Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эмоции, чувства, эмоциональные отношения,

Например, аффективный тон знаний, действий (он выражается в том, что знания, действия сопровождаются переживанием, которое выражается словами «приятный», «неприятный», «веселый», «скучный»,«напряженный», «успокоительный» и т.п. При этом человек обычно не замечает, что здесь проявляется его собственное переживание, а приписывает называемое качество объекту — «веселый ситец», «прият­ный цвет», «отвратительный запах» и пр.).

Эмоциональные реакции, то есть кратковременные, более или менее сильные переживания того или иного от­ношения к происходящим событиям, изменениям в среде.

Например, удивление, радость, страх, гнев, страдание, презрение. Эти переживания как бы сигнализируют человеку о благо­приятности или неблагоприятности для него соответствую­щих внешних воздействий — сигнализируют еще до того, как он успел обдумать все «за» и «против».

Эмоциональные состояния, то есть сравнительно про­должительные — длящиеся часы и дни — переживания, сходные по содержанию с эмоциональными реакциями, но отличающиеся от них двумя признаками — они менее ярко выражены, чем реакции, и менее определенно осознается связь их с какими-то внешними обстоятельствами.

Напри­мер, радостное настроение, состояние, бодрости, тоски и пр.).

 

Эмоциональные отношения (высшие чувства) — пе­реживания избирательного отношения к реальным или мыслимым объектам, опирающиеся на ясное осознание объ­екта, на сознательные доводы, принципы, которые могут сохраняться у человека очень долго, даже в течение всей жизни.

Например, чувство долга, чувство дружбы, люб­ви, патриотизма, интернационализма, гордости за свою профессию, любовь к труду и т.д.).

 

7) Направленность личности, мировоззрение.

Например, идеалы — мысленные образцы людей, судеб, укла­дов жизни, которыми фактически руководствуется чело­век. Таким идеалом для учащегося может быть и реальный человек, и герой художественного произведения, и истори­ческая личность, и собирательный образ, сконструирован­ный из черт, особенностей, свойственных разным людям, героям литературы, кино и т.д.

Убеждения, то есть твердые, сознательно обоснован­ные определенными доводами взгляды человека на приро­ду, общество, самого себя. Система убеждений составляет мировоззрение человека — важнейшую область внутрен­них регуляторов человека.

 

9) Характер как свойственная человеку система устойчивых отношений к разным сторонам действительности.

С каждой из перечисленных групп регуляторов находятся соответствующие устойчивые индивидуальные качества данного человека, от которых зависит некоторый неповторимый, свойственный этому человеку тип поведе­ния, стиль психической активности.

Особое место в качестве регуляторов поведения занима­ют явления пользования общественно выработанными сис­темами знаков и прежде всего — естественным родным языком.

 


Контрольная работа

Психологические признаки труда

 

Предвосхищение общественно ценного результата

Чтобы деятельность в условиях нашего общества можно было назвать трудовой, ее предвосхищаемый результат должен мыслиться как ценный для общества. Важно отметить также, что слово «предвосхищение» указывает одновременно и на познавательный (гностиче­ский) и на аффективный (связанный с эмоциональными переживаниями) компоненты представления (образа) ре­зультата деятельности.

Например, если повар, кулинар придумывает новое блюдо, то знание результата включает и товароведческие критерии вкусовых достоинств пищи, выраженные в речи, и вкусовые, обонятельные обра­зы, играющие роль своего рода внутренних, субъективных эталонов. А у химика-аппаратчика, занятого производст­вом серной кислоты, знание о конечном результате может выступать в основном в вербальной форме — в виде числен­но заданных требований к количеству и качеству продукта, к доле примесей и т.д. Специфика некоторых разновид­ностей профессионального труда состоит в том, что резуль­тат деятельности в конкретных чертах как раз и неизвестен. Геолог-разведчик ищет месторождение нефти или газа, но еще не знает, что, где конкретно найдет и найдет ли вообще, каковы будут найденные (если повезет) запасы полезного минерала и т.д. Аналогичные вещи можно сказать о следо­вателе, о пожарном, об инженере-конструкторе, о слесаре-разметчике, о паркетчике (он исходит из наличного рисунка — текстуры — древесины), о художнике-оформи­теле и многих других профессионалах, в труде которых значительную роль играет именно поиск образа конечного продукта деятельности. В этих случаях знание результата есть знание тех общих требований, норм (технических, эстетических, социальных), критериев, которым должен соответствовать искомый результат.

 

Сознание обязательности достижения заданного результата

Деятельность становится трудом тогда, когда имеется не только сама идея обязательности, но и внешние по отношению к человеку формы фиксации целей его деятельности и общественного одобрения этих целей.

Например, это задания, сформулированные, утверж­денные ответственными представителями общества, производственного коллектива — программы, планы, про­изводственные, трудовые задания, документированные или устные.

Для детей, подростков носителями социально значимых целей деятельности выступают представители старших по­колений (старшие члены семьи, учителя и другие органи­заторы деятельности), а также сверстники.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...