины, и можно считать себя хорошим человеком. Но если кто-то попытается все же отвергнуть приглашение? Что тогда он почувствует, услышав: «Мы надеялись на тебя, неужели ты покинешь старую добрую компанию?»

Чувство угодить всем и во всем принимает более трагический характер тогда, когда поступками человека руководит вина. Парадокс в том, что если кто-то пытается управлять вами с помощью чувства вины, то это может закончиться расстройством для обоих. Хотя чувство вины основано на идеализме, попадание под чью-то зависимость часто ведет к противоположному.

Маргарет, женщина 27 лет, довольная замужеством, позволяла своему брату, азартному игроку, брать над собой преимущество всевозможными способами. Он часто занимал у сестры деньги и не отдавал. Несколько раз в месяц он появлялся в городе и ужинал с ее семьей, так как считал, что имеет на это право, как и на то, чтобы использовать новую машину сестры, когда ему захочется. Она оправдывала это таким образом: «Если бы я попросила брата об одолжении или мне потребовалась бы его помощь, он бы сделал то же самое. (211:) Ведь брат и сестра должны помогать друг другу. Кроме того, если бы я отказала ему, то брат обиделся бы и пропал для меня. Вот тогда я бы поняла, что действительно допустила ошибку». В то же время она видела и отрицательные стороны потакания брату.

1) Она поддерживала его страсть к азартным играм.

2) Она чувствовала себя плохо, когда над ней брали верх.

3) Основой их отношений была не любовь, а унижение: она должна была соглашаться с братом, чтобы избежать его упреков и избавиться от чувства вины.

Мы с Маргарет разыграли несколько сцен для того, чтобы она сумела научиться отказывать и придерживаться своего мнения тактично, но твердо. Я сыграл роль Маргарет, а она своего брата.

Брат (играет Маргарет): Тебе вечером понадобится автомобиль?

Маргарет (играю я): Не думаю.

Брат: Так ты не возражаешь, если я возьму его?

Маргарет: Предпочитаю, чтобы ты не делал этого.

Брат: Почему? Ты же не собираешься им воспользоваться.

Маргарет: Ты думаешь, что я обязана тебе предоставить машину?

Брат: На твоем месте я сделал бы так.

Маргарет: Я рада, что ты помог бы мне. Хотя я и не планирую использовать машину, но все равно хочу, чтобы она была здесь на всякий случай.

Брат: Но ты не собираешься пользоваться ею, а нас ведь воспитали так, чтобы мы помогали друг другу. (212:)

Маргарет: Да, но это не означает, что я во всем должна соглашаться с тобой. Ты слишком часто использовал мою машину, и мне хочется, чтобы ты сам начал заботиться о своем передвижении.

Брат: Я воспользуюсь ею всего на час и сразу доставлю обратно на случай необходимости. Это очень важно. И я проеду не больше полумили, так что не очень изношу твой автомобиль. Не волнуйся.

Маргарет: Если это так важно для тебя, то ты мог бы пройти пешком, ведь ты сказал это недалеко?

Брат: Хорошо, если ты так ко мне относишься, то можешь не обращаться ни с какими просьбами.

Маргарет: Ты так расстроен, потому что думаешь, что я во всем должна с тобой соглашаться.

Брат: Мне надоели твои разглагольствования. Замолчи. (Начинает гордо отступать).

Маргарет: Тогда давай вернемся к разговору через несколько дней, когда тебе захочется все обсудить.

Потом мы поменялись ролями, и Маргарет смогла потренировать свою настойчивость. Когда я играл роль брата, то очень усложнил ситуацию, зато теперь Маргарет может справиться со многим. Маргарет поняла, что довольно полезно придерживаться некоторых принципов, чтобы противостоять брату. Например, у нее есть право не соглашаться со всеми его требованиями. Она признает долю правды в его аргументах (разоружающий метод), но потом опять возвращается к своим доводам: любовь — не беспрекословное подчинение. Ее позиция должна быть и сильной и тактичной по мере возможности. Она не должна поддаваться его внушению, что он маленький мальчик, (213:) неспособный к самостоятельной жизни. Чтобы не укреплять веру брата в то, что его сестра — эгоистка, нельзя отвечать злом на зло. Когда он временно отступает, говоря, что им не о чем больше разговаривать, Маргарет не должна пугаться. Она должна дать ему возможность отступить, но при этом намекнуть, что есть вопросы, которые ей хотелось бы обсудить позже. Пусть у него будет шанс вернуться к переговорам.

После того, как Маргарет наложила некоторые ограничения на взаимоотношения с братом, он стал действовать более самостоятельно.

Те, кто решил придерживаться подобных методов, должны твердо следовать своим аргументам, так как иначе противник может убедить их в том, что не прислушиваясь к его словам, вы делаете хуже себе. Следует помнить, что боль, которую можно испытать, не придерживаясь личных интересов, может быть куда сильней.

Предварительные репетиции — путь к успеху. Друг будет счастлив помочь вам проиграть ситуации отказов. Если нет подходящего человека на роль оппонента, можно записать воображаемый диалог. Все это позволит мужественно, настойчиво и дипломатично отразить атаку, когда придет время.

4. Метод «Не плачь!»

Этот метод на удивление эффективен, когда кто-то, обычно любимый человек, заставляет чувствовать вину и беспомощность своими жалобами, стонами и подлизывань-ем. Представлю наиболее типичную ситуацию. Человек с плачем жалуется на кого-то или на что-то, вызывая искреннее желание помочь. Так что не предоставить ему помощь кажется невозможным, но потом почему-то с плачем (214:) отклоняет предложение, тем самым подвигая на повторное предложение о помощи. Но ответ тот же. Каждый раз, когда с ним пытаются вступить в переговоры, он говорит о своей покинутости, заставляя близких испытывать сильную вину. Иден жила со своей матерью, пока не закончила школу. Она любила мать, но постоянно вынуждена была выслушивать ее жалобы по поводу развода с мужем, недостатка денег и т.д. Это было настолько невыносимым, что Иден обратилась ко мне за помощью. Я обучил ее методу: «Не плачь!» Вне зависимости от того, что утверждала мать, Иден должна была согласиться с ней (разоружающий метод), а вместо советов сделать комплимент. Иден сочла мое предложение неуместным и глупым, так как оно радикально отличалось от ее обычных поступков. В следующем диалоге Иден играла роль матери, а я ее.

Иден, в роли матери: Ты знаешь, что во время бракоразводного процесса отец твой продал свои акции, и я была последней, кто узнал об этом.

Я, в роли Иден: Да, ты не слышала об этом до процесса, ты заслуживаешь лучшей участи.

Она: Я не представляю, как заработать деньги на обучение твоих братьев.

Я: Да, деньги — это наша проблема.

Она: Только твой отец мог сделать подобное, у него голова растет не из того места.

Я: Он никогда не ладил с бюджетом, ты всегда делала это лучше.

Она: Он потерянный человек, а мы на грани бедности. Если я заболею, мы окажемся в ночлежке.

Я: Ты права, я полностью с тобой согласна. (215:)

Иден сказала, что ей не нравится жаловаться, когда я соглашаюсь. Мы поменялись ролями так, чтобы она могла попрактиковаться в применении метода сама.

Лишив желания жаловаться близких, вы только поможете им. Немного разъяснений. Когда люди жалуются, они чувствуют свою подавленность и беззащитность, если кто-то предлагает им свою помощь, то это воспринимается ими как намек на то, что они не могут справиться самостоятельно. Наоборот, когда с ними соглашаются, добавляя несколько комплиментов, то они расслабляются и чувствуют небольшое облегчение.

Метод Морея

Модификация этого метода была предложена Стирленгом Мореем, выдающимся медиком, с которым я столкнулся на практических занятиях летом 1979 года. Он работал с женщиной-скульптором, у которой была хроническая депрессия, ее звали Ганриетта. У нее было золотое сердце. Проблема Ганриетты заключалась в том, что друзья постоянно докучали ей личными проблемами, которые расстраивали ее из-за потрясающей способности к сопереживаниям. Она чувствовала постоянное негодование потому, что не могла помочь друзьям, до тех пор, пока не изучила метод Морея. Стирлинг попросил ее найти способ согласиться с жалующимся, а потом заострить разговор на положительных моментах. Несколько примеров.

1. — Что мне делать с дочерью? Я боюсь, что она снова курит травку.

— Да, сейчас стало очень легко найти травку. Твоя дочь по-прежнему хорошо рисует? Я слышала, что недавно она завоевала приз. (216:)

2. — Мне отказали в повышении. Последний раз меня повысили так давно, а работаю там я уже 20 лет. Мне кажется, что я заслуживаю большего.

— Да, ты действительно ветеран, ты успела немало сделать хорошего. Расскажи, как прекрасно все выглядело 20 лет назад?

3. — Мой муж почти не бывает дома, каждый вечер он ходит играть в футбол.

— А ты не играла в футбол последнее время? Я слышала, что ты достигла в нем хороших результатов.

Ганриетта довольно быстро научилась использовать метод Морея и поведала нам об изменениях в своем настроении. Он дал ей простой способ решения проблемы. В продолжение лечения десятилетняя депрессия полностью прошла, Ганриетта стала очень счастлива, ее благодарность Стирлингу была безгранична. Если у кого-нибудь встречаются подобные проблемы с родителями или друзьями, попробуйте метод Морея, и вы скоро начнете улыбаться.

Разработка перспектив

Ответственность за независящие события очень часто вызывает чувство вины. Классический пример. Вы организовали выезд за город с друзьями, и внезапно хлынул дождь, многие в такой ситуации будут испытывать чувство вины. Его легко преодолеть, так как никто не может отвечать за причуды природы. Намного сложнее преодолеть чувство вины, когда близкий человек страдает, обвиняя в этом ваши постоянные ссоры с ним. В таких случаях может быть полезным прояснить ситуацию и понять, за что вы действительно (217:) несете ответственность. Как определить грань, за которой кончается ответственность одного человека и начинается другого?

Пример: сестра и брат. Брат страдает серьезными формами депрессии из-за того, что ушел от родителей и бросил школу. Джейн чувствует вину за страдания брата. Почему? Она всегда была более общительной и трудолюбивой, нежели брат, лучше училась и имела больше друзей. Все это подавляло брата, он чувствовал себя брошенным. В конце концов она решила, что является причиной страданий Теда.

Затем Джейн пришла к лишенному всякой логики выводу: если она будет испытывать депрессию, то Тед благодаря некой обратной связи станет счастлив. Когда Тед приехал домой, то Джейн начала избегать любой деятельности, снизила до минимума свою успеваемость и показывала, насколько плохо себя чувствует. Она старалась, чтобы до Теда дошли слухи, насколько плохо ее самочувствие.

Джейн так серьезно отнеслась к своему плану, что с негодованием приняла мои советы. Она боялась своего выздоровления.

Иллюзия Джейн по поводу того, что она виновата в болезни брата, имела ровно столько реальных оснований, сколько нужно, чтобы выглядеть для нее убедительной. Хотя скорее всего ее брат с самого детства ощущал подавленность и, естественно, несколько завидовал ее успехам. Но неужели это означает, что она — причина депрессии Теда? Неужели Джейн могла изменить ситуацию, заставляя себя страдать?

Для того, чтобы понять свою роль в сложившейся ситуации, я предложил Джейн этот метод (таблица 8.4). В результате (218:) она поняла нелогичность своих мыслей, и что депрессия Теда была вызвана его искаженными мыслями, а не ее успехами. В результате ее чувство вины и депрессия прошли.

Таблица 8.4.

Автоматические мысли когнитивные искажения Рациональные ответы
Наши взаимоотношения с Тедом — причина его депрессии. Я всегда лучше работала и была удачливей. Скачущие умозаключения (незнание предшествующего), принятие ответственности за независящие события. Причина депрессии Теда только в его мыслях. Единственная ответственность, которая лежит на мне, это та, что я — часть окружения Теда, которое он оценивает искаженно и отрицательно.
Я думаю, что Тед расстроится, если я скажу ему, что хорошо провела время в школе, когда он лежал в постели и ничего не делал. Скачущие умозаключения (ошибка в предсказании судьбы). Это приободрит Теда, если я скажу, что хорошо провела время, даст надежду. Если же я буду жаловаться — лишит ее.
Если Тед ничего не делает, то я должна исправить положение. Принятие ответственности за независящие события. Я могу вдохновить, а не заставить его действовать.
Если я ничего не буду делать, это поможет ему. Теду будет легче, если у меня тоже будет депрессия. Скачущие умозаключения (ошибка в предсказании судьбы). Нет оснований думать, что моя депрессия поможет ему. Он даже сказал, что не хочет, чтобы я унывала. Если он увидит, что мне лучше, это вдохновит его. Я могу служить примером счастливого человека. Я не помогу ему, забросив свою жизнь.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...