Ассортиментная политика фирмы
Задача 23 Фирма располагает товарным ассортиментом, указанным в таблице
Руководители служб фирмы спорят о судьбе товаров блока «С»: Отдел продаж: Эти товары нам нужны, ибо они есть у конкурентов. Производственный отдел: Они нужны для загрузки мощностей. Склад: Не нужны, занимают дефицитную складскую площадь. Отдел рекламы: Лучше рекламировать только ходовые товары. Финансовый отдел: Эти товары продаются фактически в убыток. Вопросы и задания 1. Изобразите графически зависимость доли покрытия постоянных издержек и прибыли (80%, 90% и 100%) по процентным долям групп товаров (Ось Х - Доля в ассортименте нарастающим итогом, %; ось У - Сумма покрытия расходов и прибыли нарастающим итогом, в руб.). 2. Каким образом вы рекомендуете изменить пропорции между группами товаров (блоками А, В и С)?
Сравнительная ценовая эластичность спроса на товары и услуги Задача 24 Известно, что ценовая эластичность спроса на конкретные товары зависит от целого ряда факторов, включая: • заменяемость товаров; • удельный вес расходов на товары данного типа в совокупном доходе потребителя;
• принадлежность товара к категориям предметов необходимости или, наоборот, роскоши; • длительность периода времени, имеющегося в распоряжении потребителя для принятия решения и др. Перед вами находится составленный в алфавитном рядке список различных товаров и услуг индивидуального пользования, назначения: автомобильные покрышки; баранина; бензин; билеты в кино; билеты пригородного железнодорожного сообщения; газеты и журналы; говядина; медицинское обслуживание; одежда и обувь; ресторанные блюда; соль; табачные изделия; хлеб; электричество (в домашнем хозяйстве); яйца куриные. Вопросы и задания 1. По каким из приведенных в списке товаров и услуг коэффициент ценовой эластичности спроса по абсолютному значению находится в пределах: а) до 0,5; б) от 0,5 до 1,0; в) может превышать единицу? 2. В каких из сформированных вами трех групп товаров и услуг несовершенный конкурент может повлиять на изменение эластичности спроса и как это можно сделать? 3. Применительно к каким товарам и услугам из списка наряду с краткосрочной эластичностью (определяемой непосредственно в момент изменения цены) важную роль играет долгосрочная (определяемая за 4-летний период) и чем она характерна?
Эластичность спроса и рыночные стратегии Задача 25 На американском рынке рубежа 80—90-х гг. в результате соответствующих маркетинговых исследований были получены следующие диапазоны варьирования коэффициентов ценовой эластичности спроса по категориям товаров различных марок и уровней удовлетворения запросов потребителей, представлены в таблице:
Большой разброс коэффициентов ценовой эластичности спроса обусловлен неодинаковостью реакций потребителей, принадлежащих к различным сегментам рынка. Необходимо также учесть, что ценовые изменения на реальном зрелом рынке редко происходят без сопутствующих изменений уровня качества товара, величины рекламных усилий, введения дополнительного сервиса, облегчения доставки и оплаты товара. Вопросы и задания 1. Ориентируясь на средние значения диапазонов разброса коэффициентов ценовой эластичности спроса по категориям товаров, попытайтесь выявить причины столь больших различий. 2. Что означают отрицательный и положительный знак перед коэффициентом? Почему он положителен именно у третьей категории товаров? 3. В отношении каких товаров перспективна игра предпринимателей на понижение цен, а в отношении каких — на повышение и почему?
Сбытовая политика Задача 26 Компания рассматривает перспективы выведения на рынок нового товара. Оценки показывают, что постоянные издержки составят 2,4 млн. руб. в год. При продажной цене 20 руб. за одно изделие точка безубыточности по оценкам будет достигнута при годовом объёме продаж в 400000 изделий. Чему равны переменные издержки на одно изделие для объёма продаж, соответствующего точке безубыточности?
Задача 27 Фирма должна принять решение о покупке собственного микроавтобуса или использовании услуг транспортной фирмы для организации сбыта своего товара. Тариф транспортной фирмы 2,5 руб. за км. Месячный пробег 2000 км. Приобретение собственного микроавтобуса: Стоимость 120000 руб., срок службы 8 лет. Налоги и страхование 20000 руб. в год. Заработная плата водителя 2000 руб. в месяц. Горючее и ремонт 0,6 руб. на 1 км пробега. Какое решение является более эффективным? При каком пробеге варианты равны?
Задача 28 Производитель сельскохозяйственной техники продаёт свою продукцию в центральном регионе с помощью местного торгового агента. Комиссионные агента составляют 5 % от оборота. Средняя цена машин составляет 10400 долл. Производитель рассматривает целесообразность найма собственного торгового представителя, т.к. он полагает, что сможет таким образом снизить издержки. Общие издержки для собственного торгового представителя равны 132600 долл. + 0,75% от оборота. Каково минимальное число проданных машин, при котором продажа через собственного представителя дешевле, чем продажа через местного торгового агента?
Задача 29 Торговая фирма является владельцем четырех типовых магазинов в различных частях города. Набор товаров и услуг, а также качество обслуживания и уровень квалификации персонала во всех магазинах одинаковы. В таблице представлены данные о величине дохода (в тыс. руб.) за первые 13 недель года по всем магазинам фирмы.
Вопросы: а) Какова вероятность того, что в течение года фирме удастся погасить кредит в 400 млн. руб. при 30%-й годовой ставке, если на оплату кредита фирма может выделить не более 20% суммарного месячного дохода. Задачу решить, предположив, что спрос на товары фирмы относительно устойчив, т.е. не подвержен сезонным и иным колебаниям, изменяющим его нормальный характер. б) Какие маркетинговые мероприятия следует провести в целях погашения годовой суммы кредита?
Задача 30
Для потенциального покупателя внешнее оформление в 3 раза важнее, чем удобство, и в 2 раза важнее, чем расход бензина. Используя способ оценки по ожидаемой значимости (средний балл), определить, какую из моделей выберет покупатель?
Задача 31 Предприятие закупает металл для производства сельхозтехники. Годовая потребность в металле 1500 т., годовые расходы на хранение 1 т. материала на складе 0,1 тыс. руб., затраты на размещение и выполнение одного заказа 8,33 тыс. руб.
Определить оптимальный размер заказываемой партии и необходимое число заказов в год, используя формулу Уилсона.
Задача 32 В СХП «Ягодное» собран урожай яблок. Объем товарных запасов 5 тонн. Производственная себестоимость 10 руб. за 1 кг. Выбрать наиболее эффективный вариант реализации: а) реализация в розничную сеть сразу после уборки урожая: цена реализации 12 руб. за 1 кг, затраты на реализацию 1 кг. 1,5 руб., потери при реализации 3%; б) реализация в розничную сеть после хранения (февраль- март): цена 15 руб. за 1 кг, затраты на хранение 1 кг. 2 руб., затраты на реализацию 1 кг. 1,5 руб., потери при хранении и реализации 3%; в) реализация в розничную сеть сухофруктов собственного производства из яблок: цена реализации 50 руб. за 1 кг, затраты на переработку 6 руб. на 1 кг. Сухофруктов, расход яблок на 1 кг. Сухофруктов 4 кг. затраты на реализацию 1 кг. 2 руб.
Задача 33 Рассчитать, при каком объеме реализации продукции предприятие будет самоокупаемым, если известно: - Средняя цена реализации - 110 руб. - Постоянные затраты - 100 тыс. руб. - Переменные затраты на ед. продукции - 30 руб. Определить размер выручки в точке безубыточности. Задача 34 Предприятие выпускает 1100 ед. продукции по цене 12 руб. за ед. продукции. Себестоимость ед. продукции 10 руб. Планируется увеличить объем реализации до 2300 ед. продукции (производственные мощности позволяют) при цене реализации за ед. продукции 9 рублей. Переменные затраты на ед. продукции 5 руб. Оценить эффективность планируемого варианта.
Задача 35 Построение и функционирование каналов сбыта Московская фирма «Карат-2000», торгующая импортной обувью, к 1993 г. потеряла сложившуюся сбытовую сеть в бывших республиках СССР, и в частности — в Казахстане. После изменения порядка взаиморасчетов между казахстанскими и российскими организациями практически все связи между ними разрушились. Новая сбытовая политика «Карата» в 1993 г. сориентирована на провинциальный российский и московский рынки сбыта. Для привлечения крупных провинциальных партнеров- оптовиков фирма стала оплачивать транспортировку купленных клиентами партий обуви в любую точку России и страховку товара в пути. Минимальная партия товара — двадцатифутовый контейнер. Клиент обязан оплатить немедленно 50% стоимости, остальное - в течение месяца. Московским покупателям предложен иной минимум закупок — 500 пар обуви. Если клиент в том же квартале делает вторую покупку, та она доставляется ему бесплатно, а при третьей покупке в том же квартале клиент получает право на отсрочку 50% платежа на тот же срок - 30 дней.
С февраля 1993 г. «Карат» зафиксировал рублевые цены на три недели вперед независимо от колебаний курса доллара, затем проводится очередная корректировка цен. Мораторий может быть нарушен, если курс доллара поднимется за это время более чем, на 25%. Клиент, пользующийся кредитом, может оплатить его по старому курсу, если уложится в срок действия моратория. Вопросы и задания 1. В чем суть новой сбытовой политики «Карата-2000»? 2. Насколько уравновешена эта политика во взаимоотношениях с клиентами? 3. Что необходимо сделать для реализации избранных направлений и форм работы в качестве стратегических?
Задача 36 Претензии на прибыль со стороны участников канала товародвижения Внутри конвенционального канала сбыта бытовых стиральных машин установлены специальным соглашением следующие фиксированные претензии на прибыль со стороны участников канала товародвижения, в зависимости от цены, по которой они продают свой товар: • производитель — 25 %; • оптовый, торговец — 20 %; • розничный торговец — 15 %. Рынок характеризуется как «рынок покупателя». Продажная розничная цена на стиральную машину данной марки зафиксировалась на уровне 200 денежных единиц за штуку. Издержки обращения составляют следующие доли в цене продажи каждого участника товародвижения: • оптовый торговец — 5 %; • розничный торговец — 10 %. Вопросы и задания 1. Каковы размеры (в абсолютном выражении) прибыли, на которые может рассчитывать каждый участник товародвижения при условии соблюдения соглашения? В каких пределах должна находиться себестоимость изготовления каждой стиральной машины? 2. Насколько правомерным было бы выравнивание претензий на прибыль всех участников товародвижения и почему это не происходит на развитых рынках? 3. Каковы величины (соотношения) указанных претензий на прибыль на незрелых рынках, а также тенденций изменения этих претензий? Задача 37 Стратегия расширения производства и сбыта В финансовое учреждение обратился руководитель предприятия по чистке одежды. Дела его шли неплохо, и предприятие приносило его семье хороший доход, остававшийся после вычета средств на ведение дел. Он предлагал предоставить ему средства для приобретения такого же предприятия в соседнем районе. Кроме того, ему были нужны деньги для приобретения новых грузовиков и дополнительного оборудования. У предприятия, которое он собирался приобрести, имелось свое оборудование, установленное на нем. Будущий владелец предполагал частично переместить его на свое первое предприятие, а частично распродать с целью замены. Все производство планировалось осуществлять на первом предприятии. Новое помещение отводилось под прием клиентов и нужды складирования. Несмотря на то, что все расходы и график увеличения доходов были обоснованы достаточно тщательно, потенциальный инвестор рекомендовал предпринимателю разработать другую программу действий, так как потребная сумма была слишком велика по сравнению со стоимостью предлагавшейся в залог нынешней сети. Вопросы и задания 1. В чем состоит маркетинговое содержание разработанной предпринимателем стратегии и программы действий? 2. Каковы могли быть действительные причины отказа инвестора предоставить средства для реализации предложенной программы, в чем он мог увидать недостатки? 3. Какая программа действий мосла бы удовлетворить инвестора и привести к получению необходимых средств? Задача 38 Стратегия торговли Международный торговый дом «Юнион» открыл в Москве магазин оптовой торговли детской одеждой и продуктами. В этих целях им была арендована часть помещения в магазине «Товары для детей» на респектабельном столичном Кутузовском проспекте. Выбранная схема торговли характерна для системы «магазин для магазинов». Количество товарных позиций в закупаемой партии роли не играет. Важно лишь, чтобы общая стоимость покупки была не ниже минимально допустимой — 200 тыс. руб. при безналичном расчете, на уровне цен февраля 1993г. В прайс-листах магазина указаны расчетные розничные цены. Начиная с уровня минимальной партии покупатель получает, скидку, зависящую от размеров партии, но не менее чем 10%. Торговой дом предложил эту, скидку в виде дополнительного товара. Оплату партии необходимо произвести в течение двух дней с момента выставления счета. Кроме того, торговый дом заказал у своих поставщиков несколько партий детских товаров (например, замшевые ботиночки из Гонконга) с собственной эмблемой. Руководство торгового дома сочло, что эти затраты на рекламу быстро окупятся. Вопросы и задания 1. Как оценить данные шаги торгового дома по формированию своего имиджа в среде торговли? 2. Насколько удобна для покупателей предлагаемая торговым домом форма скидки? 3. Что можно предложить фирме в целях оптимизации торговой стратегии? Задача 39 Выбор каналов поступления товаров в регион. Исходные данные представлены в таблице.
Вопросы и задания 1. Через какие каналы в основном поступают на вашей территории: • потребительские товары повседневного спроса (приведите конкретные примеры); • товары длительного личного потребления (приведите конкретные примеры); • инвестиционные товары (приведите конкретные примеры). 2. Какие функции, услуги целесообразно ожидать, требовать от посредников, учитывая пропорции их доходов: • от внешнего дилера; • от региональной оптовой фирмы; • от локального оптового торговца; • от розничного торговца? 4. Какие каналы сбыта наиболее характерны по выбранным вами товарам из категорий? Дайте буквенные обозначения из таблицы.
Задача 40 Поведение продавца Французские специалисты по продажам приводят и трактуют следующие типы поведения продавцов
Вопросы и задания 1. Назовите основные недостатки, отличающие эти типы поведения продавца друг от друга? 2. В каких формах организации торговли эти типы поведения наиболее часто бывают оправданы? 6. Какие вводные, вспомогательные фразы продавца могли бы лучше всего соответствовать этим типам поведения, обозначать их?
Коммуникационная политика Задача 41 Руководитель отдела маркетинга машиностроительной фабрики должен подготовить обоснование использования рекламоносителей для передачи информации о выпускаемой продукции. Он предлагает рассмотреть следующие варианты: 1 Публикация статей в специализированных журналах. При этом известно, что статья на одну страницу, помещенная в 4 специализированных журналах с тиражом 42 000 экземпляров, может обеспечить 18 000 потенциальных целевых клиентов. Издержки на единовременное размещение объявления составляют 200 руб. 2. Организация прямой рекламы, что позволит тоже привлечь 18000 заинтересованных клиентов, но в этом случае издержки на сопроводительные письма, проспекты и карточки ответов составляют 1800 руб. и затраты на отправку -5000 руб. 3.Участие в ярмарке и подготовка экспонатов для отправления на выставку. В этом случае затраты на выставочную площадь (60 м2) составляют 4200 руб., что обеспечит привлечение 6000 посетителей. Задания: а) Проведите экономическое обоснование каждого варианта рекламных средств. б) Какова эффективность затрат на рекламные мероприятия, если известно, что на рекламу в специализированных журналах отозвался 1% читателей, на прямую рекламу ответили 16 интересующихся, а на выставке посетители провели 600 деловых переговоров? Задача 42 Фирма, продвигающая свой товар на рынке, обслуживает потребителей, читающих 7 наиболее популярных газет: А, Б, В, Г, Д, Е и Ж. Известно, что всего существует три группы читателей по 500000 человек каждая. Первая группа состоит из читателей газет: А - 90000, Б - 300000, В - 110000 человек. В этой группе одновременно читают газеты А и Б - 3000, Б и В - 4000, А и В - 5000 человек. Только одну газету читают: А-80000, Б - 290000, В - 99000 человек. Вторая группа читателей распределилась так: читает Г - 80000, Б - 300000, Е - 120000 человек. Читает Г и Б - 3000, Г и Е - 4500, Б и Е -7000 человек. Только одну газету читают Г - 68500, Б - 286000, Е - 104500 человек. Третья группа читателей: читают Д - 270000, Ж-150000, Г - 80000 человек. Одновременно читают: Д и Г-3500, Д и Ж- 5000, Ж и Г - 9500 человек. Только одну газету читают: Д - 260000, Ж - 134000, Г - 65500 человек. Если средства вашей фирмы позволяют рекламировать товар только в одной из трех групп изданий, то какую комбинацию газет считать оптимальной? Почему вы выбрали именно эту комбинацию? Задача 43 Перед вами несколько рекламных сообщений известных зарубежных фирм.«Мы выпускаем вязаные изделия для очень молодой стремящейся к моде публики и сбываем их в розницу. Вы узнаете наш стиль не только по рекламе, но и в оформлении магазинов, и в поведении продавцов» («Бенеттон»). 1. «Воздушные хлопья «Лайф» содержат самый высококачественный белок по сравнению со всеми готовыми употреблению хлопьями и вкуснее всех остальных хлопьев в разряде высокопитательных». 2. «Во время Олимпийских игр в Сеуле техника фирмы «Самсунг» помогла настроить людей планеты на волну мира, гармонии и прогресса. Стремление с помощью техники помочь человечеству строить новую жизнь — это не только наша работа, это — наша страсть... наша потребность. состояние нашего духа, которое мы зовем «Хюман тех». Вопросы и задания 1. В чем вы видите качественные отличия направленности и основных идей этих рекламных посланий? 2. Какие мотивы потенциальных потребителей затронуты в этих рекламных сообщениях? В каких случаях можно говорить об избирательной нацеленности рекламы и в чем это выражается? 3. Что вы считаете удачей, а что — недостатком в этих сообщениях?
Задача 44 Выбор адресатов и носителей рекламного сообщения В рекламное агентство обратился заказчик, сообщивший, что у него есть для продажи крупные партии следующих товаров: • лыжи прогулочные; • мармелад в мелкой расфасовке; • наборы цветных фломастеров. На вопросы сотрудника агентства, каким потребителям рекламодатель собирается продавать свои товары и какие носители рекламы использовать, заказчик предложил, чтобы агентство само разработало соответствующие предложения. Представьте, что вы сотрудник рекламного агентства и вам предложено заняться рекламной кампанией одного из указанных выше видов товаров. Выберите любой из них. 1. По каким критериям и какие категории, целевые группы потенциальных потребителей - адресатов рекламы вы предлагаете выделить для выбранного вами товара? 2. Какие носители рекламы вы считаете целесообразным задействовать (в том числе как основные и как вспомогательные) и рекомендовать заказчику для размещения рекламы? 3. В каких местах, на какой территории вы планируете размещать эту рекламу?
Задача 45 Выбор средств рекламы В целях продвижения товара на рынок крупнейшее предприятие меховой отрасли Кировской области ОАО «Белка» используется ряд маркетинговых мероприятий, важнейшим из которых является - проведение рекламных мероприятий. Задачами рекламы ОАО «Белки» являются: - формирование высокой степени известности торговой марки предприятия; - формирование благоприятного мнения о фирме и ее продукции в глазах потребителей; - позиционирование товаров предприятия как высококачественной продукции по соответствующим ценам. Исходные данные для рекламных компаний: целевая группа - достаточно широкий сегмент - женщины с доходом средним и выше среднего, возраст от 15 до 60 лет. (Данные по результатам опроса, проведенного отделом маркетинга в декабре 2002 года в г.Киров, статистическая выборка 1000 человек). Реклама в СМИ носит характер периодических рекламных компаний, приуроченных к определенным мероприятиям (летние скидки, выход новых коллекций, презентация новых торговых точек и т.д.). В таблице представлены основные мероприятия рекламной компании новой коллекции меховых изделий «Белки» в СМИ.
Вопросы и задания 1. Проанализируйте преимущества и недостатки рекламы в выбранных СМИ. 2. Проанализируйте соответствие выбранных фирмой СМИ целевому сегменту рынка. 4. Составьте графическую схему медиаплана предложенной рекламной кампании. 3. Определите общую величину затрат на рекламную кампанию.
Задача 46 Анализ стоимостных характеристик рекламы В ноябре 1997 г. стоимость размещения рекламного сообщения в еженедельнике «Экономика и жизнь» (общенациональное издание тиражом свыше 610 тыс. экз.) составляла: 1 страница (полоса) — 100 тыс. руб.; 1/16 страницы — 4,5 тыс. руб. В декабре того же года были установлены и длительное время удерживались следующие расценки на рекламу:
В 2011 г. все расценки были удвоены почти без роста тиража. Вслед за этим другой популярный общенациональный еженедельник «Аргументы и факты», имевший в 2011 г. тираж свыше 12 млн. экземпляров, опубликовал следующие расценки:
Вопросы и задания 1. С чем связана непропорциональность стоимости рекламного сообщения (в первом еженедельнике) величине занимаемой сообщением площади газетного листа? 2. О чем свидетельствует непропорциональность удорожания целой полосы в сравнении с удорожанием 1/16 полосы того же еженедельника? 3. Можно ли, анализируя ценовую политику в рекламе, согласиться с утверждением «Экономики и жизни», что этот еженедельник ориентируется на оказание содействия развитию малого бизнеса? Где при прочих равных условиях выгоднее размещать свою рекламу малым предприятиям? 4. В связи с обнаружившимися особенностями ценообразования в рекламе, где, по вашему мнению, дороже в наше время стоит размещение рекламы в «Интернет» — на сервере «Playboy» или на сервере «Financial Times»?
Задача 47 Стратегия и планирование рекламной кампании Два косметических магазина 10 лет работают в небольшом городе. Стратегия магазина «Лола» выразима следующим образом: «Для молодежи, которая любит экспериментировать в моде и хочет выглядеть сногсшибательно, салон «Лола» - место, где всегда можно купить супермодную косметику и прослушать курс макияжа». Владелица салона строит свою рекламную кампанию вокруг девиза: «Лола» - роковой шлягер этого лета». Магазин «Ева» придерживается совсем иной позиции: «Для зрелой женщины, желающей подчеркнуть женственность, «Ева» - салон, где вы найдете понимание, совет и новейшие достижения косметологов». Оба магазина-салона тратят на рекламу в летнем сезоне одинаковую сумму - по 5000 долларов. Из этой суммы каждый салон выделяет 1000 долларов - 20% рекламного бюджета - на разработку рекламы, написание текстов и оплату труда специалистов, организующих рекламную кампанию.
Остальные 4000 долларов «Лола» распределяет так, как указано в таблице. Вопросы и задания 1. В чем состоят различия стратегических позиций двух магазинов-салонов? Какова их клиентура, чем она отличается, насколько она может быть постоянной? 2. Каков может быть целевой имидж магазина-салона «Ева»? 3. На чем вы рекомендуете концентрировать внимание адресатов рекламы «Евы»? 4. Составьте примерный рекламный план для «Евы». Задача 48 Планирование размещения рекламы Малое предприятие, производящее и сбывающее через дистрибьютора электрические подъемники (тали) грузоподъемностью 0,25 т, 0,5 т и 1 т решило самостоятельно выйти на рынок. Если раньше дистрибьютор ставил на талях собственную торговую марку, то теперь рекламное агентство предложило использовать новый товарный знак с изображением подъемника. Рекламу предлагалось нацелить на традиционных клиентов и разместить в специальных журналах по складскому хозяйству, транспорту и машинам. Бюджет рекламы совпал по размерам с годовой чистой прибылью фирмы. План размещения рекламы выглядел так, как указано в таблице.
Вопросы и задания 1. Насколько предложенный план рекламной кампании соответствует устремлениям фирмы? 2. По каким характеристикам этот план можно оценить положительно, по каким — нельзя и почему? Вы бы приняли такой план?
3. Хозяева фирмы этот план в целом приняли. Что в таком случае вы предложили бы в нем изменить и как?
Задача 49 Эффективность рекламы Общий сбыт продукции фирмы в городах А, Б и В, выбранных в качестве объектов испытания рекламы, составлял 3660 контейнеров продукции до начала рекламы и 6400 контейнеров после ее появления. В «контрольных» (не подвергшихся рекламе) городах Г, Д и Е объем продаж составлял 4600 контейнеров в первом периоде и 5750 - во втором. Почтовая реклама с <
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|