Эмоции, чувства, эмоциональные отношения,
Например, аффективный тон знаний, действий (он выражается в том, что знания, действия сопровождаются переживанием, которое выражается словами «приятный», «неприятный», «веселый», «скучный»,«напряженный», «успокоительный» и т.п. При этом человек обычно не замечает, что здесь проявляется его собственное переживание, а приписывает называемое качество объекту — «веселый ситец», «приятный цвет», «отвратительный запах» и пр.). Эмоциональные реакции, то есть кратковременные, более или менее сильные переживания того или иного отношения к происходящим событиям, изменениям в среде. Например, удивление, радость, страх, гнев, страдание, презрение. Эти переживания как бы сигнализируют человеку о благоприятности или неблагоприятности для него соответствующих внешних воздействий — сигнализируют еще до того, как он успел обдумать все «за» и «против». Эмоциональные состояния, то есть сравнительно продолжительные — длящиеся часы и дни — переживания, сходные по содержанию с эмоциональными реакциями, но отличающиеся от них двумя признаками — они менее ярко выражены, чем реакции, и менее определенно осознается связь их с какими-то внешними обстоятельствами. Например, радостное настроение, состояние, бодрости, тоски и пр.).
Эмоциональные отношения (высшие чувства) — переживания избирательного отношения к реальным или мыслимым объектам, опирающиеся на ясное осознание объекта, на сознательные доводы, принципы, которые могут сохраняться у человека очень долго, даже в течение всей жизни. Например, чувство долга, чувство дружбы, любви, патриотизма, интернационализма, гордости за свою профессию, любовь к труду и т.д.).
7) Направленность личности, мировоззрение. Например, идеалы — мысленные образцы людей, судеб, укладов жизни, которыми фактически руководствуется человек. Таким идеалом для учащегося может быть и реальный человек, и герой художественного произведения, и историческая личность, и собирательный образ, сконструированный из черт, особенностей, свойственных разным людям, героям литературы, кино и т.д. Убеждения, то есть твердые, сознательно обоснованные определенными доводами взгляды человека на природу, общество, самого себя. Система убеждений составляет мировоззрение человека — важнейшую область внутренних регуляторов человека.
9) Характер как свойственная человеку система устойчивых отношений к разным сторонам действительности. С каждой из перечисленных групп регуляторов находятся соответствующие устойчивые индивидуальные качества данного человека, от которых зависит некоторый неповторимый, свойственный этому человеку тип поведения, стиль психической активности. Особое место в качестве регуляторов поведения занимают явления пользования общественно выработанными системами знаков и прежде всего — естественным родным языком.
Контрольная работа Психологические признаки труда
Предвосхищение общественно ценного результата Чтобы деятельность в условиях нашего общества можно было назвать трудовой, ее предвосхищаемый результат должен мыслиться как ценный для общества. Важно отметить также, что слово «предвосхищение» указывает одновременно и на познавательный (гностический) и на аффективный (связанный с эмоциональными переживаниями) компоненты представления (образа) результата деятельности. Например, если повар, кулинар придумывает новое блюдо, то знание результата включает и товароведческие критерии вкусовых достоинств пищи, выраженные в речи, и вкусовые, обонятельные образы, играющие роль своего рода внутренних, субъективных эталонов. А у химика-аппаратчика, занятого производством серной кислоты, знание о конечном результате может выступать в основном в вербальной форме — в виде численно заданных требований к количеству и качеству продукта, к доле примесей и т.д. Специфика некоторых разновидностей профессионального труда состоит в том, что результат деятельности в конкретных чертах как раз и неизвестен. Геолог-разведчик ищет месторождение нефти или газа, но еще не знает, что, где конкретно найдет и найдет ли вообще, каковы будут найденные (если повезет) запасы полезного минерала и т.д. Аналогичные вещи можно сказать о следователе, о пожарном, об инженере-конструкторе, о слесаре-разметчике, о паркетчике (он исходит из наличного рисунка — текстуры — древесины), о художнике-оформителе и многих других профессионалах, в труде которых значительную роль играет именно поиск образа конечного продукта деятельности. В этих случаях знание результата есть знание тех общих требований, норм (технических, эстетических, социальных), критериев, которым должен соответствовать искомый результат.
Сознание обязательности достижения заданного результата Деятельность становится трудом тогда, когда имеется не только сама идея обязательности, но и внешние по отношению к человеку формы фиксации целей его деятельности и общественного одобрения этих целей. Например, это задания, сформулированные, утвержденные ответственными представителями общества, производственного коллектива — программы, планы, производственные, трудовые задания, документированные или устные. Для детей, подростков носителями социально значимых целей деятельности выступают представители старших поколений (старшие члены семьи, учителя и другие организаторы деятельности), а также сверстники.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|