Понятие законов организации
Каков бы ни был рассматриваемый объект, его существование всегда определяется большим количеством разнообразных законов. Вообще законы являются высшей ступенью познания и имеют форму всеобщности, то есть выражают общие отношения, связи присущие всем явлениям данного рода, класса. Принято различать следующие категории законов: · законы науки, то есть знания, формулируемые в понятиях, отражающих объективные процессы, происходящие в природе и социуме на микро- и макроуровне; · законы природы, то есть природные явления (последовательность природных явлений), проявляющих себя при определённых условиях с обязательной необходимостью; · законы-предписания, то есть нормы, условия, принципы поведения, которые человек обязан соблюдать при нахождении в социуме (общественные места, организации, семья и т.п.); они обычно называются законами юридическими и нравственными; · законы мышления (логики), то есть правила, применение которых способствует рациональной мыслительной деятельности. Из категории «законы науки» можно выделить законы, определяющие функционирование социальных и социально-экономических организаций, которые и являются предметом настоящего рассмотрения. Соответственно их можно определить как знания, отражающие объективные процессы, происходящие в этих организациях, сформулированные в определённых понятиях. Говоряо законах организации, принято различать их следующие категории: · общие, которые определяют условия функционирования вообще всех организаций; · частные, которые определяют условия функционирования только организаций определённого типа; · специфические, которые определяют только условия протекания определённых процессов в организациях определённого типа.
Приведённое разделение законов на категории достаточно условно, так как конкретные проявления законов зависят от большого числа условий, например, от этапа жизненного цикла организации, от численности членов организации, от рода выпускаемой продукции и т.п. Также следует отметить, что все законы действуют не изолировано друг от друга, а в диалектическом взаимодействии, в определённой системе связей. Среди специалистов по теории организации и теории управления в настоящее время нет единого мнения по поводу того, какие положения считать законами организации. В разных источниках указаны разные законы и разные их классификации. Ниже рассмотрены более детально законы организации в соответствии с учебным пособием [3].
Общие законы организации Закон синергии: для любой организации всегда существует такой набор параметров, характеризующих составляющие элементы, при котором полный потенциал организации будет существенно выше простой суммы потенциалов составляющих её элементов (положительная синергия) или существенно ниже (отрицательная синергия). Закон синергии базируется на открытом в середине XX столетия эффекте синергии, авторами которого принято считать И. Пригожина (конец 1940-х годов) и Г. Хакена (конец 1960-х годов). Суть его заключается в том, что при определённых условиях возможности элементов, составляющих любую систему (биологическую, социальную, техническую, физическую и т.д.), могут не просто складываться, а умножаться на некоторый коэффициент больше единицы, то есть 1 + 1 = k * 2, где: k > 1. Именно поэтому другое название синергетического эффекта – «сверхаддитивный эффект» [4]. Особое значение закон синергии имеет для социальных и социально-экономических организаций, которые и являются предметом настоящего изучения. Задача органа управления организации заключается в том, чтобы найти такой набор значений внутренних параметров, при котором ресурсы отдельных элементов организации взаимодействовали бы между собой с наибольшим, то есть синергетическим эффектом. Обычно этот поиск ведётся по трём направлениям:
· адекватное планирование; · эффективный обмен информацией; · текущая координация работ. Близкими к понятию «синергетический эффект» в теории организации и теории управления являются – «кооперативный эффект», «мозговой штурм», «коллективное мышление» и др. Классическим примером положительного синергетического эффекта является скачкообразный рост конкурентоспособности после объединения нескольких организаций в одну. Классическим примером отрицательного синергетического эффекта – реализация в организации ситуации «лебедь, рак да щука». Закон синергии действует в организации независимо от воли и сознания руководителя, Однако конкретные результаты всегда зависят от степени понимания этого закона как руководителями, так и исполнителями. Закон самосохранения: каждая организация стремится сохранить себя (выжить), используя для этого весь свой потенциал (ресурсы). Поскольку потенциал социальных и социально-экономических организаций определяется внутренними факторами (принципы управления, квалификация персонала, используемые ресурсы и технологии, структура и функции и т.д.) и внешними факторами (экономическая и политическая ситуация, уровень безработицы и покупательная способность населения, состояние науки и техники, объём информации и т.д.), то закон самосохранения будет проявляться в них через то, насколько руководство организации способно умело и профессионально организовывать внутреннюю деятельность, обеспечивающую конкурентоспособное положение на рынках. Практика показывает, что успешности реализации закона самосохранения в организациях в рыночных условиях способствуют три стратегии [М. Портер]: · лидерство в сфере минимизации издержек при производстве продукции; · продуманная специализация в выборе продукции; · концентрация усилий организации на выбранном сегменте рынка. Закон развития: каждая организация стремится достичь своего наивысшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла.
При этом факторами развития всегда будут: · элементный состав организации; · число уровней и распределение элементов по уровням; · связи между элементами; · динамичность, общий темп процессов в организации; · наличие внешних и внутренних препятствий развития; · эффективность работы механизмов адаптации; · эффективность работы инерционных механизмов и механизмов стабилизации. Закон соответствия разнообразия управляющей системы разнообразию управляемой системы: разнообразие (неопределённость) в поведении управляемой системы (объекта) может быть уменьшена за счёт соответствующего увеличения разнообразия управляющей системы (органов управления). Этот закон вытекает из того факта, что природные, социальные и социально-экономические организации обладают очень большим разнообразием, обусловленным их различиями в масштабах, числе элементов, уровней и связей между ними, каналов связи с внешней средой и т.д. Подобное разнообразие приводит соответственно к большому количеству путей развития и особенностей функционирования организаций. Очевидно, что субъективно созданные управляющие системы, а в социальных и социально-экономических организациях они, как правило, созданы субъективно, всегда отстают по степени разнообразия от разнообразия объективно существующих управляемых систем. Поэтому, если повышать разнообразие управляющих систем, то в целом организация от этого выигрывает. Например, если совершенствовать технические системы сбора, передачи, обработки и хранения информации в организации (охват большего объёма и более разнообразной информации), то управляющая система (аппарат управления) будет принимать более эффективные управленческие решения. Закон приоритета целого над частью: для устойчивого функционирования организации любой природы действия её отдельных элементов должны подчиняться процессам, ведущим к достижению общих целей организации.
Для социальных и социально-экономических организаций это означает, что отсутствие единой цели у элементов и неспособность управляющей системы сформулировать подобную цель приводит к разбалансированию во внутренней среде организации, которое, если не принять своевременных мер, приводит к её полному распаду. Таким образом, несоблюдение данного закона приводит к ликвидации организации под действием внутренних противоречий. Закон учёта системы потребностей: в социальных и социально-экономических организациях пока не удовлетворены потребности членов организации более низкого порядка потребности более высокого порядка, как правило, не принимаются во внимание. Этот закон базируется на открытии, сделанном в начале XX столетия А. Маслоу – американским социологом с русскими корнями. Суть открытия – «пирамида базисных потребностей А. Маслоу» (рис. 3.2.1), из которой следует, что пока не удовлетворены низшие потребности членов организации (физиологические и сексуальные) вопросы удовлетворения потребностей более высокого уровня интереса не представляют. Только удовлетворение потребностей низшего уровня приводит к возникновению интереса к удовлетворению потребностей более высокого уровня. Этот факт обязательно должен учитываться управляющей системой.
Рис. 3.2.1. Пирамида базисных потребностей по А. Маслоу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|