Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О необходимости контроля разума над эмоциями

Реферат по философии

Развитие некоторых идей Сократа и Платона в теософии XX века

 

 

Москва 2009


План

 

Введение.

I. Некоторые идеи Сократа, получившие развитие в трудах других мыслителей.

1. Предмет изучения Сократа.

2. О необходимости контроля разума над эмоциями.

3. Источник знания и метод его получения.

II. Платон уточняет и развивает идеи Сократа.

1. Предмет размышлений Платона.

2. Учение Платона о душе и о разуме как о высшем ее элементе.

3. Как усовершенствовать разум и умножить знание?

4. Сравним Сократа и Платона.

ІІІ. К чему пришла теософия в ХХ веке по обозначенным выше вопросам.

1. Предмет теософии.

2. Состав человека. Важность развития ментального тела.

3. Источник знания и способ его получения.

4. От Платона до теософии.

Заключение.

Литература.

 


Введение

 

Почему я выбрала для реферата эту тему?

Первые две главы в разделе истории философии учебника В.А.Канке посвящены Сократу и Платону. Прочитав их внимательно и пролистав остальные, я поняла, что многие философы, упоминаемые в учебнике, размышляли над теми же проблемами, которые обозначил в своих произведениях Платон. Моему непросвещенному уму кажется, что все это – интерпретации и разработки идей Платона. Неоплатоники, отцы церкви и гностики, средневековая теология и антропоцентризм эпохи Возрождения, дуализм Декарта, апперцепция Лейбница и трансцендентальная апперцепция Канта, учение об идеях Гегеля и его диалектика, как логика идей, - корни всех этих направлений можно найти в работах Платона. Сократа и Платона разделить невозможно, т. к. Платон – верный ученик Сократа, и все что мы знаем о Сократе, написал именно он.

В заголовке моего реферата присутствует также слово «теософия». Дело в том, что мне хотелось показать наиболее современный взгляд на эти проблемы. Я цитирую работы Алисы Бейли, которая писала свои книги в 40-х и 50-х годах прошлого века. А.Бейли является последовательницей русских мыслителей Е.П.Блаватской и Н.К.Рериха.

Однако в учебнике ничего не сказано о теософии, может быть нельзя об этом писать? Решаюсь на это, оправдываясь следующим:

1) Фому Аквинского, упомянутого в учебнике, можно считать основателем теософии, т.к. он неоднократно говорил о необходимости соединить философию и теологию.

2) «Восточная философия» - название главы учебника. Восточная философия – важная отправная точка теософии.

3) «Важнейшими характерными чертами русской философии являются принципы целостности, положительного всеединства, этического персонализма, соборности, реальной интуиции, истины-праведности, космизма»(стр.148). Эти слова в полной мере можно отнести к трудам Е.П.Блаватской и Н.К.Рериха.

4) В.А.Канке советует своим студентам: «Изучая философию, стремитесь к открытости, основательности, исповедальности. Не прячьте себя от других, вступайте в дискуссию. Познавайте себя, добивайтесь философского самосознания. Учитесь философствовать, философствуйте каждый день, это необходимое свойство человека разумного».

Да, но насколько правомерно называть теософию философией? Что является здесь источником знания – мысль исследователя, или может быть религиозные догматы, или некие сверхъестественные откровения? В своей работе я попытаюсь показать, что первое.

 


І. Некоторые идеи Сократа, получившие развитие в трудах других мыслителей

 

Среди всех великих личностей, которыми так богата была Древняя Греция, вряд ли найдется одна, чье имя было более популярно, нежели имя Сократа. Человечество с тех пор успело пройти длинный и тернистый путь, но вся длинная вереница великих мыслителей и поэтов, ученых, художников и общественных деятелей, царивших над умами целых поколений, не затмила удивительный образ Сократа

 

1. Предмет изучения Сократа

 

Сократ первый стал настаивать на изучении человеческой личности, как важнейшего объекта нашего познания, и в этом заключается его бессмертная заслуга перед европейской философией. Сократ сделал нравственность не только важнейшим, но и единственным предметом, достойным изучения. Труды современных и других философов казались ему смешными. «Неужели, - говорил он, намекая на занятия их астрономией и космологией, - вы считаете свое знакомство с человеческими делами настолько совершенным, что находите возможным заниматься делами небесными?»

О необходимости контроля разума над эмоциями

 

Он требовал, чтобы наши поступки и наши отношения основывались на сознательной мысли, определяющей в каждый данный момент норму нашего поведения. Ибо для Сократа это сознательное начало было не только главным руководящим принципом в нравственной жизни личности, но и единственным мерилом того, что принято называть нравственным поступком. Нравственность, по его мнению, не только должна покоиться на ясно и отчетливо усвоенных принципах, но она и становится таковой лишь постольку, поскольку эти принципы входят сознательным творческим элементом в наше поведение. Сократу недостаточно было, чтобы поступок был нравствен в силу унаследованных инстинктов, или привычек, или по случайности. Необходимо, чтобы человек всякий раз отдавал себе полный отчет, почему он поступил так, а не иначе. Без этого нравственности в полном значении этого слова нет, и, как бы хорошо человек не поступал, если он не поступил сознательно, без ясного понимания, почему и как, остается с точки зрения истинной этики таким же безнравственным, как если бы поступал дурно.

Отсюда вытекает первый основной принцип этики Сократа о тождестве добродетели со знанием.

Сократ мало мог себе представить, чтобы человек поступал иначе, чем того требует знание. По его мнению, достаточно лишь знать, что такое та или иная добродетель, чтоб непременно положить ее в основу практического поведения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...