Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие, частные и ситуационные принципы организации




 

Излагаемое ниже деление принципов управления организациями на общие, частные и ситуационные достаточно условно, но оно позволяет ввести некоторую упорядочивающую систему. Поэтому рассмотрим их более детально.

Общие принципы.

Принцип обратной связи. Суть его заключается в том, что в любой организации, в том числе в социальной и социально-экономической на любое воздействие управляющей системы всегда следует реакция управляемой системы (например, см. рисунок 3.1.1). Происходит это благодаря разнообразным коммуникационным связям, соединяющим эти системы. Причём эти связи могут быть как усиливающими (разгоняющими), тогда говорят о положительной обратной связи, так и ослабляющими (стабилизирующими), тогда говорят об отрицательной обратной связи.

Обратная связь в организации присутствует всегда. Просто в большинстве случаев она имеет относительно небольшую мощность, поэтому её замечают только те члены организации, которых она непосредственно касается.

Вместе с тем, даже небольшие воздействия обратной связи, если они вовремя не компенсируются управляющей системой, могут накапливаться и в итоге превратиться в весьма сильные интегральные воздействия, компенсация которых потребует значительных затрат ресурсов, имеющихся в распоряжении управляющей системы. Причём, если этих ресурсов не будет хватать, то организацию постигнет кризис.

 

Таблица 3.3.1 – Система принципов организации по А. А. Беляеву и

Э. М. Короткову

Принципы организации
Общие принципы (реализу- ются во всех материальных системах):   - принцип обратной связи; - принцип развития; - принцип соревнователь- ности, конкуренции; - принцип дополнитель- ности; - принцип соответствия цели и ресурсов; - принцип соответствия распорядительства и подчинения; - принцип соответствия эффективности производ- ства его экономичности; - принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации управления; - принцип прямоточности; - принцип ритмичности; - принцип синхронизации. Частные принципы (реали- зуются в какой-либо сфе-ре деятельности):   - принцип выделения главного; - принцип соответствия; - принцип энциклопедич- ности; - принцип полноты; - принцип системности; - принцип стандартизации; - принцип своевременности информации; - принцип планирования; - принцип координации; - принцип включения. Ситуационные принципы (реализуются в каком-либо виде деятельности):   - профессионализм; - опыт работы в данной сфере (участке); - способность решать круп- ные проблемы и отдель- ные задачи; - умение взаимодействовать в коллективе; - готовность взяться за ре- шение трудной пробле- мы (задачи); - личная преданность делу, организации; - умение работать само- стоятельно; - чёткость и решительность в подборе персонала;     - правила-поучения.

 

 

Таблица 3.3.2 – Схема принципов организации по Э. А. Смирнову

Принципы организации
Принципы статической организации:   - принцип приоритета цели; - принцип приоритета функций над структурой; - принцип приоритета субъекта управления над объектом. . Принципы динамической организации:   - принцип приоритета персонала; - принцип приоритета структуры над функциями; - принцип приоритета объекта управления над субъектом.  

 

 

Принцип развития. Под развитием понимается необратимое направленное изменение организации. В соответствии с всеобщим законом природы о переходе количественных изменений в качественные постоянно возникающие в организации незначительные изменения в структуре и функциях в итоге приводят к качественным изменениям структуры и функций, то есть организация становится другой – она развивается.

Различают две формы развития:

· эволюционная, которая описана выше и которая, как правило, происходит без разрушительных последствий для объекта развития;

· революционная, при которой постепенно накапливающиеся количественные изменения неожиданно прорывают сдерживающие условия и факторы и резко меняют структуру и функции организации; как правило, эта форма развития происходит со значительными безвозвратными потерями ресурсов, так как всё, что не успевает перестроиться просто разрушается или теряется.

Также следует отметить, что в организации может происходить как прогрессивное развитие, то есть развитие, связанное с совершенствованием какой-либо сферы или системы (например, освоение новой продукции, выход на новые рынки, вступление во взаимовыгодный союз и т.п.), так и регрессивное развитие, то есть связанное с постепенной ликвидацией какой-либо сферы или системы (например, прекращение выпуска устаревшей продукции, уход с неперспективных рынков, выход из непродуктивных союзов и соглашений и т.п.).

Принцип соревновательности, конкуренции. Жизнеспособность социальной или социально-экономической организации зависит от степени развития в ней соревновательных, конкурентных начал, так как только в этом случае вскрываются наиболее результативные пути использования организационных ресурсов и социально-экономического развития. В конкретной организации это может выражаться в процессах сравнения, отбора и внедрения наиболее эффективных методов хозяйствования вообще и методов управления в частности.

При этом следует иметь в виду, что конкурентные отношения весьма противоречивы. С одной стороны конкуренция формирует приоритеты выбора и активного воздействия на принятие в организации продуктивных управленческих решений. С другой стороны конкуренция оказывает негативное влияние на работу отдельных организаций и приводит к стагнации их деятельности и разрушению.

Принцип дополнительности. В организации всегда одновременно существуют, с одной стороны, объективные, устойчивые, запрограммированные, равновесные, организованные, прогнозируемые процессы, а с другой стороны – случайные, неустойчивые, неравновесные, стихийные, самопроизвольные, непрогнозируемы процессы. Они взаимно дополняют друг друга – действует диалектический принцип дополнительности, обеспечивающий развитие организации.

Принцип соответствия целей и ресурсов. Если организация хочет быть успешной, то процессы достижения её основных целей должны обязательно обеспечиваться необходимыми ресурсами своевременно и в нужном количестве. Данный принцип реализуется автоматически при использовании программно-целевого подхода, когда при постановке целей и формулировании задач обязательно определяются средства, методы и сроки их выполнения с организацией внешнего и внутреннего контроля. Это позволяет осуществлять управление деятельностью организации по упреждению, а не по результатам.

Принцип соответствия распорядительства и подчинения. Для любого члена (работника) организации при выполнении конкретной деятельности должны быть:

· один линейный руководитель, то есть руководитель, для которого приоритетными являются административные функции: самостоятельное принятие решений и утверждение (санкционирование) решений, принятых другими;

· произвольное количество функциональных руководителей, то есть руководителей, для которых приоритетными являются технологические функции: подготовка и согласование решений, организация выполнения решений, а также патронажные функции: контроль правильности выполнения решений, признание решения выполненным.

Принцип соответствия эффективности производства его экономичности. Под эффективностью производства обычно понимается отношение результатов труда к произведённым затратам в сопоставимых понятиях (например, в рублях). Под экономичностью производства понимается отношение текущих затрат к предыдущим, понесённым для получения одного и того же результата. Суть настоящего принципа – для каждой организации должно быть найдено своё в каком-то смысле оптимальное отношение эффективности к экономичности.

Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации управления. Суть настоящего принципа заключается в том, что для каждой организации должно быть найдено своё оптимальное распределение управленческих функций по уровням управления, подразделениям и должностям в этих подразделениях. Данный принцип требует от руководителей всех уровней вовремя производить пересмотр объёмов управленческих функций, возложенных на отдельные уровни, подразделения и должности.

Принцип прямоточности. Любые производственные, информационные и социальные процессы в организации должны идти к цели по кратчайшему пути во избежание дополнительных затрат и искажений. Искажения, как показывает практика, в конечном итоге также выливаются в затраты.

Принцип ритмичности. Любые производственные, информационные и социальные процессы в организации должны идти к цели с заданной ритмичностью в течение заданных промежутков времени. В результате соблюдения ритмичности обеспечивается согласованность трудовых операций (производственных процедур) в течение всего технологического цикла.

Принцип синхронизации. Среди имеющихся в организации производственных подразделений и / или процессов необходимо выделить постоянный или временный центр синхронизации, под режим функционирования которого должны подстраиваться все остальные производственные подразделения и процессы. Центр синхронизации обычно является самым «узким местом» в организации.

 

Частные принципы.

Особенность частных принципов заключается в том, что они по-разному проявляют себя в разных сферах применения. Обычно различают следующие сферы применения этих принципов:

· различные подсистемы общества в целом (экономическая, социальная, политическая, семейно-бытовая и др.);

· различные виды организационной деятельности (государственная и муниципальная служба, управление персоналом, планирование личной карьеры и др.);

· управление конкретной организацией и её подразделениями (производственные, транспортные, торгово-посреднические и др. предприятия; учреждение здравоохранения, образования, культуры, спорта, социальной защиты; политические партии; общественные организации и движения и т.п.).

Частных принципов довольно много. Разные авторы по-разному их объясняют и группируют. Ниже приведены частные принципы в соответствии с классификацией, данной Э. А. Смирновым [6]:

Принцип выделения главного, то есть при рассмотрении любой задачи в первую очередь надо решить, что в этой задаче является главным.

Принцип соответствия, то есть при организации любого процесса исходные ресурсы должны соответствовать поставленным целям и наоборот.

Принцип энциклопедичности, то есть любой вопрос, любая задача должны быть рассмотрены со всех возможных (доступных) сторон, по крайней мере, на первоначальном этапе решения.

Принцип полноты, то есть по любому вопросу необходимо принимать исчерпывающие решения, чтобы потом к нему не возвращаться.

Принцип системности, то есть при рассмотрении любого вопроса, задачи должны быть обязательно выделены действующие силы (элементы), уровни, на которых они действуют, и связи между ними.

Принцип стандартизации, то есть при построении любой организации, любой системы, любых процессов должно быть использовано как можно больше стандартных элементов и действий.

Принцип своевременности информации, то есть деловая,. служебная информация должна приходить и уходить в нужный момент, в нужном объёме, в нужной форме и в нужный адрес.

Принцип планирования, то есть любая деятельность в организации должна проводиться в соответствии с заранее составленным планом.

Принцип координации, то есть любые действия в организации должны развиваться в пространстве и времени в определённой последовательности.

Принцип включения, то есть при движении к своей цели организация должна включать (использовать) все доступные ресурсы.

 

Ситуационные принципы.

Особенность проявления ситуационных принципов определяется конкретной ситуацией или конкретным образом действия. Разные авторы по-разному подходят к этой категории принципов, по-разному их трактуют и используют. Причём разнообразие здесь ещё большее, чем при определении частных принципов.

В качестве примера ниже приведена система ситуационных принципов, которые использовал известный американский управленец Ли Якокка при подборе менеджеров в своей организации:

· профессионализм наряду с соответствующим образованием;

· опыт работы в данной сфере, аналогичных предприятиях и должностях;

· способность решать отдельные задачи и выходить на проблемы, из которых они вытекают;

· умение продуктивно работать в коллективе;

· готовность взяться за решение неизвестной проблемы – отсутствие страха, уверенность в позитивном решении и т.п.;

· личная преданность делу, коллективу, организации, в которой работаешь;

· умение работать самостоятельно, в том числе, в условиях высокой неопределённости;

· чёткость и решительность в подборе кадров, их расстановке по рабочим местам и перемещениям.

Также к ситуационным принципам относят так называемые правила-поучения. Их существует довольно много, и они обычно формулируются в виде легко запоминающихся высказываний-поговорок. Ниже приведено несколько примеров правил-поучений:

· «за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь»;

· «готовь сани летом, а телегу – зимой»;

· «ворона каркнула во всё воронье горло – сыр выпал; с ним была плутовка такова»;

· «на то и щука в море, чтобы карась не дремал».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...