Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследование звукопроизношения по «Альбому для логопеда Иншаковой».




1 - Андрей

2 - Алена

3 - Света

 

С колесо сосна нос 1 - калето, тотна, нот 2 - колесо, сосна, нос 3 - колефо, фофна, ноф
с сирень письмо гусь 1 - тирень, питьмо, гуть 2 - сидень, письмо, гусь 3 - фирень, пифьмо, гуфь
3 замок коза звезда 1 - замок, коза, звезда 2 — замок, коза, звезда 3 - замок, коза, звезда
3 земляника газета 1 — земяниа, газета 2 — земляника, газета 3 - замяника, газета
ш шапка кошка мышка 1 - шапк, коша, мыша 2 - шапка, кошка, мышка 3 - фапка, кофка, мыфка

1- Андрей

1 - Алена

2 - Света

 

С колесо сосна нос 1 - калето, тотна, нот 2 - колесо, сосна, нос 3 - колефо, фофна, ноф
С ’ сирень письмо гусь 1 - тирень, питьмо, гуть 2 - сидень, письмо, гусь 3 - фирень, пифьмо, гуфь
3’ замок коза звезда 1 - замок, коза, звезда 2 - замок, коза, звезда 3 - замок, коза, звезда
З земляника газета 1 - земяниа, газета 2 - земляника, газета 3 - замяника, газета
ш шапка кошка мышка 1 - шапк, коша, мыша 2 - шапка, кошка, мышка 3 - фапка, кофка, мыфка
щ щетка ящик плащ 1 - тета, яти, плать 2 - щетка, ящик, плащ 3 - фета, яфи,плаф
л лодка пила стол 1 - лодка, пила, стол 2 - лодка, пила, стол 3 - фтол, лода, пила
л лента свирель туфли 1 - лента, твире, туфли 2 - лента, свидель, туфли 3 - лена, фирель, туфли
р рука корова топор 1 - рука, корова, топор 2 - дука, кодова, топор 3 - рука, короа, топор
р' редиска веревка дверь 1 - редита, верева, терь 2 - дедиска, ведевка, дверь 3 - редифа, верева, -

 

На основе исследований были сделаны заключения в виде таблиц и диаграмм (см. приложение №1). Из них видно, что фонематический слух не развит, словарный запас очень беден и нарушение звукопроизношения. Также из результатов исследования видно, что у всех детей наблюдается большой запас существительных, но присутствуют большие проблемы со знанием других частей речи в разной степени. Но у всех испытуемых существует основная проблема: незнание числительных (дети практически незнают данной части речи). Несмотря на все отклонения в развитии этих детей они легко вступают в контакт, как с взрослыми, так и с детьми. Хорошо понимают обращенную к ним речь, но на бытовом уровне.

 

 

Заключение.

Целью работы являлось исследование уровня развития речи у умственно отсталых дошкольников в процессе игровой деятельности. А задачами раскрытие психолого-педагогической характеристики, а также раскрытие особенностей речевого развития и специфики игровой деятельностии проведение констатирующего эксперимента по выявлению уровня речевого развития умственно отсталых дошкольников. Цель и задачи раскрыты в теоретической и практической частях курсовой работы. В первой главе рассматривается психолого-педагогическая характеристика дошкольника с умственной отсталостью, понятия, причины и формы умственной отсталости, особенности психического и физического развития детей с умственной отсталостью. Еще рассматривается множество определений умственной отсталости и более правильное и обобщенное автор считает следующее:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Умственная отсталость – это такая атипия развития, при которой страдает не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Сложная структура обусловлена, прежде всего, первичным нарушением, непосредственно возникшим под болезнетворным влиянием, а за тем уже вторичными отклонениями. О том, что существует множество классификаций умственной отсталости. И что при психическом развитии происходит стойкое нарушение многих функций организма. И что на физическое развитие оказывает влияние тяжесть интеллектуального дефекта, сопутствие заболевания, вторичное нарушение. И, несмотря на то, что умственная отсталость – явление необратимое, это не значит, что она не поддается коррекции. Постепенность и доступность дидактических материалов при занятиями физическими упражнениями создает предпосылки для овладевания детьми разнообразных умений для развития физических качеств и способностей, необходимых в жизнедеятельности ребенка.

А также рассматриваются особенности речевого развития и игровой деятельности умственно отсталых дошкольников. Говорится о том, что умственно отсталый ребенок отстает в развитии речи уже с первых месяцев жизни. В дальнейшем это отставание еще более прогрессирует. И к началу дошкольного возраста у ребенка не сформированы предпосылки речевого развития: предметная деятельность, отсутствует интерес к окружающему, недостаточно проявляются эмоции, не сформирован фонетический слух, плохо развит артикуляционный аппарат. Многие умственно отсталые дети не начинают говорить не только к дошкольному возрасту, но и к четырем – пяти годам. А также, что у ребенка с умственной отсталостью, как слуховое различие, так и произношение слов и фраз возникает значительно позже. Речь его скудна и неправильна. И что одной из основных причин, обусловивших такое состояние, является слабость замыкательной коры, медленная выработка новых дифференцировочных условных связей во всех анализаторах.

Также говорится о том, что игровая деятельность является основным видом деятельности детей в дошкольном возрасте и содержит в себе все тенденции развития; она источник развития и создатель зоны ближайшего развития; за игрой стоят изменения потребностей и изменения сознания общего типа. Также было установлено, что важнейшие стороны психики, в частности формирование личности ребенка, развиваются преимущественно в игре. Благодаря ней в сознании дошкольника выделяются и осмысливаются социально принятые этические нормы поведения, формируется основной движущий мотив личностного развития - быть как взрослый. В игре развивается новая форма мотивов, происходит переход от мотивов, имеющих форму до сознательных, аффектно окрашенных непосредственных намерений.

Исследования советских психологов и педагогов позволили выявить зависимость между игрой ребенка и его умственным развитием.

И на основе теоретических исследований был проведен констатирующий эксперимент, который был описан во второй главе курсовой работы. Там описывается эмпирическая база исследования и дана характеристика испытуемых. Далее идет описание самого эксперимента и его результатов. Говорится о том, что фонематический слух не развит, словарный запас очень беден и нарушение звукопроизношения. Также в эксперименте нужно было доказать гипотезу: если исследовать уровень развития речи у умственно отсталых дошкольников, то можно определить пути коррекции с помощью игровых упражнений. В результате проведения эксперимента был выявлен уровень развития речи умственно отсталых дошкольников. И благодаря результатам исследования теперь уже можно определять пути коррекции с помощью игровых упражнений. Таким образом, гипотеза доказана.

Автор курсовой работы в процессе изучения данной проблемы узнал для себя много нового и интересного: узнал, что такое умственная отсталость и ее понятия, причины и формы развития, про психологию дошкольников, про их речевое развитие и про специфику игровой деятельности умственно отсталых дошкольников. Также автор научился проводить констатирующий эксперимент и описывать эмпирическую базу исследования.


Список литературы.

1..Вайзман Н.П.

Психомоторика умственно отсталых детей. – М.: Аграф,1997.

2.Венгер Л.А.

Восприятие и обучение (дошкольный возраст) – М., 1969.

3.Винарская Е.Н.

 Раннее речевое развитие ребенка и проблема дефектологии – М., 1979.

4.Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых детей. Сборник научных трудов. – М., МГПИ им. Ленина, 1980.

5.Воспитание и обучение детей в вспомогательной школе: Пособие для учителя./ Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Школа – Пресс, 1994.

6.Выгодская Г.Л., Соколова Н.Д.

Об игровых действиях умственно отсталых детей. –                 

«Дефектология», 1974, №5

7.Гусева Г.М.

Методические разработки по основам специальной дошкольной педагогики. – М. 1983.

8.Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н.

 Формирование связной речи у детей олигофренов. – М. 1983.

9.Забрамская С.Д.

Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М. Просвещение. 1995

10..Катаева А.А., Стребелева А.Е.

 Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. – М., «Бук – Мастер», 1993.

11.Катаева (Венгер) А.А., Давыдова С.Н.

 Обучение умственно отсталых дошкольников в игровой форме с использованием показа и словесной инструкции. – М., «Дефектология», 1976, №1

12.Катаева А.А.

 Сенсорное развитие и сенсорное воспитание аномальных детей дошкольного возраста. – М., 1983.

13.Коррекционная педагогика: Основы обучения воспитания детей с отклонениями в развитии. Учебное пособие под ред. Б.Н. Пузанова. – М., Издательский центр «Академия», 1999.

14.Лернер Д.

 Олигофренопедагогика. – Пристон, 1993.

15.Логопедия. Учебное пособие под ред. Б.Н. Пузанова. – М., Издательский центр «Академия», 1999.

16.Марциновская Е.Н.

Значение предметно – практической деятельности для обучения и воспитания аномальных дошкольников. – М., «Дефектология», 1982, №3

17.Морозова Н.Г.

 Формирование познавательных интересов у аномальных детей. – М.,1969.

18.Малер А.Р.

 Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. – М.: Педагогика – Пресс, 1996.

19.Мухина В.С.

Нарушение речи у дошкольников. – М., Просвещение, 1969.

20.Непомнящая Н.И.

 Роль дошкольного возраста в психологическом развитии ребенка//Дошкольное воспитание. – 1979. - №7

21.Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программы, методические рекомендации/Под. Ред. Л.Б. Баряевой и др. – Псков, 1999.

22.Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатком слуха и интеллекта: Сб. науч. Тр. – М., 1988.

23.Программа обучения и воспитания умственно отсталых детей дошкольного возраста//Дефектология. – 1986. - №6

24. Психологический словарь/Под. Ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца и др., научно – исследовательский институт общей педагогической психологии Академ. Пед. Наук СССР. – М.: Педагогика, - 1983.

25.Рубинштейн С.Я.

 Психология умственно отсталого дошкольника. – М.: Просвещение, 1986.

26.Трубникова Н.М. Практическая логопедия: Учебно-методическое пособие/Урал. Гос. Пед. Университет. – Екатеринбург. 2002

27.Шишкова О.Б. Альбом логопеда. – М., 2000.

28.Цветкова Л.С. К вопросу о методах обследования детей с недоразвитием речи// Дефектология. – 1971. - №3

 

 

Приложение.

№1

 

 

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

 

имя шипящие свистящие соноры
Андрей + замена на «Т» +
Алёна + +  
Света замена на «Ф» - (межзубно) +

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ

 

имя свистящие-шипящие звонкие-глухие твердые-мягкие
Андрей + - (не дифер.свист.) + -
Алена + + - (не дифер. взрывные) +
Света - - -

 

 

№2

Основные, ключевые определения курсовой работы:

Дошкольный возраст – период детства от 3 до 7 лет. На его протяжении протекают процессы созревания детского организма. Происходит развитие всех основных тканей и органов. Происходит переход от деятельности, производимой совместно с взрослыми, к деятельности, осуществляемой в известной мере самостоятельно.

Игра – один из видов деятельности человека и животных.

Игра детская – исторически возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними и направленный на познание окружающей действительности, служащий одним из важнейших средств физического, умственного и нравственного воспитания детей.

Развитие речи – Возможное понимание речи и ее произнесения в раннем возрасте при общении с взрослыми, последующее обогащение словаря, грамматических и стилистических структур речи в дошкольном возрасте в процессе общения и под влиянием обучения и воспитания.

Речь – исторически сложившаяся форма общения людей по средствам языка.

Термином “умственной отсталостью” обозначают стойкое, выраженное нарушение познавательной деятельности вследствие диффузии органического поражения центральная нервная система.

Умственная отсталость представляет собой обобщенный групповой диагноз для аномалии развития. Характерной особенностью психического развития является недоразвитие наиболее дифферинцированной фило – и онтаенетически молодых функций мозга и относительную сохранность элементарных, эволюционных более старых.

Умственная отсталость – это такая атипия развития, при которой страдает не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Сложная структура обусловлена, прежде всего, первичным нарушением, непосредственно возникшим под болезнетворным влиянием, а за тем уже вторичными отклонениями.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...