Перечень и особенностей знаний, элементов опыта, умений успешных клинических психологов
Контрольные работы Методы психологии труда.............................................................................. 1 Профессиограмма клинического психолога.................................................. 4 Психические регуляторы и психологические признаки труда как метод оценки уровня сформировавшегося специалиста (на конкретных примерах).......... 9 Психологические признаки труда................................................................. 12 Множество эргатических функций клинического психолога (на примере курсовой работы)........................................................................................................... 14 Индивидуальный стиль деятельности (ИСД) как средство адаптации человека в деятельности................................................................................................... 16 Контрольная работа Методы психологии труда
Ю. В. Котелова приводит следующую классификацию методов психологии труда. Она разделяет всё разнообразие методов на три больших раздела А, Б и В. Раздел А, в свою очередь, подразделяется на три блока. К первому относятся различные варианты метода наблюдения.
I. Метод наблюдения · Метод непосредственного наблюдения профессиональной деятельности; · Трудовой метод – участие самого психолога в конкретном виде труда.
В связи с трудностью применения этих методов, к ним прилагаются вспомогательные методы и средства.
· Измерения различных параметров процесса труда; · Алгоритмический способ описания трудовой деятельности; · Анализ продуктов трудовой деятельности; · Анализ ошибочных действий, несчастных случаев и аварий; · Экспериментально -психологические и физиологические пробы в ходе протекания профессиональной деятельности.
Второй блок раздела А содержит разновидности метода опроса
I. Метод опроса · Беседа; · Устный опрос (интервью); · Письменный опрос (Анкета); · Биографические и автобиографические данные (психологический анализ); · Метод обобщения независимых характеристик
Третий блок методик раздела А – это анализ различной производственной документации помогает в работе методикам из I и II блока.
Далее в классификации методов идёт раздел Б, содержащий виды экспериментальных методик.
I. Лабораторный эксперимент · Абстрактный; · Модель отдельных элементов трудового процесса; · Модели профессиональной деятельности в целом; · Реальная трудовая деятельность в условиях лаборатории; · Метод тестов
I. Производственный эксперимент · Внесение разнообразных изменений в оборудование, технологию, приёмы, темп и ритм работы. · Метод искусственной деавтоматизации.
К разделу В Котелова Ю. В. относит разнообразные статистические методы работы с данными. Этот раздел динамично связывает разделы А и Б.
Е. А. Климов в своей классификации методов психологии труда к уже перечисленным эмпирико-познавательным методам из классификации Ю. В. Котеловой добавляет
Методы построения теории · Методы построения простых и сложных теоретических объектов; · Методы интерпретации; · Номологизации; · Определения; · Верификации; · Доказательства; · Объяснения.
Преобразующие или конструктивные методы психологии труда: · методы обучения, развития субъекта труда, развития профессионально-важных свойств (тренажеры, деловые игры); · консультирование – метод обогащения и преобразования знаний и представлений человека о себе, о профессиях, о соотношении своих возможностей и интересов с определенной группой или несколькими группами профессий; · методы коррекции поведения, состояния субъекта труда; · методы реконструкции - преобразования рабочего пространства, органов управления и средств индикации, режима труда и отдыха, способов планирования труда, нормирования и контроля (в рамках организационного проектирования и реконструкции трудовых задач и форм организации труда).
Контрольная работа Профессиограмма клинического психолога
Что делают клинические психологи.
а) В чем состоит продукт (изделие, произведение; вклад, «лепта» — какая и во что). Задача клинического психолога – не только забота о здоровье человека, но и создание оптимальных условий его жизнедеятельности. Объект клинического психолога является человек с трудностями адаптации и саморазвития, связанными с его здоровьем.
б) Особенности практической деятельности и перечень исполнительных действий. Клинический психолог является, по сравнению с другими психологами, максимально практическим психологом. Особенности практической деятельности клинического психолога состоят в том, что он работает с индивидуальными психическими характеристиками человека. Практическая деятельность клинического психолога · диагностическая; · формы психологического воздействия; · участие в разных экспертных задачах; · реабилитация; · профилактика заболеваний; · консультирование; · научная работа.
в) особенности познавательной деятельности и перечень гностических действий. Клинический психолог имеет дело со страждущими людьми – людьми, нуждающимися в понимании. Поскольку лечат не болезнь, а больного, то клинический психолог познаёт не только болезнь, но и психические особенности больного.
Перечень и особенностей знаний, элементов опыта, умений успешных клинических психологов Клинический психолог познаёт симптом – единичный признак проявления болезни, синдром – набор закономерно сочетаемых симптомов, нозологию – набор синдромов. Клинический психолог должен владеть как разносторонними психологическими знаниями, так и определенной медицинской подготовкой, в частности – в области психиатрии и неврологии. Должен быть знаком с педагогикой. Необходимо умение вести клиническую беседу с пациентом. Специалист должен также уметь вести сбор необходимых эмпирических материалов неэкспериментальными и экспериментальными методами, обрабатывать современными методами полученные материалы, научно их интерпретировать и делать обоснованные заключения о конкретных ситуациях наблюдаемой клинической картины пациента, собирать и упорядоченно хранить научно-информационные материалы, составлять отчеты о выполненных работах, вести научную документацию, содействовать повышению эффективности и социального признания своего профессионального сообщества и своего профессионального коллектива.
3. Каковы особенности и качества исполнительно-двигательных процессов, проявлений (движения, их точность, координированность, сила, дозировка усилий; поведение, выразительные движения, наружность). Движения клинического психолога, впрочем как и любого другого, являются основным проводником взаимодействия его с внешней средой. В зависимости от характера этого взаимодействия (в его физических и психологических аспектах), определяемого как внешними, так и внутренними факторами, задается структура и динамика двигательного акта, которая может быть самой разнообразной. Дозировка усилий у клинического психолога должна быть достаточной, но не чрезмерной, чтобы не причинить пациенту вред в замен надлежащей пользы. Поведение в целом, как непременный атрибут, должно соответствовать профессиональной подготовке клинического психолога и быть строго дозированным согласно конкретной ситуации. Подчас существует потребность у клинического психолога в выразительных движениях и наружности. Особенно это касается психологов, работающих с детьми. В этих случаях для психологического влияния хороша наглядная демонстрация, что часто и применяться.
4. Каковы особенности и качества познавательных процессов (внимание, ощущения, восприятия, память, воображение, мышление—их виды и свойства) При работе с пациентами для клинического психолога важна правильная организация процесса и состояния на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных клинических задач, т.е. внимания. Поэтому и в теоретическом и в операциональном плане внимание у клинического психолога должно характеризоваться достаточно высоким уровнем (интенсивностью, концентрацией), объемом (широтой, распределением), скоростью переключения (перемещения), длительностью и устойчивостью.
Среди процессов памяти для клинического психолога по особенному важно — запоминание, которое определяет полноту и точность воспроизведения клинического материала, прочность и длительность его сохранения. Условия продуктивности запоминания в работе связаны ещё и с тем, что протекает оно в форме как непроизвольного, так и произвольного процесса. Восприятие клинического психолога во многом зависит от прошлого опыта, накопленного клинического материала, содержания и задач выполняемой клинической деятельности, психических состояний и индивидуальных особенностей психолога (потребностей, склонностей, интересов, мотивов, эмоционального состояния и т. д.). Под влиянием этих факторов и создается характерная для каждого человека апперцепция, обусловливающая значительные различия при восприятии одних и тех же вопросов обычными людьми и клиническими психологами. Необходимо для клинического психолога развитое воображение как универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности с помощью переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового клинического опыта. Мышление в работе клинического психолога находит целенаправленное использование в развитии и приращении знаний, поскольку в мышление важнейшую роль играетпонимание людьми друг друга, средств и предметов их совместной деятельности.
5. Каковы особенности содержания и динамики эмоционально-волевых процессов, эмоциональных особенностей индивидуальности Чтобы быть способным успешно выполнять обязанности клинического психолога специалист должен действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия (т. е. свои непосредственные желания и стремления) – для чего необходима развитая эмоционально-волевая регуляция. При этом внутренний интеллектуальный план направлен на поиск тех действий, которые при данных конкретных условиях могут привести к достижению поставленной цели. Специфичным является наличие внутреннего интеллектуального плана, организующего все имеющиеся у психолога в данный момент побуждения в направлении такого их упорядочивания, при которой ведущим мотивом становится сознательно поставленная цель.
В множестве эмоциональных процессов для клинического психолога важен особый вид –собственно эмоций, которые в отличие от аффектов могут слабо проявляться внешне. Они имеют отчетливо выраженныйситуативный характер, т. е. выражают оценочное отношение психолога к складывающимся или возможным ситуациям клинической практики, к своей деятельности и своим проявлениям в этих ситуациях.
6. Каковы особенности отношений личности (к окружающему, к людям, к деятельности, к труду, к вещам, к себе) Работник в области клинической психологии должен иметь выраженный интерес к человеку и его внутреннему миру, к тонким особенностям межлюдских отношений, профессионально положительное отношение к людям независимо от их социального, соматического и психического статуса, возрастно-половых и индивидуальных особенностей; он должен иметь систему профессиональных убеждений (в центре которой находятся идеи о бесконечных возможностях положительного развития человека) в сочетании с готовностью приходить стороннему человеку как члену общества на помощь с соответствующими профессиональными средствами (такими, как консультирование, психологическое просвещение, психотренинг, проектирование деятельности, ее внутренних средств, участие в проектирование внешних средств и условий, коррекция индивидуального стиля, активизация самопознания и саморегуляции человека).
7. Каковы особенности направленности личности, системы мотивов (что превыше всего ценят профессионалы, что любят и что отвергают, ради чего тратят силы и время). Клинические психологи ценят в своих коллегах способность организовывать и проводить соответствующую работу по специальности, разрабатывать (и дорабатывать после коллективных обсуждений, эмпирической проверки) приемы, пути, методы, средства развития клинической психологии; разбираться в конкретных психологических и клинических противоречиях жизненной ситуации пациента; предлагать и корректно внедрять рекомендации по организации помощи нуждающимся, отдыха и быта людей, учебной деятельности, по оптимизации процессов психологического воспитания детей и взрослых. Подобно другим специалистам клинические психологи в своей работе не приемлют отсутствие профессионализма в работе, слабодушие, корыстолюбие.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|