Макроокружение: основные компоненты, правила изучения
Любая орг-ция испытывает на себе влияние среды, в которой она функционирует. Стратегическая управленческая среда рассматривается в 3х разрезах: макроокружение, непосредственное и внутренняя среда. 1. Эк-ая – изучаются: 1.Динамика осн. макроэк-их показателей (соотношение ВВП и ВРП (региональные); темпы и типы инфляции (инфляция спроса – дефицит, инфляция предложения – затраты); ставка рефинансирования, покупатели эк-ой безопасности страны). 2.Нормы налогообложения (соотношение прямых – НДФЛ и косвенных НДС налогов). 3.Платежный баланс (соотношение всех поступлений и выплат страны в иностранной валюте). 4.Общий уровень эк-го развития страны (рейтинги инвестиционной привлекательности; покупатели производительности труда (7 место РФ)). 5.Природные ресурсы (состав, кач-во и доступность). 2. Правовая изучается: 1.Содержание правовых актов; 2.Действенность правовых сис-м (работают ли принятые нормативно-правовые акты); 3.Сложившиеся традиции (особенности правовых отношений в разных странах и регионах); 4.Процессуальная сторона практической реал-и законодательства (хар-ка правовой инфраструктуры). 3. Политическая изучается: 1.Программы различных партийных структур; 2.Отношение правительства к отраслям и регионам (отраслевые (жилье) и региональные (доноры и реципионты) приоритеты развития); 3.Политическая идеология правительства (осн. полит-е принципы упр-я); 4.Стабильность правительства (какие силы поддерживают?). 4. Соц-я изучается: 1.Отношения людей к работе и кач-ву жизни; 2.Обычаи, верования, ценности; 3.Демограф-я ситуация; 4.Мобильность людей (инновации, переезды); 5.Уровень образования. 5. Научно-технологич-я изучается: патенты, лицензии, ноу-хау.
При изучении макроокружения учитываются 2 момента: 1.Все компоненты находятся в состоянии сильного взаимовлияния (необх. системный подход к изучению макроокружения, кот. зависит от хар-ки продукции); 2.Степень взаимодействия отдельных компонент на различные орг-ии различно (от размера орг-и; от территориального окружения).
Непосредственное окружение (микросреда) организации Любая орг-ция испытывает на себе влияние среды, в которой она функционирует. Стратегическая управленческая среда рассматривается в 3х разрезах: макроокружение, непосредственное и внутренняя среда. Компоненты непосредственного окружения: 1. Покупатели 2. Поставщики 3. Конкуренты 4. Рынок рабочей силы Анализ покупателей и поставщиков Характеристика профиля покупателя: - географические; - демографические; - социально-психологические; - отношение покупателя к продукту Факторы, определяющие конкурентную силу покупателя (см. рис.2.1.): - соотношение степени зависимости покупателя от продавца со степенью зависимости продавца от покупателя; - объем закупок покупателя; - уровень информированности покупателя; - наличие товаров-субститутов; - чувствительность к цене; Анализ конкурентов(Потер) Факторы, определяющие конкурентную силу поставщика: - уровень специализации поставщика; - стоимость переключения на других клиентов; (транспортные затраты) - степень специализации покупателя в приобретении определенных ресурсов; - концентрированность поставщика на работе с конкретными клиентами; - важность для поставщика объема продаж;
Анализ рынка рабочей силы Изучается: 1) Наличие кадров необходимого уровня образования и квалификации; 2) Демографические хар-ки рабочей силы; 3) Стоимость рабочей силы. Факторы: 1. региональная особенность; 2. Модель рынка труда 4) Политика профсоюзов на рынке труда. Существует ли в отрасли:
- тарифное соглашение между профсоюзами и работодателями; - тройственное соглашение между гос-вом, работодателями, профсоюзами)
Внутренняя среда организации: основные срезы. Стратегический потенциал организации Любая орг-ция испытывает на себе влияние среды, в которой она функционирует. Стратегическая управленческая среда рассматривается в 3х разрезах: макроокружение, непосредственное и внутренняя среда. Срезы внутренней среды организации: Кадровый срез Включает: 1) Взаимодействие менеджеров и рабочих; 2) Найм, обучение и продвижение кадров; 3) Оценку результатов труда и стимулирование; 4) Создание и поддержание отношений между работниками. Ключевые вопросы анализа кадрового среза: 1) Какой стиль упр-я использует высшее руководство? 2) Как долго лица высшего руководства находятся на своих позициях и собираются на них оставаться? 3) Насколько квалификация сотрудников соответствует требованиям? 4) Каковы мотивы сотрудников орг-ции 5) Какова кадровая политика по сравнению с аналогичными организациями? Организационный срез Включает: 1) коммуникационные процессы; 2) организационные структуры; 3) нормы, правила, процедуры; 4) иерархию подчинения. Ключевые вопросы анализа организационного среза: 1) Четко ли распределены права и обязанности? 2) Существует ли практика снижения управленческих издержек? 3) Эффективно ли взаимодействие сопротивлений по достижению целей орг-ции? Производственный срез Включает: 1) изготовление продукта; 2) снабжение и ведение складского хозяйства; 3) обслуживание технологического парка; 4) осуществление НИОКР. Ключевые вопросы анализа производственного среза: 1) Соответствует ли мощности требованиям сегодняшнего дня? 2) Если доступ к эффекту масштаба? 3) Насколько эффективно используются мощности? 4) Какова отдача от НИОКР? 5) Какова эффективность логистики? Маркетинговый срез Включает: 7Р 1) товар; 2) цена; 3) сбыт; 4) продвижение; 5) персонал; 6) процесс (бывает: стандартный и эксклюзивный); 7) физическая очевидность – материальное окружение Финансовый срез Включает: 1) поддержание ликвидности; 2) обеспечение прибыльности;
3) создание инвестиционных возможностей. Ключевые вопросы анализа финансового среза: 1) Насколько оптимальна налоговая политика? 2) Тенденции изменения финансовых показателей? 3) Какой процент прибыли обеспечивается различными подразделениями? 4) Достаточно ли капиталовложений для развития? 5) Относятся ли финансовые институты с должным уважением к руководству орг-ции? Организационная культура Включает (по Ф.Харрису и Р.Моргану): 1) осознание себя и своего места в организации; 2) коммуникационную систему и язык общения; 3) внешний вид сотрудников; 4) ценности и нормы, принятые в организации; 5) верования и отношение к чему-либо; 6) процесс развития работника; 7) трудовую этику и мотивирование. 8) привычки и традиции в еде; 9) осознание времени, отношение к нему и его использование; 10) взаимоотношения между людьми в организации; Внутренняя среда организации влияет на формирование ее стратегического потенциала - ресурсные, интеллектуальные, инновационные и иные потенциалы, обеспечивающие конкурентоспособность орг-ции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|