Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ качества произведенной продукции




Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Ее повышение обеспечивает экономию не только трудовых и материальных ресурсов, но и позволяет более полно удовлетворять потребности общества. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на нее и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

Качество продукции - совокупность свойств продукции, позволяющих удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Качество продукции характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность.

Показателем качества продукции называется количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

Обобщающие показатели качества - показатели, характеризующие качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

а) удельный вес новой продукции, в общем, ее выпуске;

б) удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;

в) удельный вес продукции высшей категории качества;

г) удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

д) удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в вы­сокоразвитые промышленные страны.

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции -показатели, характеризующие одно из ее свойств:

полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания);

надежность (долговечность, безотказность в работе);

технологичность, характеризующая эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);

эстетичность изделий.

Косвенные показатели - это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес рекламацион­ной продукции, потери от брака и др.

Главная задача анализа качества продукции - изучить динамику вышеперечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и оценить выполнение плана по уровню качества продукции.

Для обобщенной оценки выполнения плана по качеству продукции используются разные методы. Одним из них является балльный метод оценки, сущность которого состоит в определении средневзвешенного балла качества продукции, а затем путем сравнения фактического и планового его уровня находят процент выполнения плана по качеству.

По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях.

При оценке выполнения плана по первому показателю фактическую долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества - с данными прошлых периодов.

Так, средний коэффициент сортности можно определить двумя способами:

а) отношением количества продукции I сорта к общему количеству;

б) отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене I сорта (табл. 6).

Таблица 6 - Показатели, характеризующие качество продукции

 

 

 

 

Сорт про­дукции Цена за 1 туб., руб. Выпуск продукции, туб. Стоимость выпуска, тыс. руб.
план факт план факт По цене 1 сорта
план факт
I   28 800 35 280 17 280 21 168 17 280 21 168
II   17 280 10 080 8 640 5 040 10 368 6 048
III   11 520 5 040 2 880     3 024
Итого   57 600 50 400 28 800 27 468 34 560 30 240

 

По цене 1 сорта

План Факт
I 17280 II 17280 * 600 = 10368 III 11520*600= 6912 I 21168 II 10080 * 600 = 6048 III5040 *600 = 3024  

 

По второму способу коэффициент сортности рассчитывается по следующей формуле:

Ксорт=

Отсюда коэффициент сортности: по плану 0,833, т.е. (28800/34560), фактически - 0,908 (27468/30240). Выполнение плана по качеству - 109% (0,908/ 0,833). Средневзвешенная цена по плану -500 руб. (28800/57600), фактически - 545 руб. (27468/50400), что по отношению к плану также составляет 109%.

Кроме того, выполнение плана по качеству продукции оценивается по удельному весу аттестованных изделий, удельному весу забракованной и рекламационной продукции.

Важной задачей анализа является и определение влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товарной продукции (ΔТП), выручку от реализации продукции (ΔВ) и прибыль (ΔП). Расчет этих показателей производится следующим образом:

ΔТП = (Ц10)*К1,

ΔВ = (Ц10)*VРП1?

ΔП ={(Ц10)* VРП1}-{(С10)*VРП1}

где:

Ц0 и Ц1, -соответственно цена изделия до и после изменения качества; С0 и С 1, - соответственно уровень себестоимости изделия до и после изменения качества;

К1, - количество произведенной продукции повышенного качества; VPI11, - объем реализации продукции повышенного качества. Косвенный показатель качества продукции - это показатель наличия брака. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявлен­ный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями). Выпуск бракованной продукции ведет к повышению себестоимости продукции, уменьшению объема товарной и реализованной продукции, снижению при­были и рентабельности.

Важное значение при изучении деятельности предприятия имеет анализ ритмичности производства продукции.

Ритмичность — равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.

Ритмичность производства продукции является качественным показателем, характеризующим работу предприятия. Хорошая ритмичность производства обеспечивает более полное использование рабочей силы и соответственно производственных мощностей и материальных ресурсов.

Неритмичное прохождение изделий в производственном цикле обусловливает пониженное качество и меньший объем выпуска продукции, повышенные расходы на заработную плату, выплату штрафов за срыв поставок и ряд других потерь.

Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.

Различают равномерный (в равные промежутки времени выпуск одинакового количества продукции) и ритмичный выпуск продукции (точное соблюдение плановых часовых, суточных, месячных графиков производства).

При анализе ритмичности выбор календарного периода зависит от возможностей составления планов-графиков выпуска продукции и учета их выполнения - на декаду, неделю, сутки, смену, час, а также от типа производства и длительности производственного цикла. При массовом выпуске однотипной продукции и коротком производственном цикле ритмичность следует определять по часовым, сменным, суточным графикам, в производствах с длительным циклом и большой номенклатурой изделий -по пятидневкам или декадам.

Для оценки выполнения плана по ритмичности используются прямые и косвенные показатели.

Прямые показатели - коэффициент ритмичности, коэффициент аритмич­ности, удельный вес производства продукции за каждую декаду (сутки) к месячному выпуску, удельный вес произведенной продукции за каждый месяц к квартальному выпуску, удельный вес выпущенной продукции за каждый квартал к годовому объему производства, удельный вес продукции, выпущенной в первую декаду ответного месяца к третьей декаде предыдущего месяца.

Косвенные показатели ритмичности - наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции на складах.

Один из наиболее распространенных показателей - коэффициент ритмичности. Необходимые для расчета указанного показателя данные представлены в табл. 37. Коэффициент ритмичности рассчитывается по формуле:

К р =

где:

Кр - коэффициент ритмичности;

ВПпл.i - плановый выпуск продукции за i-е периоды;

ВПн.i - недовыполнение плана по выпуску продукции в i-м периоде.

Согласно данным табл. 37 коэффициент ритмичности составляет 0,979 (94000/96000).

Таблица 37-Показатели, характеризующие выпуск продукции по декадам

 

 

 

Декада Выпуск про­дукции за год, тыс. руб. Удельный вес, % Выполне­ние плана, коэффи­циент Объем продукции, зачтенный в выполнение плана по ритмичности, тыс. руб.
план факт план факт
Первая     33,3 29,8 0,9375  
Вторая     33,3 33,9 1,0688  
Третья     33,4 36,3 1,1438  
Всего за год         1,05  

В процессе анализа необходимо изучить изменения не только в объеме производства товарной продукции, но и в объеме ее реализации.

Реализация продукции является завершающей стадией кругооборота средств предприятия. От ее величины зависят результаты финансово-хозяйственной деятельности, показатели оборачиваемости и рентабельности.

Анализ реализации продукции проводится за каждый месяц, квартал, полугодие, год. В процессе его фактические данные сравниваются с плановыми, предшествующими периодами, рассчитываются процент выполне­ния плана, абсолютное отклонение от плана, темпы роста и прироста за анализируемый отрезок времени, абсолютное значение одного процента прироста.

Источниками информации для анализа реализации продукции являются: форма №1 "Бухгалтерский баланс", форма №2 "Отчет о прибылях и убытках", ведомость №16 "Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация", журнал-ордер №11, карточки складского учета готовой продукции и др.

На изменение объема продаж влияют многочисленные факторы (рис. 13).

В настоящее время в России для целей налогообложения используются два способа определения выручки реализации продукции: по методу оплаты и по факту отгрузки продукции.

Первый способ заключается в том, что предприятие сначала получает деньги, которые ему перечисляет покупатель платежным поручением, а затем отгружает продукцию.

Второй способ состоит в том, что предприятие сначала отгружает продукцию, а затем сдает в банк товаросопроводительные документы вместе с платежным требованием-поручением на востребование платежа.

Рис.13. Факторы, оказывающие влияние на объем продажи продукции

1. Если выручка на предприятии определяется по моменту отгрузки товарной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь вид:

ГПн + ТП =РП + ГПк.

Отсюда:

РП=ГПН + ТП-ГПК.

2. Если выручка определяется по моменту оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс можно записать так:

ГПн + ТП+ ОТн = РП+ ОТк +ГПК;

РП= ГПн + ТП+ ОТн- ОТк - ГПк,

где:

ГЛн, ГПк - соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода;

ТП - стоимость выпуска товарной продукции;

РП - объем реализации продукции за отчетный период;

ОТн,ОТк - остатки отгруженной продукции на начало и конец периода, неоплаченные покупателями.

Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. Для изучения влияния этих факторов анализируется баланс товарной продукции (табл. 38).

Таблица 38 - Показатели, характеризующие изменение объема реализации продукции

 

 

№ п/п Показатели (в плановых оптовых ценах предприятия) Сумма, тыс. руб.
план факт +,-
  Остаток готовой продук­ции на начало года     -250
  Выпуск товарной про­дукции 96 000   + 4 800
  Остаток готовой продук­ции на конец года     + 100
  Сумма отгруженной про­дукции за год (п.1+п.2-п.3)   95 850   100 300   + 4 450
  5.1 5.2 Остаток; товаров, отгру­женных, но не оплачен­ных покупателями: на начало года на конец года     2 900 3 500     3 200 6 900     + 300 + 3 400
  Реализация продукции (п.4 + п.5.1-п.5.2)   95 250   96 600   + 1 350

Из таблицы 38 видно, что план реализации продукции перевыполнен за счет увеличения ее выпуска и сверхплановых остатков товаров, отгруженных покупателям на начало года. Отрицательное влияние на объем продаж оказали следующие факторы: уменьшение остатков готовой продукции на складах предприятия на начало года и увеличение их на конец года, а также рост остатков отгруженных товаров на конец года, оплата за которые еще не поступила на расчетный счет предприятия. Поэтому в процессе анализа необходимо выяснить причины образования сверхплановых остатков на складах, несвоевременной оплаты продукции покупателями и разработать конкретные мероприятия по ускорению реализации продукции и получению выручки.

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.

Анализ выполнения договорных обязательств ведется работниками отдела сбыта (маркетинга) предприятия. Он должен быть организован в разрезе отдельных договоров (контрактов), видов продукции, сроков поставки. При этом выполнение договорных обязательств оценивается нарастающим итогом с начала года.

Источниками информации для оперативного анализа хода поставок служат преимущественно данные оперативно-технического, бухгалтерского и статистического учета, материалы наблюдений.

Применение ЭВМ позволяет оперативно получать информацию об отгрузке по каждому получателю в ассортиментном разрезе, а также по срокам поставки.

Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается делением разности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам (ОПпл) и его недовыполнением (ОПн) на плановый объем (ОПпл):

К д.п = или 90%.

Приведенный расчет (табл. 39) показывает, что за отчетный месяц недопоставлено продукции по договорам на сумму 800 тыс. руб., или на 10%, а в целом за год (табл. 10) - на 5%.

Таблица 39 - Показатели, характеризующие выполнение договорных обязательств по отгрузке продукции за март, тыс. руб.

Изделие Потребители План поставки по договору Фактически отгружено Недопоставки продукции Зачетный объем в пределах плана
А         -50  
В       -150  
И т.д.          
Итого   8 000 8 500 -800 7 200

Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности данного предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций и т.д.

Особое внимание при анализе реализации следует обращать на выполнение обязательств по кооперированным поставкам и по экспорту продукции. В процессе анализа необходимо изучить также причины увеличения неоплаченных остатков продукции, отгруженной покупателям. Если сроки оплаты ее еще не наступили, то это нормальное явление. Просроченная же задолженность покупателей за товары ухудшает финансовое состояние предприятия, поэтому надо принимать все возможные и законные меры для ее взыскания.

Таблица 40 - Показатели, характеризующие выполнение договорных обязательств за год, тыс. руб.

 

Период План поставки продукции Недопоставка продукции Выполнение, %
за месяц с начала года за месяц с начала года за месяц с начала года
Январь     -300 -300 96,0 96,0
Февраль     -100 -400 98,7 97,4
Март     -800 -1200 90,0 94,8
……..            
Декабрь     - -4800 100,0 95,0

Следующий этап анализа - изучение влияния факторов на выпуск товарной продукции предприятия, а следовательно, и на объем ее реализации. Объем производства товарной продукции на промышленных предприятиях зависит от совокупности разнообразных факторов. По своему экономическому характеру они могут быть сведены в три группы:

факторы, характеризующие обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования;

факторы, обуславливающие наличие и состояние основных фондов, в том числе машин и оборудования, а также эффективность их использования;

факторы, определяющие обеспеченность экономического субъекта материальными ресурсами и эффективность их расходования. В следующих главах рассмотрим более подробно каждую группу факторов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...