Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учение Платона о душе и о разуме, как о высшем ее элементе

 

Человеческие души, согласно Платону, до того, как воплотиться в бренные оболочки, обитали там же, в горних обителях, созерцая эти священные идеи, пропитываясь их светом и составляя точные понятия об истине и бытии. Душа состоит из трех элементов: разум, воля, и желательная часть.

Примечание: Последнее предложение я целиком списала из учебника Канке. В процессе написания реферата я так и не уяснила для себя, что здесь имеется в виду. Не зная греческого языка, приходится верить переводчикам и толкователям. В других книгах слово «воля» переводится, как «дух», «мужество», и даже «страсти». Взаимоисключающие толкования! Я думаю, что Платон знал, о чем говорил, и очень хочу со временем подобрать адекватные слова для перевода. Многие мыслители говорят о трехсоставности души. Максим Исповедник: ум, разум, жизненная сила. Феофан Затворник: дух, душа, чувства-ощущения. Фрейд: сверх-я(контролирующая структура),я(сознание), оно(подсознание, недозволенные желания). Наш преподаватель психологии: познавательная часть, эмоциональная, волевая. Я думаю, что все они правы, каждый со своей точки зрения. Мне видится наиболее всеобъемлющим и соответствующим современному уровню знаний определение, данное Алисой А. Бейли, о котором будет сказано ниже.

Из трех частей души бессмертен лишь разум, познающий идеи. Платон поэтически изображал душу в виде возницы и двух крылатых коней, впряженных в колесницу. У богов возница и кони благородны и бессмертны. У людей же – только возница, кони же низкого происхождения и нечистой крови. Много требуется усилий, чтобы контролировать этих коней. Горе тому вознице, который не сумеет с ними справиться: Колесница падет с небесной твердыни и душа, потеряв свои крылья, вынуждена будет войти в телесную оболочку. Участь ее печальна и тяжела, но та душа, которая одарена живым стремлением в небеса, может войти в оболочку философа, и тогда ее земное скитание оканчивается скорее.

Отсюда – значение добродетели. Добродетель есть знание, и для каждой части души существует свой особый вид добродетели. Познавательная часть – разум – должна стремиться к истине, красоте и добру, поэтому знание их, или мудрость есть добродетель разума. Воля должна помогать разуму, не опасаясь и не останавливаясь ни перед чем. Добродетелью же чувственной части души должны быть умеренность и самообладание, так она может способствовать остальным частям души в их стремлении к идеалам. «Любовь есть некое влечение. Влечение же неразумно, и может стать необузданностью. Человек, подчиняющийся влечению, – раб наслаждения».(Федр).

Таким образом, разум, соответственно своей мере знания, должен управлять жизнью души и ее проявлениями: эмоциями, желаниями, поступками.

Примечание: Я думаю, что все греческие философы первых веков были в какой-то мере последователями Платона, во всяком случае, пользовались сходной терминологией. Поэтому, чтобы разобраться в учении Платона, я взяла книгу Иоанна Дамаскина «Точное изложение православныя веры». Перевод сделан авторитетным коллективом ученых под руководством профессора А.И.Сидорова, того самого, который перевел Максима Исповедника и Василия Великого. У Иоанна Дамаскина читаем: «Нужно знать, что разумное начало души владычествует над неразумным. Ибо силы души разделяются на разумную и ту, которая неразумна. Но неразумного начала души есть две части: одна непослушна разуму, то есть разуму не повинуется(жизненная сила: сила сердцебиения, сила роста, сила семени и т.п.),другая же повинуется разуму и разделяется на гнев и похоть. Сия часть души называется страстным и вожделеющим началом».

Как усовершенствовать разум и умножить знание?

 

Платон ставил вопрос о путях возникновения мысли. Вместе со своим учителем Сократом он считал, что рождению мысли способствует диалектика, обмен мнениями, духовный поиск, дискуссия. Но важнее всего создать условия, при которых душа шаг за шагом вспоминает то, что она созерцала, будучи в мире идей. Явления материального мира суть бледные копии вечных идей, и перед мысленными взорами впечатлительной души раскрывается постепенно другой, лучший мир, в котором она некогда жила. Напрягая все свои силы, душа начинает подмечать знакомый облик идей среди несвязного вихря вещей и явлений. Чем полнее отрешается она от внешнего мира, чем глубже всматривается в проявления, тем ярче оживают в ней воспоминания. Она все выше и выше поднимается над чувственными восприятиями, чуждыми ей с самого рождения, и начинает постепенно создавать понятия, соответствующие ее воспоминаниям, понятия все более и более сложные, все более и более высокие.

Чувственные восприятия имеют дело только с теми предметами, которые находятся вокруг нас. В сверхчувственном мире нужно пользоваться совсем иным орудием познания. Орудие это – разум, та высшая способность нашего ума, которая имеет дело с категориями бытия и вечности. При помощи его мы познаем идеи.

Каким образом возможно для нас знание, если объекты его, идеи, находятся вне условий нашего бытия, вне пространства и времени? Идеи недоступны нашим ощущениям, а только разуму, но каким образом может дойти до них разум сам, как же может он подняться над материальным миром?

При подготовке этого реферата я так и не поняла, какой конкретно метод предлагал Платон. В учебниках об этом не пишут, а собрание сочинений проштудировать не удалось. О современных методах получения надчувственного опыта скажу ниже.

Сравним Сократа и Платона

 

Легенда гласит, что однажды Сократу приснился сон: к нему прилетел прекрасный лебедь – священная птица Апполона, покормился из его рук и вновь улетел в небеса, издавая дивную мелодию. Наутро к нему привели нового ученика – юного Платона, и Сократ понял смысл своего сна. Платон всегда с любовью и уважением писал о своем учителе, но нельзя не заметить, как далеко он продвинулся по сравнению с ним. Сократ ограничивался изучением внешнего поведения человека. «Мудрость моя – мудрость человнческая».(Апология Сократа). О том, что выше личности., и о глубинных психических процессах он не только не размышлял, но агрессивно отвергал саму возможность такого изучения. «Сократ, ты по молодости слишком считаешься с мнениями людей. Поэтому тебе странно предположить для вещей существование некой идеи».(Парменид). Платон же не побоялся задуматься о высшем – и его разработки стали отправной точкой для размышлений практически всех философов вплоть до наших дней. У Сократа высшим благом была целесообразность Ради нее и совершалась добродетель. У Платона же тоскующая душа хочет вернуться на небо, и ради этого готова на самоограничение. Сократ обращался со своими слушателями неуважительно, задавая свои хитрые вопросы, заставляя противоречить самим себе, показывая ошибочность их суждений. «Обходя разные места, выискиваю и допытываюсь, не покажется ли мне кто-нибудь мудрым – и как только мне это покажется, спешу показать этому человеку, что он не мудр».(Апология Сократа) К тому или иному выводу человек должен был придти, исходя из ограниченного опыта своего пребывания в материальном мире. Платон же напоминал каждому о его божественном происхождении и предлагал припасть к бесконечному источнику мудрости.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...