Драгоценных камней или жемчуга (ст.191 УК)
Незаконный оборот драгоценных металлов и природных драгоценных камней - опасное и распространенное в современной России преступление. Только в 1995 г. из незаконного валютного оборота было изъято около 90 кг платины, более 300 кг золота, 400 кг серебра, 100 кг изумрудов и изумрудного сырья, несколько тысяч карат драгоценных камней*. * О состоянии и мерах усиления борьбы с экономической преступностью и коррупцией в Российской Федерации // Щит и меч. 1996. № 11-12. С.6.
Валютные ценности, включая драгоценные металлы и природные драгоценные камни, могут находиться в собственности как резидентов, так и нерезидентов. Согласно Федеральному закону «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» драгоценные металлы и драгоценные камни, приобретенные в порядке, установленном законодательством РФ, могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, а также в собственности юридических и физических лиц. Собственником незаконно добытых драгоценных металлов и драгоценных камней является Российская Федерация. Право собственности на валютные ценности защищается государством наряду с правом собственности на другие объекты. Вместе с тем правовой режим драгоценных металлов и драгоценных камней имеет ряд существенных особенностей. Собственники драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляют свое право собственности на данные объекты в соответствии с Федеральным законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», Гражданским кодексом РФ и Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле». На драгоценные камни, непригодные для изготовления ювелирных изделий и используемые как продукция производственно-технического назначения, ограничения, установленные законами «О драгоценных металлах и валютном контроле», не распространяются. Порядок совершения сделок с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями и жемчугом установлен Федеральным законом «О драгоценных металлах и камнях» и актами Правительства России. Здесь нужно назвать следующие нормативные акты: Постановление Правительства РФ от 4 января 1992 г. № 10 «О добыче и использовании драгоценных металлов и алмазов на территории Российской Федерации и усилении государственного контроля за их производством»*, постановление Правительства РФ от 25 июня 1992 г. № 431 «О порядке сбора, приемки и переработки лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней»**, Положение о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 1994 г. № 756***, постановление Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. «О дополнительных мерах по развитию рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в Российской Федерации»****, Положение о совершении сделок с природными драгоценными камнями, утв. постановлением Правительства РФ от 27 июня 1996 г. № 759*****, Правила совершения банками сделок купли - продажи мерных слитков драгоценных металлов с физическими лицами, утв. постановлением Правительства от 30 июня 1997 г № 772******, и др. Все вышеназванные постановления Правительства применяются в части, не противоречащей Федеральному закону «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».
* СП РФ. 1992. № 6. Ст.29. ** См.: Деловой мир. № 133. 1992. 14 июля. *** СЗ РФ. 1996. № И. Ст.1291. **** ЭиЖ. 1995. № 50. ***** СЗ РФ. 1996. № 27. Ст.3286. ****** Там же. Ст.3231.
Статья 191 УК содержит под общим названием «Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга» описание признаков двух самостоятельных составов преступлений, хотя и посягающих на один и тот же объект и совпадающих по характеристике предмета преступления, но существенно различающихся по признакам объективной стороны: 1) совершение сделки, связанной с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями либо с жемчугом, в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации; 2) незаконные хранение, перевозка или пересылка драгоценных металлов, природных драгоценных камней либо жемчуга в любом виде, состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий*.
* «Описание предмета первого деяния в диспозиции ст. 191 УК, - пишет И.В. Шишко, - несколько отличается: в нем отсутствуют слова «за исключением ювелирных и других бытовых изделий», присущие только описанию предмета второго деяния - незаконных хранения, перевозки и пересылки. Вместе с тем полагаем, что предмет обоих деяний тождествен. Систематическое толкование диспозиции ст.191 УК и ст.3 и 14 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» позволяет утверждать, что уголовная ответственность установлена за совершение незаконных сделок не с любыми изделиями из драгоценных камней и природных драгоценных металлов (так в тексте. - Б.В.), а только относящимися к валютным ценностям» (Горелик А.С., Шишко И.В., Хлупина Г.Н. Преступления в сфере экономической деятельности... С. 109).
Предметом обоих преступлений являются драгоценные металлы (см. выше) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий и лома таких изделий, а также природные драгоценные камни (см. выше) и жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из природных драгоценных камней или жемчуга и лома таких изделий. Драгоценные металлы и природные драгоценные камни могут быть в виде добытого из недр минерального сырья, самородных минералов, слитков аффинированных драгоценных металлов, монет, содержащих драгоценные металлы, сырья, полуфабрикатов, незавершенной производством продукции (включая ювелирные и бытовые изделия), готовой продукции, не относящейся к ювелирным и другим бытовым изделиям, материалов, инструментов, оборудования, установок, приборов, средств вычислительной техники, деталей, узлов, содержащих в своем составе драгоценные металлы и драгоценные камни, а также в виде лома и отходов, их содержащих (например, стружка драгоценных металлов, их опилки, сколы драгоценных камней и др.).
Как известно, все изготовляемые на территории Российской Федерации ювелирные и другие бытовые изделия из драгоценных металлов должны быть заклеймены государственным пробирным клеймом. Ювелирные и другие бытовые изделия из драгоценных металлов, ввезенные в Российскую Федерацию из-за границы и предназначенные для продажи, также подлежат такому клеймению*. Это правило позволило отдельным исследователям утверждать, что продажа и иные сделки с ювелирными украшениями из драгоценных металлов, в том числе и иностранного производства, на которых отсутствует государственное пробирное клеймо РФ, должны рассматриваться как незаконные сделки с валютными ценностями**. Данное утверждение представляется ошибочным. Назначение клеймения государственным пробирным клеймом состоит не в том, чтобы превратить соответствующее изделие в ювелирное или бытовое, а в том, чтобы удостоверить потребителям фактическое достоинство благородного металла, из которого изготовлено данное изделие. Поэтому ювелирные и бытовые изделия из драгоценного металла останутся по своему назначению таковыми, даже если они не были заклеймлены государственным пробирным клеймом РФ***. * См.п.2 Положения о пробах и клеймении изделий из драгоценных металлов в Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 2 октября 1992 г. № 1152 // Ведомости РФ. 1992. №41.Ст.2284. ** См.: Феоктистов М.В. Уголовные наказуемые нарушения валютного законодательства // Государство и право. 1995. № 8. С.46. *** Такова же точка зрения П.Н. Панченко (См.: Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Том первый. / Под ред. П.Н. Панченко. С.543.
Что касается драгоценных камней как предмета данного преступления, то он абсолютно четко установил, что речь идет только о природных драгоценных камнях, а отнюдь не искусственных, синтезированных (стразы)*. Исходя из смысла закона и грамматического толкования, можно полагать, что ст. 191 УК имеет в виду природный жемчуг. «Представляется, - пишет М.В. Феоктистов, - что предметом данного преступления может быть только жемчуг «Речной» и «Ориенталь», масса которого измеряется в каратах. «Ниточный» («просверленный») и искусственный («культивированный») жемчуг не относятся к предмету этого правонарушения»**. Не являются предметом рассматриваемого преступления сусальное золото (тончайшие пленки золота, наносимые на изделия в декоративных целях), ордена и другие награды, выполненные из драгоценных металлов и камней.
* Тем самым снята некоторая неясность по этому вопросу, существовавшая ранее вследствие нечеткости формулировки ст. 1627 УК РСФСР 1960 г. На это не обратил внимания П.С. Яни, который уже в рамках ст.191 УК 1996 г. продолжает горячо обсуждать данную проблему (См.: Яни П.С. Экономические и служебные преступления. М., 1997. С. 198-200). ** Феоктистов М.В. Указ. соч. // Государство и право. 1995. № 8. С.46.
Как уже отмечалось, сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав или обязанностей (ст. 153 ГК РФ). Применительно к драгоценным металлам, природным драгоценным камням и жемчугу наказуемы в уголовном порядке все виды сделок (купля - продажа, дарение, мена, залог, заем и др.), совершенных в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации. Федеральный закон от 26 марта 1998г. «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (ст. 3) установил, что в Российской Федерации действуют биржи драгоценных металлов и драгоценных камней, предназначенные для совершения юридическими и физическими лицами сделок, связанных с обращением: стандартных и мерных слитков аффинированных драгоценных металлов; необработанных драгоценных камней, прошедших сортировку; обработанных драгоценных камней, прошедших сертификацию; самородков драгоценных металлов; изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, за исключением ювелирных и иных бытовых изделий; полуфабрикатов, содержащих драгоценные металлы; монет, содержащих драгоценные металлы*. При этом под обращением драгоценных металлов и драгоценных камней понимаются действия, выражающиеся в переходе права собственности и иных имущественных прав на драгоценные металлы и драгоценные камни, в том числе их использование в качестве залога. * Согласно п.1 ст.32 названного Федерального закона до организации и начала работы бирж драгоценных металлов и драгоценных камней сделки с драгоценными металлами и драгоценными камнями осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Здесь, в первую очередь, следует назвать: Положение о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1994 г. №756; Положение о совершении сделок с природными драгоценными камнями, утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 1997г. №772.
Добытые и произведенные (т.е. извлеченные из добытых комплексных руд, концентратов, содержащих драгоценные металлы, а также из лома и отходов) драгоценные металлы, за исключением самородков, после необходимой обработки должны поступать на аффинаж в организации, включенные в перечень, утвержденный Правительством РФ. Порядок совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа определяется Правительством РФ. Аффинированные драгоценные металлы, не подлежащие аффинажу самородки драгоценных металлов, а также драгоценные камни учитываются на балансе их владельцев и поступают в гражданский оборот в соответствии с правами владельцев, устанавливаемыми соответствующими лицензиями и договорами. Лом и отходы драгоценных металлов и драгоценных камней подлежат сбору во всех организациях, в том числе воинских частях и формированиях, в которых образуются этот лом и отходы. Собранные лом и отходы подлежат обязательному учету и могут обрабатываться (перерабатываться) собирающими их организациями для вторичного использования или реализовываться организациям, имеющим лицензии на данный вид деятельности, для дальнейшего производства и аффинажа драгоценных металлов и рекуперации* драгоценных камней. * Под рекуперацией понимается извлечение драгоценных камней из отработанных или выведенных из эксплуатации инструментов и других изделий технического назначения, а также из отходов, содержащих драгоценные камни, с последующим доведением (очисткой) до качества, соответствующего техническим условиям или классификатору алмазов.
Аффинированные драгоценные металлы в стандартном виде, а также добытые из недр или рекуперированные драгоценные камни в рассортированном виде должны быть предложены субъектами их добычи и производства в приоритетном порядке для приобретения специально уполномоченному федеральному органу исполнительной власти для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ и уполномоченным органам исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых были добыты эти металлы и камни, для пополнения соответствующих государственных фондов драгоценных камней и металлов субъектов РФ. Уникальные самородки драгоценных металлов, не подлежащие переработке, уникальные драгоценные камни также предлагаются по договорной цене субъектами их добычи для приобретения в приоритетном порядке сначала специально уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, а затем уполномоченным органам исполнительной власти субъекта РФ, на территории которых добыты эти самородки и камни. Самородки, не относящиеся к категории уникальных, могут продаваться субъектами добычи в порядке, установленном законодательством РФ. Таким образом, незаконность сделки с драгоценными металлами и природными драгоценными камнями может быть определена незаконностью самой добычи или производства этих предметов (т.е. если драгоценные металлы или камни добыты или произведены незаконно, то незаконными являются и последующие сделки с ними), а также нарушением установленного законодательством порядка осуществления сделок с правомерно добытыми или произведенными драгоценными металлами и камнями. Незаконное изготовление гражданами ювелирных, зубопротезных и других бытовых изделий из принадлежащих изготовителю или заказчику драгоценных металлов и драгоценных камней, являющихся валютными ценностями, как и изготовление указанных предметов из ювелирных и других бытовых изделий, состоящих из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также лома этих изделий, не могут рассматриваться как незаконный оборот драгоценных металлов и камней (см. п. 8 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 18 апреля 1980 г. «О судебной практике по делам о нарушениях правил валютных операций»)*. В соответствующих случаях эти действия могут быть квалифицированы как незаконное предпринимательство по ст. 171 УК. * См.: ВВС СССР. 1980. № 5.
Незаконная сделка с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями или жемчугом признается оконченным преступлением, когда выполнены все действия, составляющие суть соответствующей сделки (купли -продажи, мены, дарения, использования в качестве средства платежа и др.). Если сделка, совершенная в нарушение правил, установленных законодательством РФ, была двухсторонней или многосторонней, то ответственности подлежат все участвующие в ней стороны. Составы незаконных хранения, перевозки или пересылки драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга имеют в виду случаи, когда данные предметы были незаконно добыты или произведены, похищены, получены в результате совершения любого другого преступления либо приобретены путем сделки, совершенной в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации. Именно незаконный источник (способ) приобретения данных ценностей делает, на мой взгляд незаконными последующие их хранение, перевозку или пересылку*. * По мнению И.В. Шишко, указание в диспозиции ст. 191 УК на незаконность этих действий без определения характера нарушений позволяет считать таковыми перевозку, пересылку и хранение с нарушением любых установленных законодательством требований. В частности, незаконными можно считать перевозку и хранение в необорудованном специально транспорте или необорудованных специально современными техническими средствами охраны помещениях, в незакрытых или неопечатанных несгораемых шкафах или сейфах и др. (См.: Горелик А.С., Шишко И.В., Хлупина Г.Н. Указ. соч. С.113). С этим мнением согласится нельзя, поскольку здесь имеет место не незаконное хранение, перевозка или пересылка, а нарушение правил производства этих действий. Характерно, что в ст.228 УК, говорящей об ответственности за незаконный оборот наркотических средств или психотропных веществ, предусмотрена ответственность и за незаконное хранение, перевозку или пересылку этих предметов (ч. 1-4) и за нарушение правил их хранения, перевозки, пересылки (ч.5).
Понятия «хранение», «перевозка», «пересылка» нередко используются в уголовном законодательстве и получили определенное толкование в судебной практике применительно к другим предметам преступления (например, наркотическим средствам)*, которым можно воспользоваться и в данном случае. В силу этого под хранением понимаются любые умышленные действия, связанные с фактическим нахождением драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга во владении виновного (при себе, если это не связано с их перевозкой, в помещении, тайнике и других местах). Ответственность за хранение наступает независимо от его продолжительности. Хранение - длящееся преступное деяние; оно совершается до тех пор, пока названные предметы остаются в незаконном владении виновного. * См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. № 9 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами»// ВВС РФ. 1998. № 7.
Перевозка - любые умышленные действия по перемещению драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга из одного места в другое с использованием любого транспортного средства. Она может осуществляться открыто или тайно, с сокрытием в транспортном средстве, багаже, одежде, специально изготовленном тайнике, контейнере, на человеке либо в полостях человеческого тела или животных и т.п.* * См.: Феоктистов МП. Указ. соч. // Государство и право. 1995. № 8. С.48.
Пересылкой признается незаконное перемещение драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга в виде почтовых, багажных отправлений (посылка, бандероль, багаж и т.п.), с нарочным или иным способом, когда их транспортировка осуществляется в отсутствие отправителя. Принято считать незаконную пересылку оконченным преступлением с момента сдачи соответствующего предмета для отправления. Для ответственности по ст. 191 УК достаточно совершения любого из этих действий. К сожалению, в ч. 1 ст. 191 УК ничего не сказано о размере (стоимости) драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга, необходимом и достаточном для уголовной ответственности в случае незаконных сделки, хранения, перевозки или пересылки, хотя крупный размер данного деяния, определяемый стоимостью предметов незаконного оборота, превышающей 500 минимальных размеров оплаты труда, имеет квалифицирующее значение (п. «б» ч. 2 ст. 191 УК). Вопрос осложняется тем, что на момент подготовки этого пособия продолжала действовать ст. 153 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, согласно которой незаконная сделка с валютными ценностями стоимостью по официальному курсу не превышающей 25 руб., влечет административную ответственность. Даже после проведения с 1 января 1998 г. деноминации рубля трудно представить количество драгоценного металла или размер драгоценного камня, которые бы оценивались в эту сумму. Не случайно поэтому Генеральной прокуратурой РФ было направлено на места указание, согласно которым прокурорам предлагалось в зависимости от размера незаконной валютной операции и соответствующей ей степени общественной опасности деяния в каждом конкретном случае по собственному усмотрению решать вопрос о целесообразности привлечения виновного к уголовной ответственности, имея в виду предусмотренные уголовно-процессуальным законом так называемые «нереабилитирующие» основания отказа в возбуждении уголовного дела*. Представляется правильным решить эту проблему непосредственно в уголовном законе, установив, что ответственность наступает при незаконном обороте драгоценных металлов и природных драгоценных камней в значительном размере, как это сделано в Модельном УК для государств-участников СНГ**. * См. об этом.: Яни П.С. Преступное в бизнесе. Актуальные проблемы применения уголовного и уголовно-процессуального законодательства при расследовании уголовных дел об экономических и должностных преступлениях. По материалам надзорной деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации 1991-1995 гг. М., 1995.С.83. ** См.: Правоведение. 1996. № 1. С. 140.
Рассматриваемое преступление в любой его разновидности может быть совершено только с умыслом, когда виновный сознает, что совершает незаконную сделку или незаконно хранит, перевозит или пересылает природные драгоценные камни, жемчуг или драгоценные металлы, и желает совершения этих действий. Мотив преступления в законе не оговорен, но, как правило, является корыстным, хотя отдельные соучастники преступления могут руководствоваться и иными мотивами. Субъектом преступления может быть гражданин России, иностранец или лицо без гражданства по достижении им 16-летнего возраста. Квалифицирующие признаки ч. 2 ст. 191 УК относятся как к случаям совершения незаконных сделок, так и к незаконному хранению, перевозке или пересылке драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга. Помимо крупного размера квалифицирующее значение имеют не погашенная или не снятая судимость за любое деяние, предусмотренное данной статьей, либо по ст. 1627 УК РСФСР 1960 г., тогда предметом преступления являлись драгоценные камни или драгоценные металлы, а также совершение деяния организованной группой. В случае совершения преступления организованной группой функции преступников могут быть четко распределены: одни из них хранят драгоценные металлы, камни либо жемчуг, другие - транспортируют их, третьи - находят контрагента в незаконной сделке, четвертые - непосредственно ее совершают и т. д. Как и при совершении других преступлений, лицо, создавшее организованную группу либо руководившее ею, несет ответственность за все совершенные указанной группой преступления, если они охватывались его умыслом. Члены организованной группы, независимо от их роли в преступлении, отвечают как соисполнители. Довольно часто возникает необходимость квалификации незаконного оборота драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга по совокупности с другими преступлениями. Вот несколько типичных ситуаций. Хищение драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга и последующее совершение с ними незаконной сделки квалифицируется по совокупности ст. 158 (в зависимости от способа хищения) и ст. 191 УК, даже если эти предметы похищены у лица, владевшего ими незаконно. Хищение драгоценных металлов, драгоценных камней и жемчуга и последующие их незаконное хранение, перевозку или пересылку также следует квалифицировать по совокупности названных статей, поскольку здесь совершаются посягательства на разные объекты. Незаконные, при отсутствии лицензии, добыча и производство драгоценных металлов и природных драгоценных камней и последующие сделки, хранение, перевозка, пересылка драгоценных металлов и камней должны быть квалифицированы по совокупности как незаконное предпринимательство (ст. 171 УК) и по ст. 191 УК Нарушение требований об обязательной сдаче на аффинаж или обязательной продаже государству добытых из недр, полученных из вторичного сырья, а также поднятых и найденных драгоценных металлов или драгоценных камней с последующей незаконной сделкой с этими ценностями или их незаконным хранением, перевозкой или пересылкой квалифицируется по совокупности ст. 192 и ст. 191 УК. Незаконную перевозку или пересылку драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга через таможенную границу Российской Федерации при обстоятельствах, указанных в ст. 188 УК, следует квалифицировать по совокупности ст. 191 и ст. 188 УК.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|